Урок русского языка Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подробный конспект урока. |
Тема урока | Антонимы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 класс |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Захарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МОБУ СОШ № 4 |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Южный федеральный округ |
Республика/край | Краснодарский край |
Город/поселение | город Лабинск |
Методическая информация |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок открытия нового знания |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательная
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
Развивающая
Воспитательная
|
Задачи урока (мероприятия, занятия) |
Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 мин. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Актуализация знаний обучающимися: 2) Узнают, что антонимы могут быть только одной частью речи Закрепление ЗУНК обучающимися: |
Необходимое оборудование и материалы | Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Раздаточный материал (см. приложение1), тетрадь. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
|
Список учебной и дополнительной литературы | Литература:
|
Технология проведения | Деятельность учителя |
I этап. Организационный Цель: - мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда, Вниманье ваших умных глаз. |
II этап. Актуализация знаний Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности | Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное …(слово) - У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить: Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. - Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её. - Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова. |
III этап. Самоопределение деятельности Цель: - мотивировать к изучению темы; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Что интересного заметили? - Что объединяет эти пары слов? - Какие они по значению? - Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке? - Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением. 1. Разворчался старый дед: «Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда!» 2. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый. 3. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон — черный, голубь — белый!» 4. Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. 5.Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки — Он гоняет их метлой. Вася — добрый, Жора — злой! 6. За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы. - Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением. - Какова главная цель нашего урока? |
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель: - обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия | - Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?) - Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с противоположным значением.) - Прочитайте правило. - Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др. - В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним. - К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый. |
V этап. Создание проблемной ситуации и выход из неё. Цель: - организация фиксирования индивидуального затруднения; - стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | На экране пары слов. - Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите. День – ночной. Добрый – зло. Работать – отдых. (Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи). Работа с пословицами. - Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла. Знай больше, а говори…(меньше). Ученье - свет, а неучнье..(тьма). Мир строит, а война…(разрушает). Горьким лечат, а сладким…(калечат). - Объясните смысл последней пословицы. Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы. - А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым? - На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку. |
VI этап. Физкультминутка | Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:…(низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:…(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:…(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты…(нашёл) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай:…(конец). |
VII этап. Применение новых знаний. Цель: - научить применять знания в практическом задании; - организовать взаимопроверку | - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? - С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных. Лев – заяц (по храбрости). Муха – слон (по величине). Лисица – ворона (по уму). Стрекоза – муравей (по трудолюбию). - Ребята, а где мы можем встретить антонимы? - На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление) - В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. ) - В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) |
VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы | - Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь. больная – здоровая закат – восход небо – земля старая – молодая зима – лето сладкое – кислое плачет – смеётся |
IX этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | - С каким новым понятием вы познакомились на уроке? - Чему вы научились? - Что вам понравилось? - Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. |
X этап. Домашнее задание (разноуровневое) Цель: - провести инструктаж по выполнению домашнего задания. | 1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит. 2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый - …, сахар - …, жадность - …, медленный - …, до свидания - …, чёрный - … . 3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен – лечись, а … - берегись От малой искры, да … пожар. Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньше говори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит. Доброе слово дом построит, … слово дом … . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...
технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....
Урок русского языка .«Антонимы»
«Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)...
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....
План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...
Конспект урока русского языка "Антонимы"
Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению....