Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознавать и подбирать однокоренные слова;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 55.12 КБ |
prezentatsiya_suffiks.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)
Цели: Образовательные
- Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании
- Углублять представления о значениях суффикса в слове
- Формировать навыки грамотного письма
- Обогащать словарный запас учащихся
Воспитательные
- Воспитывать любовь к животным
- Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
- Прививать интерес к русскому языку
Развивающие
- Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память
- Развивать и обогащать речь учащихся
- Развивать коммуникативные умения
Задачи
- Актуализировать знания о составе слова и роли морфем
- Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове
Прогнозируемые результаты:
Личностные
- ценное отношение к процессу определения роли суффикса;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
- осознание важности суффикса для образования новых слов;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
Метапредметные
- умение принимать и сохранять цель урока
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке
Предметные
- умение разбирать слово по составу;
- умение видеть роль суффикса;
- умение применять знания в жизненных ситуациях
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Актуализация знаний | Поудобнее садитесь, И внимательно вникайте, А спрошу вас, отвечайте Вам условие понятно? Это слышать мне приятно Путешествие зовет Третьеклашек на урок! А куда лежит наш путь? | Да Дети высказывают свои предположения по теме урока |
2 Здоровьесберегающая минутка | Вспомните правила посадки | Дети произносят хором Я тетрадочку открою И как надо положу Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь |
3 Минутка чистописания | «Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость. Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать) Слайд -Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл -Сравните с образцами и оцените свою работу | Буква н Самооценка |
4. Словарная работа | -Отгадайте загадку, подберите однокоренное слово. Запишем в столбик. Слайд
Перед носом корабля, Над водой мелькают спины, Мчатся шустрые ….
Отдает нам Серёжка А с последнею расстался – Сам куда-то подевался.
Высоко, но не страшно
На холсте всего полно Лес и речка, и машина Называется …. - При помощи, какой части слова образовались однокоренные слова | Дельфин – дельфинчик Балкон - балконная Картина – картинка Суффикс |
5.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. | - Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает. «С моей помощью происходят превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три» - О какой части слова мы будем сегодня говорить? - Какие задачи мы поставим на уроке? Слайд Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим роль в русском языке. | Суффикс.
|
| Фронтальная работа с текстом. Слайд Соберите предложения из рассыпанных слов. - Это текст? Как его можно озаглавить? - Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделите корень. Какое явление происходит в корне? Воспитательный момент - Прочитайте стихотворение о снегире Слайд -Какова его главная мысль? Физминутка Послушайте музыку П.И. Чайковского и отдохните Вывод Вернемся к однокоренным словам. От какого слова образовались все эти слова? С помощью чего? - Что такое суффикс? - Что происходит со словом, если меняется суффикс? Работа в группах - Что общего в образованных словах? Слайд Выводы выносятся на слайд Работа в парах Учебник с. 156 упр 196 Какой вывод можно сделать? Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса. Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам - Каждому варианту предлагается по три слова («слабым учащимся» - карточки-помощники) Приложение1 Слайд - Если все верно, оцените свою работу. Итог по карточкам (разноуровневые карточки) -Предлагаю два варианта карточек. Со звездочкой «4», с солнышком – посложнее. Выберите ту, что вам подходит. Приложение 2 | Снежинки снежок снегири Чередование согласных в корне. Помощь птицам зимой. Снег Суффикса. Меняется лексическое значение слов Учащиеся работают в группах |
Название профессий Помогает назвать ласково Меняет возраст Меняет пол Изменил размер Самопроверка | ||
7. Итог урока | - Что вы узнали о суффиксе? Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются? Оценки учащихся Оценку я выставлю после проверки карточек | Это части слова. Суффикс служит для образования новых слов, а окончание -для образования форм слов и связи слов в предложении |
8. Домашнее задание | На выбор Упр 197 или Мини-сочинение тему «Суффикс» | |
9. Рефлексия | Покажите свое настроение с помощью смайликов |
Приложение 1
Образуй и запиши новые слова: Гнездо + ышк = ____________________________________ Олень + ёнок = ____________________________________ |
Приложение 2
Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.
Житель гор – ________________________________________________________ Детеныш льва – ______________________________________________________ Самка льва - _________________________________________________________ |
Подбери однокоренное слово, походящее к схеме: Море –___________________________________________________ Вьюга – ________________________________________________ Хлопок –__________________________________________________ Окно -____________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двена д цат ое д е к а бря . Кла сс ная р а бота.
"Красиво писать - красоту творить" народная мудрость
Побелка, заморозить, меховой
Подумайте! На какие группы можно разделить эти слова ? Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, суффикс, местоимение
Части речи Части слова существительное корень основа прилагательное окончание глагол приставка суффикс местоимение
Если знаешь части слова, то напишешь их толково! Эпиграф урока:
Корень - Приставка – Окончание - Части слова к..роль пр.. ка .. чик п.. ртной о и з о
Суффикс - ?
Составьте предложения п од, скрипит, ногами, снежок, пушистый холодок, зимний, румянит, щёки, детям кружатся, воздухе, снежинки, в, пушистые прилетели, из, снегири, дальних, краёв
Под ногами скрипит пушистый снежок. Зимний холодок румянит детям щёки. В воздухе кружатся пушистые снежинки. Из дальних краёв прилетели снегири.
Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна, Как рябина на снегу, Я ей кормом помогу!
Снежок, снежинки, снегири
Суффикс меняет лексическое значение образует слова- названия профессий помогает назвать ласково меняет возраст изменяет размер меняет пол
кот ик кот ищ е
Суффикс меняет лексическое значение образует слова- названия профессий помогает назвать ласково меняет возраст изменяет размер меняет пол
Корень - король Приставка – приказчик Окончание - портной Суффикс - Части слова ? волшебник
олень гнездо ышк мороз боль коза лёт ёнок ниц ищ чик очк
Что я узнал сегодня на уроке?
Отгадай загадку! Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем, Вся же – в дневнике я и в журнале. О-ЦЕН-К-А
Домашнее задание по выбору : 1. Упражнение 197 2. Мини-сочинение «Суффикс»
Ваше настроение
Спасибо!
При создании презентации использовались материалы Элементы анимированного плаката «Письменные буквы русского алфавита». Учитель МОУ « Малодубенская СОШ»Орехово-Зуевского района Московской области Чулихина Е.А. 2. Электронная физминутка для глаз. Учитель МОУ « Водоватовская СОШ» Галкина И.А. 3. Ребус «Ветер». www.mamakenga.ru 4. Картинки из ресурсов Интернета, находящиеся в свободном доступе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.
Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.
Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....
Технологическая карта урока " Суффикс и его роль в слове"
Методическая разработка урока русского языка по программе" Школа 2100"...