Технологическая карта урока «Суффикс-как часть слова»
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 12.11.24 Школа: МБОУ «Чечеульская СОШ» Класс: 2 А Урок: 3 Время: 9:45-10:25 Кабинет: 1 | Студент: Нечипурук Анастасия Группа: 401НК Учитель: Нечипурук Н.Н. Методист: Ткаченко Е.А. |
Тема урока «Суффикс-как часть слова»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о суффиксе как части слова, выделение его на письме.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: УМК «Школа России» Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 1 автор В. Г. Горецкий,
В. П. Канакина Канакина
ЭТАПЫ УРОКА
Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Фронтальная Внешний контроль | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Васильевна. Послушайте стихотворение: Очень любим мы учиться, Не лениться, а трудиться. В страну Знаний мы идем И друзей с собой берём. -Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса? | -Да | Р: выработать учебную мотивацию Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесные: беседа Наглядные: презентация Практические: самостоятельная работа Самоконтроль | - Посмотрите на слайд и подумайте, с чего мы начнём наш урок? -Для чего нам нужна минутка чистописания? -А какие правила письма вы можете назвать? -Почему их нужно соблюдать? -Написание какой буквы мы должны сегодня вспомнить? -Познакомьте меня с ней, расскажите про эту букву. -Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов -Выберите те буквы, написание которых соответствует образцу на доске, «зажгите «фонарики» под этими буквами. -У кого не получилось «зажечь фонарики»? Поднимите руки. -Кому удалось «зажечь фонарики»? Поднимите руки. Молодцы! | - С минутки чистописания. - Научиться правильно писать буквы, слова, предложения - Наклон, высота, расстояние - Мы хотим научиться правильно и красиво писать -заглавной и строчной букв «Ш, ш» - Выслушиваются ответы детей | П: устанавливать причинно-следственные за языковым материалом, делать выводы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Словесные: беседа Наглядные: презентация Практические: самостоятельная работа Внешний контроль, самоконтроль | -Какое слово записано на следующей строке? Назовите его -Скажите, а почему именно это слово? - Запишите это слово. Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу. (школьник). Запишите это слово рядом со словом «школа». - В данных словах выделите известные вам части. -Какие части слова вы знаете? - Что такое корень? - Как обозначается корень? - Что такое окончание? слова). - Для чего служит окончание? - Как обозначается окончание? - Чем являются корень и окончание? - Выделите корень и окончание в этих словах -Проверяем. Сравните вашу работу с образцом на доске -Что вы можете сказать об этих словах? | -Школа - Для того, чтобы мы потренировались в написании слов с этой буквы - корень, окончание - корень-это часть слова - обозначается дугой - Окончание- это изменяемая часть слова - Для связи слов в предложении -квадратиком - Это части слова - они однокоренные | П: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Слайд |
-Докажите -Назовите различия между этими словами. - Все части в слове вы выделили? -Назовите невыделенную часть слова -Поднимите руку, кто не знает, как называется эта часть слова. -Поднимите руку, кто считает, что знает, как называется эта часть слова. - Почему вы её никак не обозначили? Ребята, давайте еще раз повторим, какое задание вы должны были выполнить? - В чем возникло затруднение? -А вы хотели бы раскрыть ещё одну тайну русского языка и узнать, как называется эта часть? -Ребята, данная часть слова в русском языке называется суффикс и выделяется уголком. (Показ условного обозначения). | -. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение - Различия в составе и значении этих слов - нет - ник -Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием, мы не знаем, как она называется и как обозначается - Мы должны были выделить известные части в словах -Мы не обозначили часть слова –ник, в слове школьник, так как не знаем, как она называется и выделяется в слове -ДА | |||||
- Ребята, вы хотите узнать, для чего служит суффикс и как выделять его в слове? (Да). - Какие цели вы поставите перед собой на уроке? Вы можете использовать слова-помощники: -Как вы думаете, какова тема нашего урока? | - Узнать что такое суффикс, научиться выделять его в слове, понять для чего служит суффикс -Суффикс | |||||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная, групповая Словесные: беседа, опрос Наглядные: презентация Практический: работа в группах Внешний контроль Взаимоконтроль Самоконтроль | - Предлагаю вам открывать новое знание, работая в группах. - Давайте вспомним правила работы в группах. - Проверим, все ли правила вы проговорили -Молодцы! Я предлагаю выбрать одного ответственного, который будет руководить работой в группе. - Сегодня, для достижения нашей цели мы будем работать по плану, который представлен на доске и также лежит у вас на партах. Итак, давайте же посмотрим, как и что мы должны сделать на уроке. -Прочитайте план. -Вы готовы приступить к выполнению плана? - Вам нужно выполнить работу по инструкции от первого задания по четвёртое включительно. После этого все свои наблюдения заносите в карточку № 2, которая называется «Листом наблюдения». -Что вам поможет выполнить задания? | - Выслушиваются ответы детей - 1. Прочитать инструкцию (вместе) 2. Заполнить карточку наблюдений (в группах) 3. Дополнить алгоритм разбора слова по составу (вместе) -ДА -Инструкция | П: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Слайд |
-На выполнение этого задания у вас 7 минут. Карточки (Приложение 1). Лист наблюдения (Приложение 2). - Время на выполнение задания закончилось. Представители каждой группы выходят к доске со своими «Листами наблюдения», вывешивают результаты на доску и рассказывают, как они выделили новую часть слова. Другие внимательно слушают выступления, дополняют, либо исправляют. - Так какую же тайну языка мы сегодня открыли? -Повторим то, что узнали - Что такое суффикс? -Для чего он служит? -Где он стоит в словах? -Как обозначается суффикс? -Выделите роль суффикса в слове - Составим алгоритм нахождения суффикса в слове (коллективная работа). -Вспомните, при работе с инструкцией какое задание было предложено первым? -Каким было второе задание? -Кто сможет вспомнить и назвать третье действие при работе с инструкцией? | -Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью, которой образуются новые слова -Суффикс-это часть слова - Для образования новых слов - Он стоит между корнем и окончанием - Обозначается уголком -Образует новые слова -Прочитать слово -нужно было выделить в этом слове окончание -Выделяли корень, подбирая родственные слова | |||||
-Попробуйте назвать следующий пункт алгоритма нахождения суффикса. -Скажите, а как называется часть, которая стоит между корнем и окончанием? -Что мы сейчас с вами составили? -Прочитайте его вполголоса. Вспомните правила работы в парах. -Проговорите алгоритм со своим товарищем по очереди. | -выделить корень - называется суффиксом Алгоритм нахождения суффикса в слове | |||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная Словесные: беседа, опрос Наглядные: Презентация Практические: самостоятельная работа | -Используя алгоритм, выполним это задание самостоятельно. • Медведь-медведица-медвежонок • Волк-волчица-волчонок • Тигр-тигрица - тигренок • Орел-орлица-орленок • Заяц-зайчиха-зайчонок • Лось-лосиха-лосенок • Лев- львица- львенок -Выполненное задание проверьте с образцом на слайде - Какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва? (-онок,- ёнок) Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? (-иц, -их). | П: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей | Карточки | |
Физкультминутка (1 мин) Учитель произносит слова: лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек. При произношении слова, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх домиком. | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Словесные: беседа Наглядные: презентация Практические: самостоятельная работа Самоконтроль | - Даны слова: берёзка, травушка, лесник. -Запишите эти слова в тетрадь и разберите их по составу: найти корень, окончание, суффикс (проверка по эталону). Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске. - У кого возникли затруднения? - Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия; | Слайд | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Индивидуальная Словесные: беседа, опрос Наглядные: презентация Практическая: самостоятельная работа Самоконтроль | -Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов. Даны части слова. - Суффиксы напечатаны красным цветом. (-ик-, -ищ-, -ёнок-, -онок-) - Самостоятельно выполните это задание по вариантам. 1 вариант: запишите слова первого столбика, 2 вариант: запишите слова второго столбика. -На выполнение этого задания 5 минут. - Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске. - У кого возникли затруднения? - В чем причина затруднения? - Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы -Какой можно сделать вывод? -Для чего служит суффикс? | -С помощью суффикса можно образовывать новые слова -Для образования новых слов | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Слайд |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Словесные: беседа Наглядные: презентация Внешний контроль Самоконтроль | - Какую цель вы перед собой ставили? - Удалось ли достичь цели? Докажите. - Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? -Пожалуйста, приготовьте ваши «Лесенки успеха». Вы хорошо знакомы с правилами оценивания своей работы с помощью лесенки успеха. Оцените вашу работу на уроке. - Кто поставил себя на первую ступеньку? Я рада, что на уроке не было детей, которые не хотели работать вместе с классом. - Кто поставил себя на вторую ступеньку? Почему? Какие затруднения возникли? Что нужно повторить, чтобы устранить эти затруднения? - Кто поставил себя на третью ступеньку? Почему? Что не получилось на уроке? - Ребята, кто оказался на четвертой ступеньке? Почему вы поставили себя на самую высокую ступеньку? -Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал? - Что надо сделать? -Домашнее задание будет на карточках. Нужно будет разобрать слова по составу в первом задании и при поморщи приставки образовать слова во втором. -Спасибо за урок! | обсуждение с детьми результатов их работы на уроке -НЕТ -Потренироваться | К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; | Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока "Суффикс как часть слова"
Конспект урока с использованием интерактивной доски 2класс "Суффикс как часть слова".На данном уроке дети знакомятся с новой частью слова в увлекательном морском путешествии....
Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова».
Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова»....
Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"
Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"...
Технологическая карта урока «ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА»
Создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выд...
Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ
Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....
Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20 Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...
Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...