Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жила Ирина Васильевна

 

Тема: Антонимы, их роль в речи.

Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;

Задачи:

  • формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;
  • уметь подбирать антонимы к словам;
  • формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов- антонимов;
  • умение работать со словарём;
  • развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;
  • развитие нравственных качеств личности; умение работать в паре;
  • формировать навыки ЗОЖ.

Оборудование: минутка чистописания, словарная работа, схемы - опоры(правила), дидактический материал, ИД ( флипчарты), учебник, тетрадь.

Учебник РК  " Алмытыкитап", 2014 год, авторы- Павленко, Клыпа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_-_antonimy_3_klass.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Учитель начальных классов: Жила Ирина Васильевна

3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.

Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;

Задачи:

  • формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;
  • уметь подбирать антонимы к словам;
  • формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов- антонимов;
  • умение работать со словарём;
  • развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;
  • развитие нравственных качеств личности; умение работать в паре;
  • формировать навыки ЗОЖ.

Оборудование: минутка чистописания, словарная работа, схемы - опоры(правила), дидактический материал, ИД ( флипчарты), учебник, тетрадь.

Учебник РК  " Алмытыкитап", 2014 год, авторы- Павленко, Клыпа.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент.

-Начинается урок,

 Он пойдёт ребятам впрок.

 Постараюсь всё понять -

 Буду грамотно писать.

Проговаривают рифмовку вместе с учителем.

2. Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Постановка учебных задач и целей

Б) минутка чистоп. и словарная работа.

Составление словосочетаний, предложения.

Чтение рифмовки на доске.

- Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу.

Скажу я слово далеко

А ты ответишь.......

Скажу я слово высоко

А ты ответишь.........

- Какие слова вставили?

- Каковы они по отношению друг к другу?

- О каких словах сегодня будем говорить на уроке?

- Что такое антонимы?

- Для чего они служат?

- Отгадайте загадку, о каком дереве?

 Это дерево по моде,

 Осенью одели вроде,

 У зеленого пальто,

 Пуговки красны зато.

- произнесите слово? ударение? сколько слогов?

-ударная? безударная? как проверить?

- Р/р            я/яя

- РЯБИНА -

- что такое рябина?

- как запомнить безударный гласный?

- Придумайте слово - ассоциацию? ( ягода)

- Составить словосочетание ( красная рябина)

- Составить и записать предложение.

      Осень, рябина, за, покраснела, окно.

-  близко

- низко

- формулируют цели и задачи урока.

- отгадать загадку

- письмо по образцу в тетради

- запись слова и слова ассоциации в тетрадь

- записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число.

- составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения.

3. Учебно- познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

А) актуализация знаний

Обобщение:

Б) чтение и анализ правила

В) развитие устной речи

Г) первичное закрепление

- Прочитать слова правого и левого столбика.

- Собрать их в пары - антонимы.

Добрый - ледяной

Лето - чёрный

Белый - зима

Плакать - ходить

Стоять - смеяться

Холодный - злой

- Что такое антонимы?

- Прочитайте пары антонимов?

- Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие?

- Для чего служат слова- антонимы?

- стр. 54 - чтение и анализ правила

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего нам нужны антонимы?

- Антонимы - слова одной и той же части речи.

- стр. 54 упр. 111 - рассмотреть картинку

- Расскажи, что нарисовано на картинке?

- Назвать слова с противоположным значением.

- стр. 54 упр. 112

- Какой частью речи являются слова- антонимы?

- Прочитать слова, выписать парами слова - антонимы.

Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару.

- повторение имеющихся знаний учащихся.

- работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы

- заучивание правила

- работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова - антонимы

- фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов.

4. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий.

А) закрепление

Б) развитие логики

В) развитие связной речи

Г) разноуровневая самостоятельная  работа

( выполняют все три уровня)

- Что такое антонимы?

- Какие слова по смыслу?

- Для чего служат слова - антонимы?

- стр.55.упр. 113 -и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам.

- Работа по развитию догадки.

- Вставить антонимы в пословицы.

- Проанализировать пословицы.

- Когда так говорят в жизни?

Из.........тучи - мелкий дождь. (большой)

Мягко стелет, да ........спать.( жёстко)

Трудно в ученье, ..... в бою. ( легко)

...... кормит, а лень портит. ( труд)

Ученье....., а неученье тьма.( свет)

- стр. 55 упр. 114

- Прочитать текст " Всё наоборот"

- Вставить пропущенные антонимы

- Высказать своё отношение к действиям девушек.

- О чём рассказали нам антонимы?

- Какую характеристику они дали девочкам?

- Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?

- Что такое антонимы?

- Для чего служат антонимы?

1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам.

   День -                           война -

   Сладкий -                     плакать -

   Радость -                      белый -

2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу.

  Доброе слово лечит, а ....... калечит.

   Платье хорошо новое, а друг .......

   Осенью дни ненастные, а весной .........

3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова - антонимы .

Перец и мёд.

Огурец и помидор.

Зиму и лето.

Орла и воробья.

- самопроверка, сравнение с доской.

Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка.

Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах)

- чтение и анализ текста

- повторение правил перед выполнением работы

- самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого  к сложному

- самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске

5. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие слова называются антонимами?

- Для чего в речи употребляются слова - антонимы?

сегодня я узнал…

- Закончить фразу:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

- рефлексия

6. Домашнее задание

 Правило стр.54, упр.122

7. Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные: Знать значение глагола, отличительные признаки глагола.Уметь находить...

Конспект урока русского языка. Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»

Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, в...

Конспект урока русского языка "Антонимы"

Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению....