Урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В и в."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Мисюгова Надежда Алексеевна

Полный конспект урока грамоте в 1 классе "Согласные звуки [в] и [в']. Буквы В и в".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniyaya_gramote_1_klass_v_i_v.docx88.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В и в

Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками [в] и [в’] и буквами В и в.

Задачи:

Распознавать звуки [в] и [в’] в словах, давать им характеристику, различать звуки [в] и [в’] с буквами В и в;

Развивать навыки правильного и выразительного чтения;

Закрепить знания о звуках и буквах, изученных на предыдущих уроках.

Формируемые УУД:

  • В результате практических действий и наблюдений давать характеристику звукам: [в] и [в’], определять эти звуки в словах, отличать от других звуков речи, обозначать их буквами В и в.
  • Умение определять количество слогов в слове по гласным звукам.
  • Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух слов, коротких предложений и небольших текстов.
  • Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  • Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Технологии: игровая технология проблемно-диагностическая.

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др.; Игры: «Парашютисты», «Живые буквы»; иллюстрационный материал: два домика с синей и зеленой крышей, картинки животных, схемы слов, магнитофон, карточки с буквами, дом с буквами, грибы с буквами, цветы для рефлексии.

Ход урока.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке, ребята, мы побываем в лесной школе, поможем братьям нашим меньшим учиться.

- А кого мы называем меньшими братьями? (животных).

- Как надо относиться к животным?

             

А               О               Ы                У                                      

     

       И   

- Какие буквы выросли на лесной полянке на грибах? Назовите (АОУЫИ).

- Что обозначают эти буквы? (гласные звуки).

- Почему гласные под синей тучкой? (Обозначают твердость предшествующего согласного звука).

- Почему гласная И под зеленой ёлочкой? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука).

- Назовите буквы – «жильцов» домика (Р, Н, Л, Т, С, К).

- Что объединяет все эти буквы? (Обозначают согласные звуки).

- Почему буквы С, К,Т живут на I этаже ? (Обозначают согласные глухие звуки).- Назовите буквы второго этажа. Что они обозначают? (Обозначают звонкие согласные звуки).

  1. Открытие нового знания.

1.

- Послушайте предложения. Какой звук повторяется чаще других?

Воробей просил ворону вызвать волка к телефону (звук [в]).

- Повернитесь друг к другу лицом, и произнесите звук [в], и понаблюдайте, как расположены губки, зубы, язычок.

- Звук [в] гласный или согласный? Докажите.

Звук [в] твердый или мягкий?

- Назовите и сравните первые звуки в словах Витя и Вова (звук [в] твердый и звук [в’] мягкий).

-Эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие, т.к. состоят из голоса и шума).

  1. «Угадай букву».

Я прочитаю вам двустишие, а вы попробуйте начертить эту букву в воздухе:

«Палочку ты начерти,

К ней вплотную цифру 3» (Буква В).

- С какими звуками и буквами мы познакомимся сегодня на уроке? (Звуки [в]  и [в’]. Буквы В, в).

-Откройте учебник на с. 68-69 и попробуйте рассказать, чему мы сегодня будем учиться на уроке.

  1. Первичное закрепление.

- Посмотрите на домик в лесной школе. Все ли буквы дома? (Нет буквы В).

- Заселите букву В в домик и докажите.

Игра «Помоги животным попасть в свой домик».

Есть два домика с синей крышей и зеленой. В домик с синей крышей придут животные, в названии которых есть твердый звук [в], а в домик с зеленой – животные с мягким звуком  [в’]. (На доске картинки с изображениями животных: верблюд, медведь, волк, сова, пингвин, скворец, ворон).

- А как по другому можно разместить животных в домике? (Птицы и звери).

Помоги лягушонку прочитать слоги.

                О        О               О

                Ы         Ы                Ы

            И        И                И

                У        У                 У

На доске: ВА, ВО, ВИ, ВУ, ВЫ.

- Что вы прочитали? (Слоги).

- Докажите. (Правило).

-  Какой слог «лишний»? (ВИ).

- Докажите. (гласная и обозначает мягкость согласного звука, а все остальные гласные в слогах – твердость согласного звука).

V.

Физкультминутка (Звукозапись).

- На зарядку становитесь, в медвежат все превратитесь.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

- Вы тихонечко садитесь, в учеников все превратитесь.

- Вопрос для самых внимательных: в каких словах услышали звуки [в], [в’]?  (воду, вот, дерево, медвежата, выше).

 

Работа в «Азбуке» с. 68.

  1. Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте рассказ.

-Как можно озаглавить рисунок? (Вратарь).

- Какую игру вы видите? (Футбол).

- Как называют игроков?

- Кто играет? Кто судит матч?

-Кто стоит в воротах? Как называют этого игрока? (вратарь).

- Какие событие произойдет в городе Сочи зимой 2014 года?

- Как наша страна готовится к этому событию?

      2.  Чтение и анализ пословиц.

- Прочитай пословицы в учебнике. Когда так говорят?

- Соотнеси по смыслу пословицы в учебнике с пословицами на доске.

Слово серебро – молчание золото. (Слово не воробей, вылетит не поймаешь).

Птица красна перьями, а человек делами. (Всякий человек в деле познается).

  1.  Соотношение схем и рисунков.

Игра «Помогите приземлиться парашютистам».

На доске картинки: львята, волк, сова.

Внизу схемы этих слов:

Внизу схемы этих слов:

                        

        ,        ,

                        

                 

  1. Работа в парах («Азбука» с. 69).

  • Дать ответы на вопросы в красных рамках.
  • Чтение слов в схемах (вратарь, лови).
  • Оцените друг друга. , .

  1. Включение нового знания в систему знаний.

  1. Подготовка к чтению текста на с. 69.

Игра «Живые буквы».

На парте ученика карточка с изученной буквой.

По команде: «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд и составьте слово ива». (Выходят три ученика с буквами. Другие ученики контролируют чтением).

Составляют и читают слова: вот, лови, ловит, свои, стали, тут.

  1. Чтение текста на с.69.

- Прочитайте текст.

- Озаглавьте.

- Подчеркните в словах букву В.

- Соотнесите рисунок и текст.

3. Работа над правилом.

Послушайте стихотворение.

Должны запомнить дети

И знать, как дважды два,

Что есть на целом свете

Предметы и слова.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это значит каждый

Из учеников.

- Что вы поняли из стихотворения?

- Прочитайте правило внизу страницы «Азбуки».

- От чего зависит количество слогов в словах? (От гласных).

- Сколько слогов в слове «ловили»? (Три).

- Прохлопайте, сколько слогов в слове «вратари»? (три), «вратарь» (2 слога).

- Почему? (3 гласных в слове «вратари» и 2 гласных в слове «вратарь»).

  4.Откройте «Азбуку» на с. 70

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Как лиса ловила ворон?

- Какой вы себе представляете лису? (Хитрой, хищницей).

- Сравните: «Лиса ловит ворон». «Иван ловит ворон».

- В каком значении слово «ловит»? (в 1 предложении в прямом, во 2 -  в переносном).

VII. Рефлексия.

- Какое слово зашифровано в ребусе                          К  ?   (Восток).

- Угадай, о каком звуке в слове «восток» я загадала? Он согласный, звонкий, твердый. (Звук [в]).

- Что интересного было на уроке?

-Какие трудности?

- Если вам на уроке было все понятно, украсьте нашу лесную поляну красными цветами, если в чем-то сомневались – синими, а если трудно было – желтыми.

Все работали дружно, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте по теме "Звуки ф и ф \'. Буквы Фф" 1 класс

Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Урок обучения грамоте по теме "Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К"

Урок открытия нового знания по УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...