Технологическая карта урока «Суффикс-как часть слова»
план-конспект урока по русскому языку

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_suffiks-kak_chast_slova.docx806.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.11.24

Школа: МБОУ «Чечеульская СОШ»

Класс: 2 А

Урок: 3

Время: 9:45-10:25  Кабинет: 1

Студент: Нечипурук Анастасия

Группа: 401НК

Учитель: Нечипурук Н.Н.

Методист: Ткаченко Е.А.

Тема урока «Суффикс-как часть слова»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о суффиксе  как части слова, выделение его на письме.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить обучающихся с суффиксом как частью слова
  2.  выработать умение выделение его на письме;
  3. овладение последовательностью действий при обозначении суффикса;

Предметные:

  1. находить однокоренные слова;
  2. выделять в слове корень;
  3. выделять в слове окончание;
  4. выделять в слове суффикс;

Развивающие:

  1. развивать у учащихся умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. развивать умения планировать, контролировать и оценивать своё действие в соответствии с поставленной задачей, аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

  1. осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
  2. осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу
  2. Воспитывать самостоятельность  

УМК: УМК «Школа России» Учебник Русский язык. 2 класс. Часть 1 автор В. Г. Горецкий,

В. П. Канакина Канакина

ЭТАПЫ УРОКА

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Фронтальная

Внешний контроль

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Васильевна.

Послушайте стихотворение:

Очень любим мы учиться,

Не лениться, а трудиться.

В страну Знаний мы идем

И друзей с собой берём.

-Можно сказать, что это стихотворение об учениках нашего класса?

-Да

Р: выработать учебную мотивацию

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесные: беседа

Наглядные: презентация

Практические: самостоятельная работа

Самоконтроль

- Посмотрите на слайд  и подумайте,  с чего мы начнём наш урок?

-Для чего нам нужна минутка чистописания?

-А какие правила письма вы можете назвать?

-Почему их нужно соблюдать?  

-Написание какой  буквы  мы должны сегодня вспомнить?

-Познакомьте меня с ней, расскажите про эту букву.

-Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов

-Выберите те буквы, написание которых соответствует образцу на доске, «зажгите «фонарики» под этими буквами.

-У кого не получилось «зажечь фонарики»? Поднимите руки.  

-Кому удалось «зажечь фонарики»?

 Поднимите руки.  Молодцы!

- С минутки чистописания.

- Научиться правильно писать буквы, слова, предложения

- Наклон, высота, расстояние

- Мы хотим научиться правильно и красиво писать

-заглавной и строчной  букв «Ш, ш»

- Выслушиваются ответы детей

П: устанавливать

причинно-следственные

за языковым материалом, делать выводы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе

предложенного

учителем

алгоритма

наблюдения;

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Слайд

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесные: беседа

Наглядные: презентация

Практические: самостоятельная работа

Внешний контроль, самоконтроль

-Какое слово записано на следующей строке? Назовите  его

-Скажите, а почему именно это слово?

- Запишите это слово.  Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу. (школьник). Запишите это слово рядом со словом «школа».

- В данных  словах выделите известные вам части.  

-Какие  части слова вы знаете?

- Что такое корень?

- Как обозначается корень?

- Что такое окончание?

слова).

- Для чего служит окончание?

- Как обозначается окончание?  

- Чем являются корень и окончание?  

- Выделите корень и окончание в этих словах

  -Проверяем. Сравните вашу работу с образцом на доске

-Что вы можете сказать об этих  словах?

-Школа

- Для того, чтобы мы потренировались в написании слов с этой буквы

- корень, окончание

- корень-это часть слова

- обозначается дугой

- Окончание- это изменяемая часть слова

- Для связи слов в предложении

-квадратиком

- Это части слова

- они однокоренные

П: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе

предложенного

учителем

алгоритма

наблюдения;

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-

исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: выстраивать последовательность выбранных действий;

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Слайд

-Докажите

-Назовите различия между этими словами.

- Все части в слове вы выделили?

-Назовите невыделенную часть слова

-Поднимите руку, кто не знает, как называется эта часть слова.

-Поднимите руку, кто считает, что знает, как называется эта часть слова.

- Почему вы её никак не обозначили?

 Ребята, давайте еще раз повторим, какое задание вы должны были выполнить?

- В чем возникло затруднение?

-А вы хотели бы раскрыть ещё одну тайну русского языка и узнать, как называется эта часть?

-Ребята, данная часть слова в русском языке называется суффикс и выделяется уголком. (Показ условного обозначения).

-. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение

- Различия  в составе и значении этих слов

- нет

- ник

-Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием, мы не знаем, как она называется и как обозначается

- Мы должны были выделить известные части в словах

-Мы не обозначили часть слова –ник, в слове школьник, так как не знаем, как она называется и выделяется в слове

-ДА

- Ребята, вы хотите узнать, для чего служит суффикс и как выделять его в слове? (Да).

- Какие  цели вы поставите перед собой на уроке? Вы можете использовать слова-помощники:

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Узнать что такое суффикс, научиться выделять его в слове, понять для чего служит суффикс

-Суффикс

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная, групповая

Словесные: беседа, опрос

Наглядные: презентация

Практический: работа в группах

Внешний контроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

- Предлагаю вам открывать новое знание, работая в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

- Проверим,  все ли правила вы проговорили

-Молодцы! Я предлагаю выбрать одного ответственного, который будет руководить работой в группе.

- Сегодня, для достижения нашей цели мы будем работать по плану, который представлен на доске и также лежит у вас на партах.

Итак, давайте же посмотрим, как и что мы должны сделать на уроке.

 -Прочитайте план.

-Вы готовы приступить к выполнению плана?  

- Вам нужно выполнить работу по инструкции от первого задания по четвёртое включительно. После этого все свои наблюдения заносите в карточку № 2, которая называется «Листом наблюдения».

-Что вам поможет выполнить задания?

- Выслушиваются ответы детей

- 1.        Прочитать инструкцию (вместе)

2.        Заполнить карточку наблюдений (в группах)

3.        Дополнить алгоритм разбора слова по составу (вместе)

-ДА

-Инструкция

П: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе

предложенного

учителем

алгоритма

наблюдения;

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-

исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: выстраивать последовательность выбранных действий;

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Слайд

-На выполнение этого задания у вас  7 минут.

Карточки (Приложение 1).

Лист наблюдения (Приложение 2).

- Время на выполнение задания закончилось. Представители  каждой группы выходят к доске со своими  «Листами  наблюдения», вывешивают результаты на доску и рассказывают, как они  выделили новую часть слова. Другие внимательно слушают выступления, дополняют, либо исправляют.

- Так какую же тайну языка мы сегодня открыли?

-Повторим то, что узнали

- Что такое суффикс?

-Для чего он служит?

-Где он стоит в словах?

-Как обозначается суффикс?

-Выделите роль суффикса в слове

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове (коллективная работа).

-Вспомните, при работе с инструкцией какое задание было предложено первым?

-Каким было второе задание?

-Кто сможет вспомнить и назвать третье действие при работе с инструкцией?

-Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью, которой образуются новые слова

-Суффикс-это часть слова

- Для образования новых слов

- Он стоит между корнем и окончанием

- Обозначается  уголком

-Образует новые слова

-Прочитать слово

-нужно было выделить в этом слове окончание

-Выделяли корень, подбирая родственные слова

-Попробуйте назвать следующий пункт алгоритма нахождения суффикса.

-Скажите, а как называется часть, которая стоит между корнем и окончанием?

-Что мы сейчас с вами составили?

-Прочитайте его вполголоса. Вспомните правила работы в парах.

-Проговорите алгоритм со своим товарищем по очереди.

-выделить корень

- называется суффиксом

Алгоритм нахождения суффикса в слове

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная

Словесные: беседа, опрос

Наглядные: Презентация

Практические: самостоятельная работа

-Используя алгоритм, выполним это задание самостоятельно.

•        Медведь-медведица-медвежонок

•        Волк-волчица-волчонок

•        Тигр-тигрица - тигренок

•        Орел-орлица-орленок

•        Заяц-зайчиха-зайчонок

•        Лось-лосиха-лосенок

•         Лев- львица- львенок

-Выполненное задание проверьте с образцом на слайде

- Какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва?

(-онок,- ёнок) Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? (-иц, -их).

П: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе

предложенного

учителем

алгоритма

наблюдения;

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: соотносить

результат

деятельности

с

поставленной

учебной

задачей

Карточки

Физкультминутка (1 мин)

Учитель произносит слова: лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.

При произношении  слова, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх домиком.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Словесные: беседа

Наглядные: презентация

Практические: самостоятельная работа

Самоконтроль

- Даны слова: берёзка, травушка, лесник.

-Запишите эти слова в тетрадь и разберите их по составу: найти корень, окончание, суффикс (проверка по эталону).

Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске.

- У кого возникли затруднения?

- Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать

свои

учебные

действия;

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Словесные: беседа, опрос

Наглядные: презентация

Практическая: самостоятельная работа

Самоконтроль

-Давайте попробуем образовать новые слова с помощью суффиксов. Даны части слова.

- Суффиксы напечатаны красным цветом. (-ик-, -ищ-,  -ёнок-, -онок-)

- Самостоятельно выполните это задание по вариантам. 1 вариант: запишите слова первого столбика, 2 вариант: запишите слова второго столбика.

-На выполнение этого задания 5 минут.

- Проверьте правильность выполнения задания по образцу на доске.

- У кого возникли затруднения?

- В чем причина затруднения?

- Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы

-Какой можно сделать вывод?

-Для чего служит суффикс?

-С помощью суффикса можно образовывать новые слова

-Для образования новых слов

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесные: беседа

Наглядные: презентация

Внешний контроль

Самоконтроль

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели? Докажите.

- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание?

-Пожалуйста, приготовьте ваши «Лесенки успеха». Вы хорошо знакомы с правилами оценивания своей работы с помощью лесенки успеха. Оцените вашу работу на уроке.

- Кто поставил себя на первую ступеньку? Я рада, что на уроке не было детей, которые не хотели работать вместе с классом.

- Кто поставил себя на вторую ступеньку? Почему? Какие затруднения возникли? Что нужно повторить, чтобы устранить эти затруднения?

- Кто поставил себя на третью ступеньку? Почему? Что не получилось на уроке?

- Ребята, кто оказался на четвертой ступеньке? Почему вы поставили себя на самую высокую ступеньку?

-Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал?

- Что надо сделать?

-Домашнее задание будет на карточках. Нужно будет разобрать слова по составу в первом задании и при поморщи приставки образовать слова во втором.

-Спасибо за урок!

обсуждение с детьми результатов их работы на уроке

-НЕТ

-Потренироваться

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока "Суффикс как часть слова"

Конспект урока с использованием интерактивной доски 2класс "Суффикс как часть слова".На данном уроке дети знакомятся с новой частью слова в увлекательном морском путешествии....

Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова».

Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».  Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова»....

Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"

Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"...

Технологическая карта урока «ПРИСТАВКА КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

Создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выд...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ

Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...