РАбочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку
по системе учебников «Перспектива»
Автор курса: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 387.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Социокультурный центр» с.Лопхари
Рассмотрено Руководитель ШМО _Русмиленко И.С._/Фамилия И.О./ Протокол №_____ от «____» ___________2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УР
_Мохирева Н.В._/Фамилия И.О./ «____»____________2018 г. | Утверждено приказом
|
Рабочая программа по русскому языку
по системе учебников «Перспектива»
Автор курса: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
3 класс
Базовый уровень обучения
на 2018-2019 учебный год
Разработана
_Ануфриева Светлана Романовна_(Ф.И.О.),
учителем начальных классов
высшей
квалификационной категории
с. Лопхари
2018
Содержание
- Пояснительная записка_________________________________________3-9
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса________9-11
- Содержание учебного предмета, курса____________________________11-17
- Тематическое планирование_____________________________________17-25
- Перечень учебно-методического обеспечения и литературы__________ 25-26
Приложения к программе_____________________________________________-
Пояснительная записка
УМК «Перспектива»
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов УМК «Перспектива» составлена на основе документов, обеспечивающих учебно-воспитательную деятельность МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2018-2019 учебный год:
- Закон Российской Федерации от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина М.: Просвещение, 2014.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459).
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с учетом внесенных изменений № 3 от 24.11.2015 г.
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
- Приказ департамента образования от 17.06.2011 года № 1012 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11.05. 2006 г. № 500».
- Приказ департамента образования от 26.08. 2011 года № 1185 «О внесении изменений в некоторые правовые акты департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа».
- Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари (ФГОС СОО). Утверждена приказом ОУ № 10 от 26.01.2017 г.
- Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с.Лопхари на 2018-2019 учебный год. Утвержден приказом ОУ № 51/2 от 31.08.
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Содержание программы представлено разделами: пояснительная записка, содержание программы по отдельному предмету, программа формирования УУД, учебно-методическое обеспечение программы.
Рабочая программа содержит:
- виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- обучение грамоте (фонетика, графика, чтение, письмо, слово и предложение, орфография и пунктуация, развитие речи);
- систематический курс русского языка.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода в обучении.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
- принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
- осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
- формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
- поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
- пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
- формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
- развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
- знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
- творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
- сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
- развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
- формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
- формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
- приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация[1];
• развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 540 ч. В 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе) без учета праздничных дней.
В учебном плане МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари выделено 4 часа из федерального компонента на изучение русского языка в начальной школе.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса
Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, а также средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию
универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности. Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Сформированнность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
- употребление ъ и ь как разделительных знаков;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[2]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах на -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Распределение часов по разделам
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Мир общения. Повторяем-узнаём новое | 10 |
2 | Язык – главный помощник в общении | 34 |
3 | Состав слова | 20 |
4 | Имя существительное | 28 |
5 | Местоимение | 3 |
6 | Глагол | 23 |
7 | Имя прилагательное | 10 |
8 | Повторение | 4 |
132 |
Тематическое планирование. 3 класс. 132 часа.
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Всего часов | Из них на выполнение практической части программы | Дата | |||
лабораторные работы | экскурсии | контрольные и диагностические работы | план | факт | ||||
1 | Мир общения. Повторяем-узнаём новое (10 часов) | Собеседники. Диалог. | 1 | 3.09 | ||||
2 | Собеседники. Диалог. | 1 | 4.09 | |||||
3 | Культура устной и письменной речи. | 1 | 5.09 | |||||
4 | Культура устной и письменной речи. | 1 | 6.09 | |||||
5 | Текст. | 1 | 10.09 | |||||
6 | Текст. | 1 | 11.09 | |||||
7 | Текст. | 1 | 12.09 | |||||
8 | Текст. | 1 | 13.09 | |||||
9 | Контрольная работа №1. | 1 | 1 | 17.09 | ||||
10 | Работа над ошибками. | 1 | 18.09 | |||||
11 | Язык – главный помощник в общении(34 час.) | Язык – главный помощник в общении. | 1 | 19.09 | ||||
12 | Звуки и буквы | 1 | 20.09 | |||||
13 | Звуки и буквы | 1 | 24.09 | |||||
14 | Слог, ударение. | 1 | 25.09 | |||||
15 | Слог, ударение. | 1 | 26.09 | |||||
16 | Девять правил орфографии. | 1 | 27.09 | |||||
17 | Девять правил орфографии (прописная буква в именах собственных). | 1 | 1.10 | |||||
18 | Девять правил орфографии (безударные гласные в корне слова). | 1 | 2.10 | |||||
19 | Девять правил орфографии (парные по звонкости глухости согласные в конце слова и перед другими согласными). | 1 | 3.10 | |||||
20 | Девять правил орфографии (непроизносимые согласные). | 1 | 4.10 | |||||
21 | Девять правил орфографии (разделительные твёрдый и мягкий знаки). | 1 | 8.10 | |||||
22 | Девять правил орфографии (развитие речи, обучающее изложение). | 1 | 9.10 | |||||
23 | Девять правил орфографии (удвоенные согласные). | 1 | 10.10 | |||||
24 | Девять правил орфографии (правописание буквосочетаний). | 1 | 11.10 | |||||
25 | Девять правил орфографии (перенос слова). | 1 | 15.10 | |||||
26 | Контрольная работа №2. | 1 | 1 | 16.10 | ||||
27 | Работа над ошибками. Слово и его значение. | 1 | 17.10 | |||||
28 | Слово и его значение. | 1 | 18.10 | |||||
29 | Слово и его значение (синонимы). | 1 | 22.10 | |||||
30 | Слово и его значение (употребление синонимов в тексте). | 1 | 23.10 | |||||
31 | Слово и его значение (антонимы). | 1 | 24.10 | |||||
32 | Слово и его значение (омонимы). | 1 | 25.10 | |||||
33 | Слово и его значение (многозначные слова). | 1 | 6.11 | |||||
34 | Слово и его значение (слова с обобщающим значением). | 1 | 7.11 | |||||
35 | Слово и его значение (роль местоимений в тексте). | 1 | 8.11 | |||||
36 | Словосочетание | 1 | 12.11 | |||||
37 | Предложение | 1 | 13.11 | |||||
38 | Главные члены предложения. | 1 | 14.11 | |||||
39 | Главные члены предложения. | 1 | 15.11 | |||||
40 | Главные члены предложения. | 1 | 19.11 | |||||
41 | Предложения с однородными членами. | 1 | 20.11 | |||||
42 | Предложения с однородными членами. | 1 | 21.11 | |||||
43 | Контрольная работа №3. | 1 | 1 | 22.11 | ||||
44 | Работа над ошибками. | 1 | 26.11 | |||||
45 | Состав слова (20 часов) | Повторение значимых частей слова. | 1 | 27.11 | ||||
46 | Корень. | 1 | 28.11 | |||||
47 | Корень. (Корневые орфограммы). | 1 | 29.11 | |||||
48 | Корень. ( Корневые орфограммы). | 1 | 3.12 | |||||
49 | Корень. ( Корневые орфограммы). | 1 | 4.12 | |||||
50 | Приставка. | 1 | 5.12 | |||||
51 | Приставка. | 1 | 6.12 | |||||
52 | Суффикс. | 1 | 10.12 | |||||
53 | Суффикс. | 1 | 11.12 | |||||
54 | Окончание. | 1 | 12.12 | |||||
55 | Окончание. | 1 | 13.12 | |||||
56 | Как образуются слова | 1 | 17.12 | |||||
57 | Как образуются слова | 1 | 18.12 | |||||
58 | Контрольное списывание. Проверочная работа. | 1 | 1 | 19.12 | ||||
59 | Контрольная работа №4. | 1 | 1 | 20.12 | ||||
60 | Работа над ошибками | 1 | 24.12 | |||||
61 | Систематизация знаний по разделу «Части речи» (определение частей речи с помощью вопросов). | 1 | 25.12 | |||||
62 | Систематизация знаний по разделу «Части речи» (определение частей речи). | 1 | 26.12 | |||||
63 | Систематизация знаний по разделу «Части речи». Роль слов разных частей речи в тексте. | 1 | 27.12 | |||||
64 | Проверочная работа по теме «Части речи». | 1 | 1 | 14.01 | ||||
65 | Имя существительное (28 часа). | Повторяем, что знаем. | 1 | 15.01 | ||||
66 | Повторяем, что знаем (собственные и нарицательные имена существительные). | 1 | 16.01 | |||||
67 | Повторяем, что знаем (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). | 1 | 17.01 | |||||
68 | Повторяем, что знаем. (Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приёма олицетворения). | 1 | 21.01 | |||||
69 | Число имени существительного. | 1 | 22.01 | |||||
70 | Число имени существительного. | 1 | 23.01 | |||||
71 | Число имени существительного ( Развитие речи, изложение текста). | 1 | 24.01 | |||||
72 | Проверочная работа. Контрольный словарный диктант. | 1 | 1 | 28.01 | ||||
73 | Род имен существительных. | 1 | 29.01 | |||||
74 | Род имен существительных (значение категории рода имён существительных). | 1 | 30.01 | |||||
75 | Род имен существительных (употребление имён существительных разных родов). | 1 | 31.01 | |||||
76 | Род имён существительных ( во мн. числе). | 1 | 4.02 | |||||
77 | Род имён существительных (обучающее изложение). | 1 | 5.02 | |||||
78 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных ( женского рода). | 1 | 6.02 | |||||
79 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных ( роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих). | 1 | 7.02 | |||||
80 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных (употребл.мягкого знака после шипящих в конце имён существительных ж. рода). | 1 | 11.02 | |||||
81 | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | 1 | 12.02 | |||||
82 | Изменение имен существительных по падежам (Именительный падеж) | 1 | 13.02 | |||||
83 | Изменение имен существительных по падежам (Родительный падеж) | 1 | 14.02 | |||||
84 | Изменение имен существительных по падежам (Дательный падеж) | 1 | 18.02 | |||||
85 | Изменение имен существительных по падежам (Винительный падеж) | 1 | 19.02 | |||||
86 | Изменение имен существительных по падежам (Творительный падеж) | 1 | 20.02 | |||||
87 | Изменение имен существительных по падежам (Предложный падеж) | 1 | 21.02 | |||||
88 | Изменение имен существительных по падежам ( склонение). | 1 | 25.02 | |||||
89 | Как разобрать имя существительное. | 1 | 26.02 | |||||
90 | Как разобрать имя существительное. | 1 | 27.02 | |||||
91 | Контрольная работа№5 по теме «Имя существительное». | 1 | 1 | 28.02 | ||||
92 | Работа над ошибками. | 1 | 4.03 | |||||
93 | Местоимение (3 часа) | Местоимение | 1 | 5.03 | ||||
94 | Местоимение | 1 | 6.03 | |||||
95 | Местоимение | 1 | 7.03 | |||||
96 | Глагол (23 часов) | Глагол как часть речи | 1 | 11.03 | ||||
97 | Глагол как часть речи | 1 | 12.03 | |||||
98 | Изменение глаголов по временам | 1 | 13.03 | |||||
99 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 14.03 | |||||
100 | Глаголы настоящего времени. | 1 | 18.03 | |||||
101 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | 19.03 | |||||
102 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | 20.03 | |||||
103 | Глаголы будущего времени. | 1 | 21.03 | |||||
104 | Глаголы будущего времени. | 1 | 1.04 | |||||
105 | Глаголы будущего времени. | 1 | 2.04 | |||||
106 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 3.04 | |||||
107 | Неопределенная форма глагола. | 1 | 4.04 | |||||
108 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 8.04 | |||||
109 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 9.04 | |||||
110 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | 10.04 | |||||
111 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | 11.04 | |||||
112 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени ( Развитие речи. Сочинение). | 1 | 15.04 | |||||
113 | НЕ с глаголами | 1 | 16.04 | |||||
114 | НЕ с глаголами | 1 | 17.04 | |||||
115 | Разбор глагола как части речи. | 1 | 18.04 | |||||
116 | Разбор глагола как части речи. | 1 | 22.04 | |||||
117 | Контрольная работа №6 по теме «Глагол как часть речи». | 1 | 1 | 23.04 | ||||
118 | Работа над ошибками. | 1 | 24.04 | |||||
119 | Имя прилагательное (10 часов). | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 25.04 | ||||
120 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 29.04 | |||||
121 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | 30.04 | |||||
122 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | 6.05 | |||||
123 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | 7.05 | |||||
124 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | 8.05 | |||||
125 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | 13.05 | |||||
126 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 14.05 | |||||
127 | Контрольная работа №7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | 1 | 15.05 | ||||
128 | Работа над ошибками. Контрольное списывание. | 1 | 1 | 16.05 | ||||
129 | Повторение (4 часов). | Повторение изученного за год. | 1 | 20.05 | ||||
130 | Повторение изученного за год. Контрольный словарный диктант. | 1 | 1 | 21.05 | ||||
131 | Контрольная работа за год №8. | 1 | 22.05 | |||||
132 | Работа над ошибками. Повторение. Правила правописания. Обобщающий урок. Игра «По океану Речи». | 1 | 23.05 | |||||
Итого | 132 | 13 | ||||||
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы
Книгопечатная продукция
Учебники
- Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.– М.: Просвещение, 2015.
- Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.– М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.– М.: Просвещение, 2018.
- Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.– М.: Просвещение.
Рабочие тетради
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2015
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2017
С.Ю. Михайлова «Русский язык». Проверочные работы. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М: Просвещение, 2016
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2018
Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык». Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, в двух частях, М: Просвещение, 2014.
Методические пособия
- «Русский язык». Методическое пособие для учителя с поурочными разработками. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российская академия образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2015
- «Русский язык». Методическое пособие для учителя с поурочными разработками. 3класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российская академия образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2017;
- «Русский язык». Методическое пособие для учителя с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013;
[1] Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.
[2] Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...