Конспект урока русского языка "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_soloveva_e.v.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Учитель: Соловьева Е.В.
Тема урока: Антонимы.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи, разнообразием антонимов, антонимическими парами.
Задачи урока:
- научить распознавать антонимы;
- раскрыть роль антонимов в речи;
- повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»;
- формировать у учащихся умения определять лексическое значение слова.
- развивать:
- умения применять новые знания на практике;
- познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;
- орфографическую зоркость;
- речь учащихся;
- умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;
- коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, исполбзовать антонимы в речи.
2) Метапредметные:
Личностные:
- способность к рефлексии.
Регулятивные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
- строить логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебник: Русский язык. 3 класс.
Словари антонимов, раздаточный материал.
Компьютер, мультимедиапроектор.
Образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, эвристическая беседа, учебное исследование.
Основные понятия: Антонимы, синонимы, лексическое значение слова.
ФОУД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Организационная структура урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала. | Создает эмоциональный настрой на работу. - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка ? - Давайте прочитаем вместе установку на урок : «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Работайте внимательно. Все делайте старательно. Ведь каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять!)» - Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку. | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу. Личностные: эмоциональный настрой. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Учитель активизирует знания учащихся. - С чего начнем наше познание нового? (с повторения) - Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Слово и его значение»). - Что изучает лексика? - А повторять мы будем, разгадывая кроссворд. Кроссворд.
- Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (слова, значение слова - смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы) - Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль) -Прочитайте и скажите, откуда этот отрывок? «Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него - лук и стрела, за спиной - колчан. А сам он всего в три пальца ростом. - Что вы можете сказать о лексическом значении выделенных слов? (это синонимы) -Что такое синонимы? - Как лилипуты называли Гулливера? (Человек - гора) - Почему они его так называли? (он большой, огромный, гигантский по сравнению с ними) - Посмотрите на эти слова .В чем особенность этих слов? Что вы можете сказать о лексическом значении записанных слов? - Эти слова с противоположным значением. Такие слова называют антонимы. «Анти» – против, «онима» – имя. - Итак, какова тема нашего урока? - Запишем тему в тетради. Учитель записывает тему на доске. - Чтобы правильно подобрать синонимы и омонимы к словам, чем можно пользоваться? (словарями) - У вас на столах карточки. В парах подберите антонимы к данным словам. Подберите антонимы к данным словам. Вход - __, враг - ____, высокий - ___, молчать - ___, добро - __, худой - ____, далеко - _____, рука ___, стеклянный - _____. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд Высказывают свои мысли. Строят высказывание. Высказывают свои мысли, предположение. Формулируют тему, записывают ее в тетрадь. Проводят лингвистическое исследование со словарем. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя и сверстников; выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность. |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений. | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | - Ребята, были ли слова, к которым вы не смогли подобрать антонимы? Почему? (не хватает знаний) | Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания. Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты. | Фронтальная. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | - Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? (например, находить антонимы, правильно употреблять) - Все ли слова могут иметь антонимы? (высказывают предположения) - Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно подбирать антонимы, определять их как в тексте, так и в речи. Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий. (1. Задать вопрос к слову. 2. Определить, какой частью речи они являются. 3. Определить лексическое значение слова. 4. Подобрать слово с противоположным значением). - Вернемся к тем словам, для которых вы затруднились с подбором антонимов. - Антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. - Так есть ли антонимы у этих слов? Почему? (нет, они не соотносятся) | Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия. Составляют план достижения цели и определяют средства. Участвуют в обсуждении содержания материала. | Фронтальная | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Физкультминутка. | Создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки. | Физминутка. - Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем! Я -руки вверх . Вы- руки .......... Я- вправо. Вы- ............... Я- левая рука. Вы- ....................... Я- ладошка вверх. Вы- ..................... Я- рука на правое плечо. Вы- .......... Я- сяду. Вы- ........................... | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6.Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ. | - Назовите антонимы, которые звучали в физминутке. Запишем их. -Определите, какой частью речи они являются. .- Какими частями речи могут быть антонимами? -Что необходимо помнить при подборе антонимов? - Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. | Работают заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы. Высказывают свои мысли. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения. Регулятивные: действуют по плану; осуществляют рефлексию способов и условий действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | - Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике). - Полностью с вами согласна. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм вслух. | Фронтальная, в парах. | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, работа в группах. | - Вы уверены в своих умениях? (Да). -Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание). - Задание для всех: составить пары - подобрать антонимы :
Самопроверка по эталону. -Поставьте себе отметку. Применение знаний в измененной ситуации. Работа в группах - Какие слова называют многозначными? (имеют несколько значений). - Подберите к словам антонимы. Свежий журнал - ………..журнал - Что у вас получилось? - Какой вывод можно сделать? (если это слово многозначное, то к одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением). - Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились) - Что вам помогло правильно подобрать антонимы к словам? (словари антонимов). | Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку. Проверяют себя и оценивают. Дети выполняют задания в измененной ситуации, осуществляют самопроверку, делают выводы. Анализируют свою деятельность. | Индивидуальная, групповая, фронтальная. | Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельностьв группах, обосновывают свою точку зрения |
9.Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Выполнение обучающих упражнений, обсуждение результатов, индивидуальная работа. | - Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет») - Давайте проверим. А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово высоко, | Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения. |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Мотивирует учащихся к участию в рефлексии. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). - Чему был посвящен урок? - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие затруднения мы испытали? - Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания) - Как вы научились выходить из такой ситуации? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Организует выставление отметок за работу на уроке. | Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа. | Фронтальная, индивидуальная. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: обобщение полученных знаний. Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей. |
11.Информация о домашнем задании. | Объявление дифференцированного домашнего задания. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. - Домашнее задание поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности. Выполнить упр. 124 - Спасибо, и я вами довольна. Урок окончен, до свидания. | Записывают задание, которое понравилось в дневник, задают уточняющие вопросы. Выражают свои эмоции по поводу урока, настроения. | Индивидуальная. | Коммуникативные: высказывание по поводу своих эмоций, настроения. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...