Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме
Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-поискового метода, основу которого составило речевое действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote._chtenie._soglasnyy_zvuk_sh_i_strochnaya_bukva_sh..doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахтусова Елена Ильинична,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска гимназия №2
Образовательная программа «Школа «2100…»
1 класс
Урок обучения грамоте. Чтение.
Тема. Согласный звук [ш] и строчная буква ш.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели.
- Образовательные: познакомить с новыми звуком и буквой; учить работать с текстом; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.
- Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; расширять кругозор детей.
- Воспитывающие: воспитывать нравственные качества: доброту, взаимоуважение, дружелюбие.
Оборудование для учителя:
«Азбука» Р.Бунеева, схемы звуковичков (с башмачками и шляпками на магнитах), таблицы со слогами, словами и пословицей, рисунок клоуна.
Оборудование для учащихся:
«Азбука» Р.Бунеева, листы со словами, цв. карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.
II. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы.
к
т
с
п
– К нам в гости пришли наши друзья - звуковички.
– Назовите эти буквы.
– Почему звуковички держатся за руки?
– Что их объединяет?
- ( эти буквы обозначают глухие согласные звуки, поэтому у них на головах цилиндры (дети прикрепляют на головы звуковичков шляпки);
- эти буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий, башмачки у звуковичков синего и зелёного цвета (дети обувают звуковичков в синие и зелёные башмачки)
– С собой звуковички привели новичка. Что заметили? (он без имени)
– Узнать его имя нам поможет стихотворение:
Шорох, шептанье, шумок под окном, шлёпанье лёгкое…
Кто это – гном?
Ш-ш-ш!
Там за шторами возле окна
Шустрым мышонком шуршит тишина.
– Какой звук часто повторяется в стихотворении? ([ш])
– Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (с новым звуком)
Тема нашего урока «Звук [ш] и буква, которая его обозначает»
– Сформулируйте по опорным словам учебные задачи, которые будем решать на уроке:
- Познакомиться… (с новым звуком и буквой)
- Учиться… (читать слова с новой буквой)
III. Открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком.
– Вспомните по схеме, что надо знать о звуке?
(гласный или согласный; если согласный, то звонкий или глухой, твёрдый или мягкий)
– Это нам поможет охарактеризовать новый звук.
– Новый звук [ш] очень любит тишину. Произнесем слово ТИШИНА.
На листочках найдите схему слова. ________
– Определим количество слогов. ________
– Определим ударный слог. (ударение падает на 3 слог. Дети продолжают заполнять схему слова)
– В каком слоге звук [ш] ? (во втором). Произнесем слово, выделяя второй слог.
– Назовите новый звук. Какой он? (согласный, глухой)
– Как мы это покажем? (Какую шляпку оденем звуковичку?)
– А ещё какой? (твёрдый)
– Подберите слова, в которых новый звук был бы мягким.
Я открою вам секрет, в русском языке таких слов нет.
– Так какой звук [ш]? (звук [ш] всегда твёрдый)
– Обуйте звуковичка.
Подведем итог нашего исследования. Расскажите о звуке [ш], дайте его полную характеристику.
(Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый)
IV. Знакомство с новой буквой.
– Звук [ш] на письме обозначается буквой ш.
– Что напоминает буква ш?
V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.
– Прочитаем слоги с этой буквой.
ша аш аша
шо ош ошо
шу уш ушу
– Дополните слоги до слов.
ФИЗМИНУТКА.
– Эти слоги встретятся в словах, которые прочитаем.
крошка окрошка | – Что такое крошка? (мелкая часть чего-то) – А когда ещё так говорят? (Кого ещё так называют?) (маленького ребёнка) – Кто знает, что такое окрошка? (холодный суп с мелко порубленным мясом, овощами и зеленью) – Кто любит окрошку? (это блюдо хорошо утоляет не только голод, но и жажду в жаркий летний день) |
шут шутка шутил шутник | – Что можете сказать про эти слова? (однокоренные) – Выделите корень. – Кто такой шут? (тот, кто шутит, кривляется, веселит народ, клоун, шуты жили при дворце для развлечения гостей) – А шутник? (человек, который любит шутить) – Подберите к слову шутник слово близкое по значению (синоним). |
шта-ниш-ки кар-маш-ки ро-маш-ки рас-сы-па-ны | Слова третьего столбика разделены на слоги – Что значит рассыпаны? – Найдите слово лишнее. |
VI. Работа над текстом.
1). Работа над текстом до чтения.
Данные слова являются ключевыми для рассказа, который будем сегодня читать.
– Прочитайте слова ещё раз (хором).
– Как вы думаете, о чём будет рассказ? (ответы детей)
Откройте «Азбуку» на стр. 82.
Прочитайте название рассказа.
Рассмотрите иллюстрацию.
– Кто на ней изображен?
– Можем мы сказать, как зовут клоуна? (Да, Паша. Это узнали из названия.)
– Как он выглядит?
– О ком мы прочитаем в рассказе?
– Каким по настроению будет этот рассказ? (Весёлым, шутливым, ведь рассказ о клоуне.)
– Предположите, что мы прочитаем в рассказе о Паше-клоуне?
(Дети высказывают свои предположения)
Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.
Чтение текста про себя.
2). Работа над текстом во время чтения.
Чтение текста по частям (по предложениям).
1 пр. – Кто же Паша? (клоун)
– Кто такой клоун?
(артист цирка, который веселит народ, поднимает настроение, не дает грустить)
2 пр. – Какой Паша, раз он шутник? (веселый, задорный, озорной, остроумный)
3 пр. – Какую шапку носит Паша? (ушанку: это теплая шапка с ушами)
4,5 пр. – Можно ли сварить суп-окрошку из ромашек? (нет, так Паша шутит)
– Оправдались ли наши предположения, о чем будет рассказ?
Прочитаем рассказ ещё раз по цепочке.
3). Беседа после чтения.
– Что мы узнали о Паше из рассказа?
Рассмотрите иллюстрацию ещё раз.
– Найдите место в рассказе, к которому относится эта иллюстрация. Прочитайте.
– Для чего Паше шишки? (он ими жонглирует)
– Почему на картинке нет шишек? (они в кармашках)
– По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Как это рассыпаны? (разложены)
– Почему Паша так необычно одет? (он же клоун, должен веселить народ, поэтому и одет смешно и грим смешной. В цирке принято раскрашивать лицо, накладывать краску, грим, гримироваться, чтобы передать характер)
Паша веселый, остроумный шутник.
– А какими должны быть шутки?
(добрыми, чтобы приносили радость, не злыми, никого не обижали)
– Для чего люди шутят? (чтобы всем было весело, смешно, радостно, легко)
Прочитайте пословицу: Добрая шутка дружбы не разрушит.
– Как вы понимаете пословицу?
– А какая шутка может разрушить дружбу?
VII. Рефлексия.
Паша весь урок был с нами, только прятался. (Рисунок клоуна Паши на доске, прикрыт. Рисунок вывешивается.). Хочется ему узнать, как вы справились с учебными задачами, которые ставили перед уроком.
– С чем вы познакомились на уроке?
– Чему учились? (читать)
– А ещё чему? (дружить)
– Справились с задачами урока?
– Какое у вас настроение? (как у клоуна Паши)
Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке. Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"
Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
. Образовательная система "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте (чтение)«Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости. Буквы П, п", УМК "ПНШ"
Урок обучения грамоте...
Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»
Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»...
Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в.
Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в....
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...