Урок русского языка .«Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное
значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить
использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической
зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 част) под редакцией С.И.
Иванова и др; ПК; мультимедиа, презентация;
Задачи для учащихся:
- наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
- узнать их название;
- сравнить их с синонимами;
- учиться подбирать пары к словам.
Ход урока.
1 . Оргмомент
- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы
любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка?
2 Стихотворение Е.Санина (Слайд 1) читает ученик.
Говорят: язык мой враг!
Ну зачем его мы так?
Если перестать злословить,
Лгать, перечить, многословить,
Спорить, осуждать, ругаться,
А молиться, примиряться.-
Пусть не сразу, пусть не вдруг,
Будет он не враг, а друг.
-А сделать его другом нам поможет умение не только красиво говорить, но и
аккуратно и грамотно писать.
2. Чистописание.
Заглавная и строчная буква Уу
Чтение – лучшее учение.
Как вы понимаете эту пословицу?
3. Актуализация знаний. Работа в парах.
-У вас на партах есть карточки с заданиями. Подумайте какое умение вам понадобиться для выполнения первого задания. (Умение находить синонимы)
- Давайте вспомним, что такое синоним. (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение).
- Прошу вас соединить линиями синонимы.
Ребята Дети
Грустить Печалиться
Дорога Путь
День Ночь
Старый Молодой
- Все ли слова вы соединили? (Нет, день и ночь, старый и молодой)
Можем ли мы объединить эти слова в пары? По какому признаку? (Да, они противоположные по значению)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Слова противоположные по значению)
Можем ли мы назвать их синонимами? (Нет)
- Давайте определим цели нашего урока. В этом нам помогут слова подсказки. Продолжите предложения.
Цели урока:
- Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
- Научиться создавать пары слов.
- Находить эти слова в тексте.
Посмотрите на доске пары слов. Нам нужно распределить их на две группы синонимы и антонимы. Можем ли мы это сделать? Какое слово вам не знакомо (Антонимы). Давайте определим синонимы, а оставшиеся слова отнесем к антонимам. Игра на интерактивной доске.
Для того, чтобы узнать что такое антоним предлагаю вам провести небольшое исследование этих слов. А результаты вы будете заносить в свою таблицу.
синонимы | антонимы | ||||
1. | отвечают на один и тот же вопрос | ||||
2. | имеют близкое значение | ||||
3. | имеют противоположное значение |
Итак давайте сделаем вывод, что такое антоним? (это слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению).
Как мы можем подтвердить наше предположение. (обратимся к учебнику. Читают правило с.62)
- Упражнение в нахождении антонимов в тексте. Упр.1. с.63 Один ученик на доске.
- Физкультминутка
А нам теперь пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
А вы ответите («конец»)!
- Самостоятельная работа. Подобрать к словам антонимы, определить часть речи.
-Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи).
мороз – ( )
смелый – ( )
смеяться – ( )
радость- ( )
помогать – ( )
низкий - ( )
- Эталон для самопроверки.
мороз - жара (сущ.)
смелый – трусливый (прил.)
смеяться – плакать (гл.)
радость- грусть (сущ.)
помогать – мешать (гл.)
низкий - высокий (прил.)
- Игра на интерактивной доске. Паучок.
Домашнее задание с.63 упр.4. заменить выделенные слова антонимами и запиши в тетрадь.
- Подведём итог урока. Вернёмся к целям, которые мы поставили в начале.
нашего урока.
Цели урока:
- Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
- Научиться создавать пары слов.
- Находить эти слова в тексте.
Удалось ли их решить? Где будем применять полученные
знания?
Д. Сегодня на уроке мы повторили, что такое синонимы и антонимы. Учились
подбирать антонимы и синонимы к словам.
- А для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?
Д. Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
- Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Продолжите предложения (Слайд 17)
Я на уроке узнала:
Я на уроке научилась:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Антонимы
Урок изучения нового материала....
Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...
технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....
План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...
Конспект урока русского языка "Антонимы"
Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению....