Урок русского языка .«Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хусаенова Люция Ильдаровна
«Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное

значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить

использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической

зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 част) под редакцией С.И.

Иванова и др; ПК; мультимедиа, презентация;

Задачи для учащихся:

- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;

- узнать их название;

- сравнить их с синонимами;

- учиться подбирать пары к словам.

Ход урока.

1 . Оргмомент

- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы

любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка?

2 Стихотворение Е.Санина (Слайд 1) читает ученик.

Говорят: язык мой враг!

Ну зачем его мы так?

Если перестать злословить,

Лгать, перечить, многословить,

Спорить, осуждать, ругаться,

А молиться, примиряться.-

Пусть не сразу, пусть не вдруг,

Будет он не враг, а друг.

-А сделать его другом нам поможет умение не только красиво говорить, но и

аккуратно и грамотно писать.

2. Чистописание.

Заглавная и строчная буква Уу

Чтение – лучшее учение.

Как вы понимаете эту пословицу?

3. Актуализация знаний. Работа в парах.

-У вас на партах есть карточки с заданиями. Подумайте какое умение вам понадобиться для выполнения первого задания. (Умение находить синонимы)

- Давайте вспомним, что такое синоним. (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение).

- Прошу вас соединить линиями синонимы.

Ребята                      Дети

Грустить                  Печалиться

Дорога                      Путь

День                          Ночь

Старый                      Молодой

- Все ли слова вы соединили? (Нет, день и ночь, старый и молодой)

Можем ли мы объединить эти слова в пары? По какому признаку? (Да, они противоположные по значению)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Слова противоположные по значению)

Можем ли мы назвать их синонимами? (Нет)

- Давайте определим цели нашего урока. В этом нам помогут слова подсказки. Продолжите предложения.

Цели урока:

  1. Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
  2. Научиться создавать пары слов. 
  3. Находить эти слова в тексте.

Посмотрите на доске пары слов. Нам нужно распределить их на две группы синонимы и антонимы. Можем ли мы это сделать?  Какое слово вам не знакомо (Антонимы). Давайте определим синонимы, а оставшиеся слова отнесем к антонимам.  Игра на интерактивной доске.

Для того, чтобы узнать что такое антоним предлагаю вам провести небольшое исследование этих слов. А результаты вы будете заносить в свою таблицу.

синонимы

антонимы

1.

отвечают на один

и тот же вопрос

2.

имеют

близкое значение

3.

имеют

противоположное

значение

Итак давайте сделаем вывод, что такое антоним? (это слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению).

Как мы можем подтвердить наше предположение. (обратимся к учебнику. Читают правило с.62)

  1. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. Упр.1. с.63 Один ученик на доске.

  1. Физкультминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)!

  1. Самостоятельная работа. Подобрать к словам антонимы, определить часть речи.

-Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи).

мороз – ( )

смелый – ( )

смеяться – ( )

радость- ( )

помогать – ( )

низкий - ( )

- Эталон для самопроверки.

мороз - жара (сущ.)

смелый – трусливый (прил.)

смеяться – плакать (гл.)

радость- грусть (сущ.)

помогать – мешать (гл.)

низкий - высокий (прил.)

  1. Игра на интерактивной доске. Паучок.

Домашнее задание с.63 упр.4. заменить выделенные слова антонимами и запиши в тетрадь.

  1. Подведём итог урока. Вернёмся к целям, которые мы поставили в начале.

нашего урока.

Цели урока:

  1. Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
  2. Научиться создавать пары слов. 
  3. Находить эти слова в тексте.

Удалось ли их решить? Где будем применять полученные

знания?

Д. Сегодня на уроке мы повторили, что такое синонимы и антонимы. Учились

подбирать антонимы и синонимы к словам.

- А для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

Д. Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

- Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Продолжите предложения (Слайд 17)

Я на уроке узнала:

Я на уроке научилась:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Антонимы

Урок изучения нового материала....

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....

План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...

Конспект урока русского языка "Антонимы"

Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению....