Русский язык. Конспект урока по теме "Лексика" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кудолей Галина Евгеньевна

Конспект урока по теме "Лексика" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_leksika.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Русский язык

3 класс

             

Тема: Слово и его значение

Тип урока: освоение новых знаний

Цель: сформировать представление о разделе науки о языке «Лексика»; формирование понятия "лексическое значение слова".

Задачи:

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с новым разделом курса - лексикой;
  • ввести понятие "лексическое значение слова";

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог;

Этапы

Цель этапов

Содержание

1.Организационный момент

 Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

Обеспечение нормальной обстановки

 на уроке;

Организация внимания школьников.

Вот звенит звонок,

Начинается урок.

Урок начнем с улыбки .Подарите  улыбку мне. Подарите  друг другу улыбки.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Если  хорошее настроение  - покажите внутреннюю часть ладошки, если нет настроения  – внешнюю

2 Операционный

    Актуализация знаний

Актуализация знаний

Выявить чувственный и практический опыт уч-ся

.

Что является объектом изучения предмета русский язык?   Ответ: Слово.

Ученые-языковеды изучают слово с разных сторон, потому что слово живет в разных разделах языка.

3. Сообщение темы и постановка  задач урока

.

Серёжки  и  Алёшки

     

           У   меня  есть  два  брата, Алёша  и  Серёжа.

            Они  очень  любят  смотреть   диафильмы, особенно  Алёша.

           Вот один  раз  смотрели  они  диафильм « Кто   как  

         зимует?». Алёша   читал  подписи  под  картинками.

          Вот  он  и  прочитал:

       - Тетерева  питаются  серёжками.

        А   Серёжа  вдруг  обиделся  и  сказал:

      -  Нет, пусть  они лучше  питаются Алёшками!

Из –за чего обиделся Серёжа? ( не подумал над ЛЗ слова).

Вывод: У каждого слова есть Лексическое значение.  Смысл

Давайте сформулируем тему урока ,

ТЕМА: СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИТЕ

Значит над, чем нам  предстоит сегодня  работа?

ЦЕЛЬ: Сформировать  понятие ЛЗ или ЧТО такое лексическое значение слова?

Ребята, а  в каком разделе о языке изучается ЛЗ?

Я буду называть разделы лингвистики, а вы если согласны что именно  этот раздел  изучает лексическое  значение  слова вы  хлопаете, если  не согласны –руки складываете на груди.(дети встают)

ФОНЕТИКА

ГРАФИКА

ОРФОГРАФИЯ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

МОРФОЛОГИЯ

А еще есть раздел лингвистики, который изучает другую сторону  слова – его ЛЗ . Ответить на вопрос поможет игра.

Замени   числа  буквами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слово:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

1,

л

е

к

с

и

к

а

Сегодня на уроке нас ждет встреча с княжеством Лексика, в котором живут слова. Это княжество удивительно богато. Его богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата. В его кладовых хранятся слова- все слова русского языка- от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собиралась вся мудрость русского народа. Так вот, жители, населяющие это княжество, бережно хранят все богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словом. - Во время нашего путешествия мы будем вести Дневник секретов в рабочих тетрадях.         Запишите дату  и тему нашего путешествия.  Наш дневник  мы будем вести следующим образом. Разделим  лист на две  части. В правой части вы будетет выполнять задания, а в левой части собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока . Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна  Лексика  открывает свои секреты!

-Что мы должны узнать работая над темой?

Какие же задачи  обозначим? Определить :

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЛЕКСИКА?

ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ?

Сейчас мы отправимся в АНАЛИТИЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ 

Для этого организуем работу в группах.. А, Б,В Г Д

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак),

Капитан

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

Группа А (однозначные и многозначные слова)

Задание. Дать толкование ЛЗ по словарю. Найдите и определите, сколько значений у слова топор, сколько значений у слова шляпка.

ТОПОР    ШЛЯПКА

Найдите в учебнике на с.37  как называют такую группу слов в русском языке.

 Группа Б

Прочитайте словосочетания. Запишите , каким словом близким  по значению можно  заменить  одинаковое слово  в каждом словосочетании.

Тепло  души   - ____________  (доброта)

тепло от печки –  __________(высокая температура)

черствый хлеб -_____________(вчерашний)

черствый человек - __________(злой)

Найдите в учебнике на с.38  как называют такую группу слов в русском языке.

Группа В

К словам левой колонки надо бодобрать слова близкие по значению, вставить пропущенный буквы.

Алф..вит                    А..уратный

Прыгать                     Алый

..гонь                          Скакать

Опрятный                  Азбука

Бр..сать                      Пламя

Красный                    К..дать

Найдите в учебнике на с.41 как называются   слова близкие по значению.

Группа  Г

                                Угадайте, кто  они: один  высокий, другой низ

кий, один  толстый, другой  тонкий, один грустный , другой весёлый.  Придумайте свои 3 примера таких пар.

Найдите в учебнике на с.41 как называются   слова противоположные  по значению.

 Группа  Д

 

Рассмотрите «Весёлые картинки». Стрелочками соедините картинку с сочетанием слов. Объясните значение данных сочетаний

Как называется  такое сочетание слов в русском языке?

                                                спустя рукава

                                        (небрежно кое-как)                          

                                                    как кошка с собакой

                                                      (небрежный почерк)

                                                           Носом к носу

                                                    (близко столкнуться)

Динамическая пауза

Физминутка выделить какие

Стоит в поле теремок поднимают руки вверх - домиком
Он
не низок, не высок приседают, руки вниз,
- поднимаются на носочки, руки вверх
На двери весит замок сцепляют пальцы в «замок»
Кто его открыть бы мог? вращают ладонями
Постучали, покрутили, вращают ладонями
Потянули и открыли расцепляют руки

5.Первичное восприятие и осознание материала

Обучение чтению, развитие умения читать

Работа в группах  7-8 минут.

Контроль: выслушаем какие секреты  раздела нам открылись. Давайте посмотрим, что же мы будем изучать в этом разделе?

Выступление группы А

Синее – ЛЗ

Черное – одноз и многозн.

Красное – прям и перен. зн

Желтое- Синонимы и Антонимы

Зелёное- Фразеолог.

Обобщение работы в группах .

Давайте вернёмся к нашему диалогу мальчиков. Какой вывод мы сделали?

Учитель прикрепляет в первый раздел  (олимпийское кольцо) нужную формулировку. —Слово имеет лексическое значение. У каждого слова есть лексическое значение. Смысл 

Выступление группы А

Вывод: Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.

Вывод: Учитель прикрепляет во  второе (олимпийское кольцо) нужную формулировку.   ОДНОЗНАЧНЫЕ И Многозначные слова

Выступление группы Б

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это его вторичное значение

Учитель прикрепляет в третье   (олимпийское кольцо) нужную формулировку. —Значение слов прямое и переносное

выступление группы В

Синонимы – это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Учитель прикрепляет в четвертое (олимпийское кольцо) нужную формулировку. —Словарное богатство: синонимы  

Выступление группы Г

Вывод:  Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению

Словарное богатство:-антонимы  

Выступление группы Д

Учитель прикрепляет  пятое    (олимпийское кольцо) нужную формулировку. —Слово во фразеологических оборотах

Что мы с вами сделали на уроке? ( Назвали все темы, понятия, которые будут изучаться в разделе Лексика на следующих уроках)

Мы с вами построили модуль изучения раздела Лексика.  Этот модуль у  нас  имеет какую форму? (в форме олимпийских колец.)

Объясните почему выбрана такая форма. ( обсудить в группах) .

Учитель: , кольца это система Ведь значение этих колец в том, чтобы соединить пять континентов вместе, чтобы был мир, и везде царило согласие. Если отнять континент, дружбы не получится. Так и в лингвистике , если убрать один из разделов , то не будет системы.

 Так что же мы будем изучать в этом разделе?

Итак :Слово будет рассматриваться с позиций  

-смыслового значения;

-многозначности,

- с позиций прямого и переносного значения,

-с позиций близких по лексическому значению и противоположных ,

-во фразеологических оборотах;

-сферы применения  в процессе общения.(вспомните  историю из –за чего  обиделся Серёжка)

Все лексические единицы они помогут вам точно определять ЛЗ и использовать в нужном значении.

Д\З нарисовать систему раздела «Лексика».

(уч-ся по ходу выступления групп делают запись в тетрадь понятия темы

Оценить из группы .

Динамическая пауза

 Я вам буду называть слова, а вы должны   определить Если это синонимы, то вы встанете на носочки, если  антонимы  –полуприседание Если фразеологизмы—руки на пояс. День –ночь, еда-пища,сверкать-блестеть, как кот наплакал,  жара –холод, друг –товарищ, зарубить на носу.

6. Этап применения знаний и способов  действий

Диктант на  определение лексических единиц ,

Антонимы – А

Синонимы- С

Фразеологизмы – ФО

Прямое  – прям

Переносн. –перенос.

Не узнаешь сладкого, если не отведаешь горького. У него товарищей было много, а друг один. Золотые руки не знают скуки. Мягко стелет, да  жёстко спать. Ребёнок плакал в коляске. Это был большой, можно сказать огромный пёс.

7. Итог урока

  • Дать качественную  оценку работы всего класса и отдельных учащихся .

На  Рефлексию:

Задать друг другу вопросы.

Начинать будем со слов

Что такое ....

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке …» 

было  …                 

8. Информация о домашнем задании

развитие самостоятельности мыслительных

 действий;

развитие творческого мышления;

воспитание воли.

Д\З нарисовать систему раздела «Лексика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (конспект и презентация) во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"

В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова" для 2 класса по системе Л.В.Занкова.Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на рас...

УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Русский язык. Конспект открытого урока: "Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".

Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э"....

Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)

Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задач...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...