Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Суффикс и его роль в слове»
УМК «Школа 2100» (авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Учебный предмет | русский язык | |||
Класс | 3 класс | |||
Цели урока | Образовательные:1) Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании. 2) Углубить представления о значениях суффикса в слове. 3)Формировать навыки грамотного письма. 4) Обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: 1)Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание. 2)Развитие чувства языка на основе выявления смысловых оттенков (уменьшительности, ласкательности), вносимых суффиксами в общее значение слова.
Воспитательные: 1)Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. 2)Прививать интерес к русскому языку. | |||
Технологии, методы | проблемно-диалогическое обучение; технология деятельностного метода; поисковый метод; метод построения алгоритма; метод упражнений; | |||
Основные понятия, термины | суффикс, форма слова, родственные слова, словообразовательная функция, значение слова | |||
Тип урока | открытие нового знания | |||
Планируемый результат | ||||
Предметные: Находить в словах суффикс. Различать суффикс как часть слова, образующие новые слова. Определять значение суффикса. | Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Проявлять интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Метапредметные: Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать Информацию из одной формы в другую. Составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга.
| |||
Организация пространства | ||||
Формы работы | Ресурсы | |||
фронтальная, групповая, в парах,индивидуальная | Книгопечатная продукция: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева « Русский язык», 3класс ( ч.1), предметные картинки, демонстрационные материалы (опорные схемы),карточки для индивидуальной работы. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. | |||
Технология обучения | ||||
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые метапредметные результаты(УУД) | |
I. Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, выдерживая паузу; устанавливает эмоциональный контакт. Игра «Улыбка» -Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы к открытиям на уроке русского языка. | Включаются в ситуацию урока; настраиваются на совместную работу. По цепочке передают друг другу улыбку. | Регулятивные : умение мобилизовать свои силы для работы Коммуникативные: слушать и понимать речь других | |
II. Языковая разминка | Картинный диктант Учитель показывает рисунки предметов. - Запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы. - Проверьте себя. -Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали самостоятельно. - При помощи какой части слова образовали эти слова? |
-Эти слова образовались с помощью суффикса. | Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение Познавательные: - уметь подбирать родственные слова; – отличать родственные слова от слов одной семантической группы, от слов с омонимичными корнями; Коммуникативные: - понятно и обстоятельно выражать свои мысли | |
III. Актуализация изученного | - Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три» -Правильно, это суффикс. -Попробуйте сформулировать тему урока.
| -Так рассказал о себе суффикс.
| Регулятивные : уметь находить части слова: окончание , основа, корень по алгоритму. Познавательные: - уметь извлекать информацию из схем; - анализ объектов с целью выделения. Коммуникативные: сотрудничать в группе, паре. | |
IV. Постановка учебной проблемы, её формулирование | -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Итак, мы сегодня на уроке…(озвучивают вместе цели урока ) - закрепим знания о суффиксе и узнаем о его роли в слове; - научимся различать суффикс и часть корня; - будем образовывать новые слова с помощью суффикса; - будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей. - Где нам могут пригодиться знания о суффиксе? Работа с демонстрационной таблицей. - Прочитайте слова. - Что у них общего? -А чем они отличаются? - Что обозначает каждое слово? -Спишите слова, выделите в них окончания и основу, а затем корень. -Какое явление в корне можно наблюдать? -Какую работу в словах выполнил суффикс? - Одинаковое или разное значение у этих слов? - Какую же роль ещё сыграл суффикс? Что он изменил?
| Высказывают предположения о целях урока.
-чтобы научиться разбирать слова по составу Сравнивают и высказывают мнение:
река речушка реченька речная (рыба)
- Благодаря суффиксу образовались новые слова.
| Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Познавательные: фиксировать затруднение, отличать новое от уже известного; - формулирование проблемы. Коммуникативные: - сотрудничать в совместном решении проблемы; - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания), формулирование правила( определения). | - Расскажите всё, что вы знаете о суффиксе по опорной схеме: СУФФИКС – это….
- находится…
- служит…
- изменяет… |
- находится в основе слова за корнем; - служит для образования новых слов; - изменяет значение слова | Регулятивные: уметь определять и формулировать учебную проблему с помощью учителя. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: -стремиться к более точному выражению собственного мнения | |
VI. Развитие умений- применение нового знания | Откройте учебник на странице 131. Прочтите и объясните задание к упражнению 194 -Это упражнение будем выполнять с комментированием.
-Следующее упражнение №195 вы выполните самостоятельно. Прочтите и объясните задание к упражнению 195 - Как назовут эту книгу гномик, мальчик и великан? Одинаковой ли она им кажется? -Запишите, как они её назовут. Разберите слова по составу. -Сверьте свою работу с образцом. Проверяем правильность выполнения задания по образцу на доске. - У кого не было ошибок при выполнении? -Какие ошибки были допущены? Индивидуальная работа по карточкам (приложение 1) Самопроверка по проверочным листам на доске
Анализ выполнения самостоятельной работы. –Какие задания не вызвали затруднений? - Что далось с трудом? | Открывают учебники, читают задание и объясняют, как будут выполнять упражнение
Сравнивают записанные предложения с образцом. Анализируют выполненную работу. Индивидуальная работа по карточкам Самопроверка и самооценка Анализируют выполненную работу | Регулятивные: проявлять самостоятельность и инициативу Познавательные: на основании наблюдений делать умозаключения. - слушать и понимать речь других. Коммуникативные: - работая по плану сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя; - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - сотрудничать в совместном решении проблемы; - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | |
VII. Итог урока | -Наш урок подходит к концу. - Что нового узнали на уроке? Какие цели мы ставили в начале урока? Насколько их достигли? Дополните предложения на доске. Мне понравилось на уроке… Мне удалось… Я хочу поблагодарить… за… Я могу похвалить себя за… |
| Регулятивные: - давать оценку собственной деятельности на уроке Познавательные: - построение логической цепи рассуждения; - умение работать по алгоритму. Коммуникативные: - полно и точно выражать свои мысли | |
VIII. Домашнее задание | по выбору: упр. 6 или 7 с.140 | Записывают домашние задание в дневник. | Регулятивные: - работать по предложенному плану, инструкции Познавательные: - знать определение понятия суффикса Коммуникативные: -слушать и понимать речь других |
Приложение 1.
Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах. 1 вариант | |
вода | воды |
водица | водичка |
водяной | водопад |
Самооценка | |
Оценка учителя | |
Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах. 2 вариант | |
снег | снега |
снежок | снежная |
снежинки | снегопад |
Самооценка | |
Оценка учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...
Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...
технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"
технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...