Русский язык. Конспект открытого урока: "Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_bukvoy_e_nuzhnoe.docx | 75.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. Конспект открытого урока:
"Буква Ее в начале слова, после гласной и после согласной".
Цели урока: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в неё новой буквы.
- продолжать учить находить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога и группировать их;
Образовательные задачи:
учить различать на слух сочетания [йэ] и обозначать их буквами е, Е. Сформировать четкое представление о том, что буква "Е" в начале слова обозначает два звука (И) и (Э), после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э". Совершенствовать навыки слого-звукового анализа,.
Развивающая: развивать воображение, внимание, мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Коррекционные задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать внимание, зрительную память;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к уроку русского языка;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к учебнику, школьно-письменным принадлежностям).
Оборудование:
доска, учебники, тетради, карточки – элементы букв, плакат – азбука-подсказка, карточки, иллюстрации с изображением елей, ежихи елка искусственная.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Доброе утро, ребята!
Прозвенел звонок веселый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно? Не лениться
И старательно учиться.
II. Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки.
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
-Какие буквы вы прошли на прошлом уроке? (вспоминаем)
- внимание , глаза на доску (пишу буквы …………..Е Ё Ю, дети записывают в тетрадь).
-Мы будем тренироваться писать заглавную букву Е.
-Почему буква Е на плакате изображена красным цветом?
Д. (она гласная)
- Как вы решили, что она гласная?
(она поется)
- Внимательно посмотрите на плакат - подсказку – вы увидите, как правильно писать букву Е.
- Давайте вы в воздухе, а я на доске напишем букву Е.
- Теперь в тетрадях.
III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.
-Скажите, сколько букв в алфавите? (33)
-Сколько букв обозначают гласные звуки? (10)
– Как отличить согласный звук от гласного?
Дети отвечают словами из стихотворения Берестова.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Давайте поиграем в игру «Дополни предложение»:
- Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).
- Звуки слышим, буквы... (пишем).
- Сколько в слове гласных, столько и … ( слогов)
IV. Знакомство с буквами Е, е
– Давайте с вами подробнее познакомимся с буквой Е е, вспомним особенности её написания.
– На что похожа буква Е е? (показать большую печатную букву Е)
Выслушиваются мнения детей. Учитель читает короткие стихотворения, а дети находят в них сравнения предметов с написанием новой буквы:
В слове ель мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву Е запомним, детки.
На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
-Назовите букву все вместе. Какой звук вы услышали? [ ЙЭ]
-Произнесите первый звук [й] Какой он? (согласный, звонкий, мягкий).
-Второй звук [э] - гласный.
V. Открытие нового знания.
-Значит буква Е имеет секреты.
Хотите узнать эти секреты? Тогда будьте очень внимательны.
1) Первый секрет вы уже узнали.
-Так сколько звуков вы услышали при произнесении буквы Е?
-Правильно, в названии буквы Е слышится два звука.
-Запомните, если буква Е стоит в начале слова - слышим 2 звука, а пишем 1 букву.
-Произнесите слово Е-ло-вы-е по слогам.
-Сколько звуков обозначает буква Е, когда стоит после гласного?
-Тоже 2 звука.
Вывод: если в слове Е стоит после гласных, она тоже обозначает 2 звука.
2) Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .
Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске.
На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква Е. Стираю букву с, и дети читают слово ел.
- Что обозначает слово ел?
- Какой звук обозначает буква Е в слове ел?
- В этом слове буква Е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]
-Произнесите слово Е-ло-вы-е по слогам.
-Сколько звуков обозначает буква Е, когда стоит после гласного?
-Тоже 2 звука.
- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы Е - 2 звука, но и в словах эта буква может обозначать 2 звука.
Вывод: если в слове Е стоит после гласных, она тоже обозначает 2 звука.
3)Третий секрет этой буквы заключается в том, что она смягчает предыдущий согласный звук: пел [п’э́л], сел [с’эл].
Вывод: после согласных обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".
Работа по карточками.
Раздаю карточки.
На доске прикреплены карточки со словами:
Е-нот, ме-бель, бо–ец, е-же-ви-ка, е-ль, ди-е-та, се-но, е-да, те-ло, во-ен-ный.
-Прочитайте слова.
-Нам нужно будет расставить слова в три столбика: первый – буква Е в начале слова, второй – после гласной, а третий – Е после согласной буквы.
Поочередно читаются слова и расставляются в соответствующие столбики (один ученик работает у доски).
-Самостоятельно обозначить гласные Е красным карандашом.
-Молодцы! Все справились с заданием!
VI. Первичное закрепление материала.
Отгадайте загадки.
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. ( Ель) Показать картинку.
е
– Произнесите хором слово ели по слогам.
Д. Е-ли.
– Сколько слогов в слове ели?
Д. Два.
– Произнесите первый слог протяжно.
Д. [й’э].
– Сколько звуков вы слышите?
Д. Мы слышим 2 звука.
– Назовите первый звук.
Д. Звук [й’].
– Назовите второй звук.
Д. Звук [э].
– Какой можно сделать вывод?
Буква Е обозначает 2 звука: [й’э].
– Посмотрите, в какой части слова находится буква Е, и уточните, в каком случае она обозначает
2 звука.
Д. Если находится в начале слова.
– Произнесите второй слог. Из чего он состоит?
Д. Из слияния мягкого согласного с гласным.
– Поставьте слоги под схемами. Что мы поставим под первым слогом?
Дети не могут ответить на вопрос.
– Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’э], а пишем
одну букву е. Где стоит буква е?
Д. В начале слова.
– Так как она не может смягчить предшествующую согласную, она лопается от злости на два звука - [й’э]. Значит она особенная.
– Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели?
Д. В слове ели 4 звука, 3 буквы.
-Следующая загадка:
Встает на заре, |
Показать картинку.
-Давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «ПЕТУХ».
– Произнесите хором слово петух по слогам.
Д. Пе-тух.
– Сколько слогов в этом слове?
Д. Два.
– Произнесите первый слог протяжно.
Д. П [э]
-Какой гласный звук мы слышим после первого согласного?
Д. После первого согласного звука П мы слышим звук [э]?
-Сколько звуков в первом слоге?
Д. В 1 слоге 2 звука.
-Сколько звуков во втором слоге?
Д. Во 2 слоге 3 звука.
-Сколько всего звуков? Сколько букв?
Д. В слове Петух 5 звуков и 5 букв.
-Правильно, теперь нам можно сделать вывод:
Если Е стоит после согласного, то обозначает 1 звук Э и смягчает согласный.
-Кому понятно, какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласного?
Сейчас немного отдохнем
Физминутку проведем.
Физминутка - игра «Хлопушки».
-Если слова начинаются с буквы Е, то надо хлопать, а если она окажется в середине слова, то – топать.
Ежевика, ветер, сосед, ель, жилет, билет, енот, неделя, монета, ералаш, секрет.
VII. Работа с учебником (закрепление, обобщение, повторение).
Упр. 1 стр. 86 почитаем, объясните написание слов. Запишите. Подчеркните е, поставьте ударение.
Первичное закрепление с комментированием.
Упр. 2 стр. 86 – прочитаем, запишите, е подчеркните. Схема предложения.
Самостоятельная работа с проверкой.
Упр. 3 стр. 86 спиши, схема предложения. Подчеркни е и др. гласные.
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
-Я хочу предложить вам игру: «Наряди ёлку».
Игра «Наряди ёлку».
– Ребята, а какое время года стоит на дворе?
– Назовите ваш самый любимый зимний праздник.
– Без чего встреча Нового года будет не интересной?
Я расту, чтоб в Новый год,
Плыл весёлый хоровод,
Зелена я и свежа
И похожа на ежа,
И в жару или метель,
Называют меня... (Ель)
На стол ставится искусственная ёлочка и раскладываются вырезанные из бумаги цветные шары, на обратной стороне которых напечатаны слова: Ежевика, ветер, сосед, ель, жилет, билет, енот, неделя, монета, ералаш, секрет.
-Посмотрите, у меня есть необычные игрушки-карточки, на них написаны слова, в которых есть буква Е.
Найдите слова с хитрой буквой Е. Вам надо повесить на ёлочку те игрушки, в которых слово начинается с буквы Е. Будьте внимательны. Если вы правильно выполнили задание – лишние шарики-игрушки вы можете взять себе на память о нашем занимательном уроке и повесить их в Новый год на настоящую ёлку!
VIII. Итог занятия.
-Итак, урок подошел к концу. С какой буквой мы работали на уроке?
Д. С буквой Е.
-Какие хитрости буквы Е вы узнали сегодня?
Д. Это гласный звук.
Если буква Е стоит в начале слова или после гласной - слышим 2 звука, а пишем 1 букву.
А после согласных букв обозначает мягкость согласного и имеет звук "Э".
-Понравился ли вам урок?
-Что было легко запомнить?
-Что для понимания оказалось сложным?
Оценка работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Конспект фрагмента урока «Буква Я в начале слова. Закрепление написания букв А, а, Я, я»
Конспект урока...
Урок русского языка во 2 классе с мультимедийной презентацией."Повторение. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Урок обеспечивает продолжение достижения универсальных учебных действий: собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать результа...
Открытый урок По русскому языку в 3 классе ФГОС «Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Урок русского языка в 3 классеТема: Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне.Цели: формировать умение проверять слова с парными гласными;закрепить знания о проверке слов ...
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ
Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Чередование звуков в корне слова,Беглые гласные звуки е и о" ОНЗ...
Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание слов с гласными после шипящих» (повторение) 3 класс
Цель урока: повторение изученного материала по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
урок для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...