Конспект урока по русскому языку.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.
Новые знания:
- на конце имён существительных женского рода после шипящих ь пишется, а на конце существительных мужского рода после шипящих ь не пишется;
- ь на конце имён существительных после шипящих указывает на женский род.
Проблема:
Когда на конце имён существительных после шипящих ь пишется, а когда нет?
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака, формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце и грамотно их писать.
Задачи:
- Открыть «новые» знания (правило).
- Формировать умение писать существительные с шипящими на конце.
- Совершенствовать фонемные умения.
- Совершенствовать знания и умения по теме «Части речи» на уровне изученного.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать умения: наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Формировать общеучебные умения: самостоятельно добывать знания; ставить и решать орфографическую задачу; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.
Оборудование:
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык», 3 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2007.
- ИАД (интерактивная доска) PROMETHEAN ACTIVBOARD: флипчарт «Существительные с шипящими на конце».
- Записи на доске.
- Карточки для анализа предложения, а также Ь
Структура урока.
- Организация класса. (0,5 мин.)
- Чистописание. (2 мин.)
Учитель: – Напишите строчку букв. Следите за их шириной и наклоном.
(анализ каллиграфии: сравнение с образцом, подчёркивание букв, соответствующих образцу)
– Какие звуки обозначают эти буквы? В чём их особенность?
Ученик: – Эти буквы обозначают шипящие звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]. Звуки [ж] и [ш] – согласные, парные, всегда твёрдые: [ж] – звонкий, [ш] – глухой. Звуки [ч’], [щ’] – согласные, непарные, всегда мягкие, глухие.
- Изучение нового материала. (12 мин.)
- Фонетический анализ слов.
Открыть флипчарт на ИАД. На странице флипчарта записана транскрипция слов в два столбика.
Учитель: – Прочитайте транскрипцию слов.
(про себя → вслух)
Учитель: – На какие согласные звуки оканчиваются слова первого столбика?
Ученик: – Слова первого столбика оканчиваются на согласные звуки [ч’], [ш], [щ’].
Учитель: – На какие согласные звуки оканчиваются слова второго столбика?
Ученик: – Слова второго столбика оканчиваются на согласные звуки [ч’], [ш], [щ’].
Учитель: – Что общего в этих словах?
Ученик: – Все слова оканчиваются на шипящие согласные звуки.
Учитель: – Прочитайте записанные слова.
(на странице флипчарта открываются закрытые белыми невидимыми прямоугольниками заранее напечатанные столбики слов)
Учитель: – Что интересного заметили в записи слов?
Ученик: – Все слова с шипящими согласными на конце. В словах первого столбика на конце есть мягкий знак, а в словах второго столбика мягкого знака на конце нет.
- Запись слов.
Учитель: – Спишите слова, проверьте свои записи по записи на доске.
(ученики списывают слова)
– Чем похожи написанные слова?
Ученик: – Все слова оканчиваются на шипящие согласные. Все слова – это имена существительные.
Учитель: – Докажите, что вы записали имена существительные.
Ученик: – Это имена существительные, потому что к ним можно задать вопрос кто? или что? и все эти слова обозначают предмет.
- Формулировка проблемы.
Учитель: – На какой вопрос будем искать ответ на сегодняшнем уроке?
Ученик: – Когда в именах существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?
Учитель: – Правильно. На этот вопрос попробуем найти ответ. Нам помогут знания об имени существительном.
– Что вы знаете о существительных?
Ученик: – Имена существительные изменяются по числам и бывают мужского, женского и среднего рода.
Учитель: – В каком числе вы записали существительные?
Ученик: – Мы записали существительные в единственном числе.
Учитель: – Что ещё можете определить?
Ученик: – В первом столбике существительные женского рода: она, моя – дочь, мышь, рожь, вещь. А во втором столбике существительные мужского рода: он, мой – луч, малыш, стриж, плащ.
- Формулировка правила.
Учитель: – Какой вывод теперь можем сделать?
Ученик: – На конце существительных женского рода после шипящих надо писать мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
- Сравнение вывода учеников с правилом.
Учитель: – Сравним наш вывод и правило в учебнике. Откройте страницу 73 и познакомьтесь с правилом.
(ученики читают правило)
– Верно ли вы сформулировали ответ на вопрос?
Ученик: – Да.
Физминутка. (1 мин.)
- Применение нового знания. (27 мин.)
Учитель: – Будем учиться правильно писать существительные с шипящими на конце.
– Как узнать, надо ли писать мягкий знак?
Ученик: – Надо определить род существительного.
Учитель: – Будем рассуждать по плану:
(план записан на странице флипчарта ИАД, открывается с помощью инструмента «шторка» по пунктам)
- Запись слов под диктовку. (6 мин.)
Учитель: – Задание, которое будем выполнять, называется «Скажи одним словом». Записывать слова будем с комментированием. В тетради указывайте род существительных, подчёркивайте букву на месте шипящего и мягкий знак.
- Приспособление, с помощью которого открывают замок. (ключ)
Ученик: – Ключ. На конце слова слышу шипящий согласный звук [ч’]. Определю часть речи: что? ключ – это существительное. Определю род: ключ – он, мой – мужской род. Значит, мягкий знак не пишется.
м. р.
Ключ
Подчеркну букву на месте шипящего на конце.
- Бывает устная и письменная. (речь)
Ученик: – Речь. На конце слова слышу шипящий согласный звук [ч’]. Определю часть речи: что? речь – это существительное. Определю род: речь – она, моя – женский род. Значит, пишу мягкий знак.
ж. р.
речь
Подчеркну букву на месте шипящего и мягкий знак, подчеркну букву шипящего.
(дальше ученики рассуждают аналогично)
- Слово, близкое по значению к слову неправда. (ложь)
- Краска для ресниц. (тушь)
- Суп со свеклой и с другими овощами. (борщ)
- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (ёж)
- 12 часов ночи. (полночь)
- Чёрная птица, вестник наступающей весны. (грач)
- Друг всегда готов прийти на …(помощь)
- Человек, который играет на скрипке. (скрипач)
В тетради:
м. р. ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р. ж. р. м. р. ж. р.
Ключ, речь, ложь, тушь, борщ, ёж, полночь, грач, помощь,
м. р.
скрипач.
Проверка.
Учитель: – Прочитайте слова, записанные с мягким знаком.
Ученик: – Речь, ложь, тушь, полночь, помощь.
Учитель: – На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?
Ученик: – Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это существительные женского рода.
Учитель: – Прочитайте слова, написанные без мягкого знака после шипящих.
Ученик: – Ключ, борщ, ёж, грач, скрипач.
Учитель: – Почему не написали мягкий знак?
Ученик: – В этих словах на конце после шипящих не пишется мягкий знак, потому что это существительные мужского рода.
Учитель: – О какой новой роли Ь в словах узнали?
Ученик: – Ь на конце существительных после шипящих показывает, что это существительные женского рода.
Учитель: – Изучаемая сегодня орфограмма - № 8.
Физминутка для глаз. (0,5 мин.)
- Устная работа по карточке (на парте у каждого ученика). (7 мин.)
На данном уроке по карточке отвечают 12 более сильных учеников, остальные следят. Работа с карточкой продолжается и на следующих уроках.
багаж ? | камыш ? | мелоч ? | плащ ? | силач ? |
вещь ? | карандаш ? | молодёж ? | плющ ? | сторож ? |
гараж ? | ключ ? | морж ? | печ ? | стриж ? |
грач ? | ландыш ? | мыш ? | помощ ? | сыч ? |
дич ? | луч ? | ноч ? | реч ? | тиш ? |
доч ? | лож ? | обруч ? | рож ? | товарищ ? |
Ученик: – Багаж, существительное мужского рода (он, мой), значит, на конце после буквы ж мягкий знак не пишется.
И так далее.
- Выполнение упражнения из учебника: № 58, страница 74. (8 мин.)
Учитель: – Прочитайте слова. Поставьте каждое существительное в начальную форму.
Ученик: – Плющ, вещь, роща, товарищ, стриж, крыша, багаж, печь, баржа, речь, камыш, луч, лужа, силач, суша, дача.
Учитель: – Какие из данных имён существительных не на новое правило (орфограмму №8)?
Ученик: – Роща, крыша, баржа, лужа, суша, дача.
Учитель: – Почему?
Ученик: – Потому что это существительные женского рода с основой на шипящий и окончанием а.
Учитель: – Спишите имена существительные с шипящими на конце. Обозначьте орфограмму. На конце каких имён существительных будете писать Ь?
Ученик: – Ь после шипящих будем писать на конце имён существительных женского рода.
(ученики выполняют задание)
Проверка: ученик читает слово, класс показывает карточку Ь или
Если допущена ошибка, анализируем и исправляем.
- Запись предложения под диктовку и его анализ. (6 мин.)
Учитель: – Запишите предложение под диктовку. Обозначьте все изученные орфограммы.
– Узкая тропинка ведёт в глушь леса.
Проверка.
– Комментирует Бочаров Дмитрий.
Ученик: – Узкая: орфограмма № 3 – проверяемый парный согласный з в корне слова; проверяю – узенький. Тропинка: орфограмма № 1 – проверяемый безударный гласный о в корне; проверяю – тропка. Ведёт: орфограмма № 1 – проверяемый безударный гласный в корне (буква е), проверяю – вёл. В – это предлог: во (что?) глушь, от слова пишется отдельно; орфограмма № 7. Глушь: новая орфограмма - № 8 – это существительное женского рода, после шипящего [ш] написал мягкий знак.
Учитель: – Все ли орфограммы объяснил Дима?
Ученик: – Все.
Учитель: – Молодец.
– Кто не ошибся?
(20 учеников из 26)
– Выполним разбор этого предложения. Косенко Надя работает у доски за шторкой (предложение заранее написано), остальные самостоятельно в тетради.
В это время 6 человек выполняют задание на карточке. На карточке предложение:
По узкой тропинке мы зашли в лесную глушь.
Проверка.
– Надя комментирует выполненное задание. (запись на доске)
Ученик: – В предложении говорится о тропинке. Что? Тропинка – это подлежащее, выраженное существительным, подчеркну одной чертой. Что говорится о тропинке? Тропинка (что делает?) ведёт – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя чертами. (Какая?) узкая – это прилагательное; в – это предлог; (что?) глушь – это существительное; (чего?) леса – это существительное. Выписала словосочетания:
тропинка (какая?) узкая
ведёт (во что? куда?) в глушь
в глушь (чего?) леса
Учитель: – Есть ли замечания к выполненной работе?
(нет)
– Кто не ошибся?
(15 человек)
Аналогично проверяется работа детей, выполненная на карточках. Комментировал Громов Михаил. Разбор предложения выполнен без ошибок. Никто из работавших по карточке учеников не допустил ошибки.
- Подведение итогов урока. (1 мин.)
Учитель: – Какие новые знания «открыли» сегодня на уроке?
Ученик: – Узнали, что на конце существительных женского рода после шипящих Ь пишется, а на конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
– Ь на конце существительных после шипящих показывает, что это существительные женского рода.
Учитель: – Молодцы. Сегодня вы совершили очень важное «открытие». На следующих уроках продолжим работу над новой темой.
- Домашнее задание. (1 мин.)
Страница 73 – выучить правило, страница 74 упражнение № 59 (формирование умения писать существительные с шипящими на конце).
– Прочитайте задание.
– У кого есть вопросы?
– Урок окончен.
Страница ученика.
Самоанализ урока.
Цель данного урока: познакомить с новой ролью мягкого знака, формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце и грамотно их писать. На уроке учениками был сформулирован проблемный вопрос, на который предстояло ответить. Для этого мною в работе был использован подводящий к проблеме диалог (фронтальная работа). Учащиеся «открывали» новые для себя знания.
Дети совершали «открытие» на основе анализа предложенных слов. В результате сравнения была определена проблема (сформулировала Березина Любовь). При поиске ответа на вопрос повторили знания о шипящих согласных звуках, об имени существительном как части речи.
Форма проведения урока определила и отбор учебного материала: записанные на странице флипчарта на интерактивной доске (новое средство обучения, позволяющее стимулировать мыслительную деятельность учащихся, повысить мотивацию и концентрацию внимания на уроке) слова для анализа, задание «Скажи одним словом», устная работа по карточке, упражнение учебника. Ученики доказывали правописание слов на новую орфограмму, пользуясь планом рассуждения (подробный ход рассуждения при записи слов, «свёрнутый» при устной работе по карточке); выбирали из упражнения слова с указанной орфограммой. Уровень сложности выполняемых заданий увеличивался.
Для развития орфографической зоркости также было предложено для записи под диктовку предложение, в котором надо было определить изученные орфограммы. Была продолжена работа по совершенствованию умения выполнять разбор предложения (дифференцированная работа по уровню сложности задания).
Результативность:
По новой теме устно и письменно было предложено для работы 39 слов. Из них написали – 27 слов, проанализировали устно – 12 слов. Запись каждого слова была проверена. Из 29 слов 8 слов ученики списывали с доски, 10 слов записали под диктовку с комментированием, 8 слов из упражнения учебника и 1 слово в записанном под диктовку предложении.
Справились:
- Без ошибок – 12 человек (46,15 %): Петушкова Л., Бочаров Д., Буковская Ан., Барсукова А., Павлова Кс., Громов М., Косенко Н., Ерохина Д., Сысоев С., Кузерина Ю., Макарова Ек., Березина Л.
- С 1 ошибкой – 8 человек (30,77 %): Шильникова С., Виноградова Ан., Мазник Ан., Волкова Ел, Лупанова Кр., Васильева Ел., Улитина Ал., Тимофеева Ел. Из них исправили свою ошибку сами до фронтальной проверки – 4 человека.
- С 2-мя ошибками – 6 человек (23,08 %): Тонышев М., Цветков Л., Размадзе М., Пушечкин В., Кайгородцева Св., Власова И. Во время фронтальной проверки исправили ошибки – 4 человека.
Таким образом:
высокий уровень самоконтроля – 16 учеников (61,5%);
средний уровень самоконтроля – 8 учеников (30,8 %);
низкий уровень самоконтроля – 2 ученика (7,7%)
В записанном под диктовку предложении все изученные орфограммы указали 20 учеников (76,9 %). Эти ребята показали высокий уровень самоконтроля.
Выполнили без ошибок разбор предложения – 22 ученика (84,6%).
На уроке активно работало большинство учеников. Дети готовы к изучению темы. Проблемный урок получился.
По окончании изучения темы писали диктант.
Работу выполняли 26 человек. В диктанте на новую орфограмму не допустили ни одной ошибки. Допущена только одна ошибка на класс в имени существительном с шипящим на конце при выполнении задания после диктанта в работе Ерохиной Дарьи в слове речь (указала женский род, но написала без Ь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....