Конспект урока русского языка "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_soloveva_e.v.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Учитель: Соловьева Е.В.

Тема урока: Антонимы.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи, разнообразием антонимов, антонимическими парами.

Задачи урока:

- научить распознавать антонимы; 

- раскрыть роль антонимов в речи; 

- повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»;

- формировать у учащихся умения определять лексическое значение слова.

- развивать:

  • умения применять новые знания на практике;
  • познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;
  • орфографическую зоркость;
  • речь учащихся;
  • умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, исполбзовать антонимы в речи.

2) Метапредметные:

Личностные:

- способность к рефлексии.

Регулятивные: 

- уметь формулировать цель деятельности;

- умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

- строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие новых знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 

Учебник: Русский язык. 3 класс.

Словари антонимов, раздаточный материал.

Компьютер, мультимедиапроектор.

Образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, эвристическая беседа, учебное исследование.

Основные понятия: Антонимы, синонимы, лексическое значение слова.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Организационная структура урока.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.

Создает эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка ?

- Давайте прочитаем вместе установку на урок :

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Работайте внимательно.

Все делайте старательно.

Ведь каждый хочет получать

Только лишь отметку … (пять!)»

- Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку.

Фронтальная

Познавательные: 

осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные: эмоциональный настрой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Учитель активизирует знания учащихся.

- С чего начнем наше познание нового? (с повторения)

- Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Слово и его значение»). 

- Что изучает лексика?

- А повторять мы будем, разгадывая кроссворд.

Кроссворд.

  1. Состав языка. (Слова)
  2. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… (Омонимы)
  3. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. (Переносное)
  4. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… (Синонимы)
  5. Значение слова – это … (Смысл)
  6. Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)
  7. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

- Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (слова, значение слова - смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы)

- Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль)

 -Прочитайте и скажите, откуда этот отрывок?

«Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него - лук и стрела, за спиной - колчан. А сам он всего в три пальца ростом.
Вслед за первым человечком на него  взобралось еще десятка четыре таких же
маленьких стрелков» (Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»)

- Что вы можете сказать о лексическом значении выделенных слов? (это синонимы)

-Что такое синонимы?

- Как лилипуты называли Гулливера? (Человек - гора)

- Почему они его так называли? (он большой, огромный, гигантский по сравнению с ними)

- Посмотрите на эти слова .В чем особенность этих слов? Что вы можете сказать о лексическом значении записанных слов?

- Эти слова с противоположным значением. Такие слова называют антонимы. 

«Анти» – против, «онима» – имя.

- Итак, какова тема нашего урока?

- Запишем тему в тетради.

Учитель записывает тему на доске.

- Чтобы правильно подобрать синонимы и омонимы к словам, чем можно пользоваться? (словарями)

- У вас на столах карточки. В парах подберите антонимы к данным словам.  

Подберите антонимы к данным словам.

Вход - __, враг - ____,             высокий - ___, молчать - ___, добро - __, худой - ____,       далеко - _____, рука ___, стеклянный  - _____.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд

Высказывают свои мысли.

Строят высказывание.

Высказывают свои мысли, предположение.

Формулируют тему, записывают ее в тетрадь.

Проводят лингвистическое исследование со словарем.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя и сверстников; выражают свои мысли, аргументируют свое мнение.

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

- Ребята, были ли слова, к которым вы не смогли подобрать антонимы? Почему? (не хватает знаний)

Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания.

Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты.

Фронтальная.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

- Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? (например, находить антонимы, правильно употреблять)

- Все ли слова могут иметь антонимы? (высказывают предположения)

- Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно подбирать антонимы, определять их как в тексте, так и в речи.

Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий.

(1. Задать вопрос к слову.

2. Определить, какой частью речи они являются.

3. Определить лексическое значение слова.

4. Подобрать слово с противоположным значением).

- Вернемся к тем словам, для которых вы затруднились с подбором антонимов.

- Антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

- Так есть ли антонимы у этих слов?

Почему? (нет, они не соотносятся)

Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия.

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Фронтальная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

преобразовывают информацию из одной формы в другую,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Физкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки.

Физминутка.

- Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем!

Я -руки вверх  . Вы- руки ..........

Я- вправо. Вы- ...............

Я- левая рука. Вы- .......................

Я- ладошка вверх. Вы- .....................

Я- рука на правое плечо. Вы- ..........

Я- сяду. Вы- ...........................

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6.Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.

- Назовите антонимы, которые звучали в физминутке. Запишем их.

-Определите, какой частью речи они являются.

.- Какими частями речи могут быть антонимами?

-Что необходимо помнить при подборе антонимов?

- Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.

Работают заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы.

Высказывают свои мысли.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения.

Регулятивные: действуют по плану; осуществляют рефлексию способов и условий действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике).

- Полностью с вами согласна.
- Выполним упражнение упр. 126 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. (только слова)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Проговаривают алгоритм вслух.

Фронтальная, в парах.

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, работа в группах.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание).

- Задание для всех: составить пары - подобрать антонимы :

  • Ласточка день начинает, а соловей …
  • Знай больше, говори …
  • Легко сказать, да….сделать.
  • По одёжке встречают – по уму ...

Самопроверка по эталону.

-Поставьте себе отметку.

Применение знаний в измененной ситуации.

Работа в группах

- Какие слова называют многозначными? (имеют несколько значений).

- Подберите к словам антонимы.

Свежий журнал - ………..журнал
Свежий ветер - ………….ветер Свежее белье - …………белье
Свежий хлеб - ...................хлеб

- Что у вас получилось?

- Какой вывод можно сделать? (если это слово многозначное, то к одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением).

- Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились)

- Что вам помогло правильно подобрать антонимы к словам? (словари антонимов).

Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку.

Проверяют себя и оценивают.

Дети выполняют задания в измененной ситуации, осуществляют самопроверку, делают выводы.

Анализируют свою деятельность.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельностьв группах, обосновывают свою точку зрения

9.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Выполнение обучающих упражнений, обсуждение результатов, индивидуальная работа.

- Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

- Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет»)

- Давайте проверим.

А теперь пришел черед                Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово 
далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : 
потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: 
трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь 
начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).

Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мотивирует учащихся к участию в рефлексии.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

- Чему был посвящен урок?

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие затруднения мы испытали?

- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания)

- Как вы научились выходить из такой ситуации?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Организует выставление отметок за работу на уроке.

Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа.

Фронтальная, индивидуальная.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: обобщение полученных знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей.

11.Информация о домашнем задании.

Объявление дифференцированного домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

- Домашнее задание поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности.

Выполнить упр. 124

- Спасибо, и я вами довольна. Урок окончен, до свидания.

Записывают задание, которое понравилось в дневник,

задают уточняющие вопросы.

Выражают свои эмоции по поводу урока, настроения.

Индивидуальная.

Коммуникативные: высказывание по поводу своих эмоций, настроения.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...