Урок обучения грамоте по теме "Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шишкина Татьяна Михайловна

Урок открытия нового знания по УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учебный предмет

Обучение грамоте.

класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технология построения урока

Проблемно – диалогическая.

Тема урока

Звуки [ к ]  и  [ к’ ], буква К.

Цель урока

Познакомить обучающихся с буквой к  и со звуками, которые обозначает эта   буква.

Основные термины, понятия

Звук, буква, предложение, текст, гласные и согласные звуки и буквы, лента букв.

Планируемый результат.

Предметные умения

УУД

- сформировать у обучающихся чёткий образ буквы  К;

- учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию;

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из

личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основании классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная.

Работа в парах.

Индивидуальная.

Книгопечатная продукция:

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. «Азбука» (часть 1)

Технические средства обучения:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера.

Экранно – звуковые пособия:

презентация в SMART Notebook.

Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организацион-

ный.

Слайд 1.

   Нацеливание на работу.

- Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.  Урок обучения грамоте.

-  Что мы изучаем на уроке обучения грамоте?

Строят речевые высказывания.

  1. Постановка учебной задачи.

Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Предметные: 

- давать характеристику звука.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные:

- самостоятельно формулировать познавательную цель.

Слайд 2.

- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)

- Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.

-  Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)

Отгадывают загадку.

Дают характеристику звука.

Формулируют цель урока с помощью написанных фраз.

  1. Актуализация опорных знаний.

Предметные:
- правильно называть буквы и звуки;
- давать характеристику звука.

Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;

-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации.

Слайд 3.

Слайд 4.

- Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.

Учитель проверяет знание гласных и согласных букв с помощью игры  «Спрячь буквы от дождя»

-  На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять.  Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор)

- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Практическая  работа

(обоснование выбора)

Предположения

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные:
- давать характеристику звука.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Предметные:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];

- совершенствовать навыки чтения слогов.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:
-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;

- проводить анализ учебного материала.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

 Знакомство с новыми звуками.

-  Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима? Почему?

(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

- Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

-  Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

-  Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].

Чтение слогов с буквой К.

-  Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

-  Задумалась Кира.  А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)

  Физминутка.

Учитель определяет условия физминутки.

-  А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

Называю слова: речка, крыша, улица,   кресло, комната,  двор, печка, коврик, огород , озеро.

Выбор решения с доказательством.

Дают характеристику звука.

Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.

Чтение слогов с буквой К хором и индивидуально.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Выполнение физминутки по предложенным условиям.

  1. Применение нового знания.

Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;

- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

- давать характеристику звука.

Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

-уметь составлять звуковую схему слова.

Регулятивные:
-работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.

Предметные:

- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:
- работать по предложенному плану.

Личностные: нравственно –этическая ориентация.

Слайд 8.

Слайд 9.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

-  Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

- Чем, ребята, мы смогли бы  Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

-  Подчеркните названия продуктов,  в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)

 ТВОРОЖОК           СУП

 СМЕТАНА              КАША

 КОТЛЕТА               РЫБА

 КОЛБАСА              МОЛОКО

-  Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

-  Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

 Работа со звуковыми схемами.

 - Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)

Физминутка под музыку.

- Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках (читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)

Задаются вопросы по тексту.

- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.

Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.

-  О ком этот текст?

- Сколько в нем слов с буквой К? (3)

- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)

- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

- Как надо относиться к кошкам?

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Чтение слов и нахождение изучаемого звука в словах.

Предположения детей, примеры.

Определение места звука в словах.

Нахождение

слова по признакам.

Составление звукового анализа. Проверка на местах выполненных схем.

Выполняют физминутку.

Чтение слов или текста по карточкам.

Нахождение слов с новой буквой.

Работа по содержанию текста.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Слайд 10.

Подведение итогов  урока.

-  С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?

-  Охарактеризуйте эти звуки.

-  Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

Рефлексия.

-  С какими затруднениями вы встретились?

-  Мы справились с этими проблемами?

-  Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

-  Кошечка тоже благодарит вас за  помощь.

-  Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке, разукрасив Кире фартук. (черно-белый рисунок на столе)

Делают выводы.

Составляют речевое высказывание.

Монологическая речь уч-ся.

Оценивание своего труда.

Самооценка своей деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Урок обучения грамоте. Тема: "Звук [м], [м\'] и буква их обозначающая. Заглавная буква "М". Упражнения в чтении."

Урок обучения грамоте разработан к Букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. При разработке урока были использованы современные образовательные технологии: проблемно-деятельностный метод, групповые, компью...

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....