Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий согласных звуков: звонких - глухих, твёрдых - мягких; 2) совершенствование навыков плавного слогового чтения; 3) отработка написания элементов строчной буквы д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_obucheniya_gramote_1_kl_Zvuk_i_bukva_d..doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [д ], [д* ]. Согласная строчная буква д.»
Цель: выделить звуки [д], [д*];познакомить с новой буквой д; учить дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости; отработать элементы написания строчной буквы д; развивать навык чтения; воспитывать аккуратность.
Русский язык / 1 класс
Учебник: Азбука / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В
Наглядно-демонстрационные материалы:
1.Таблица « Звуки».
2.Фишки, человечки-звуков.
3..Рисунки « На что похожа буква Д».
4.Сигнальные карточки (синего, зеленого цвета )
5.Азбука. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
6.Прописи № 4.
7.Цветные карандаши.
Вводная часть:
-Ребята, к нам на урок пришли
гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо Улыбки ваши располагают к приятному общению.
-Сейчас у нас урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Мы познакомимся с новыми звуками и буквами. Будьте очень внимательны.
II. Актуализация опорных знаний.
1. -Урок начнем с повторения. Разминка.
• Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные-ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.
-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)
-Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. {Шесть: А, О, У, Ы, Э, И) -Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог)
* Сколько в слове гласных, столько и слогов Это знает каждый из учеников. -Какие еще могут быть гласные? (Ударные и безударные)
-Какой постоянный признак у согласных звуков? (Звонкие, глухие) Назовите непостоянный признак согласных. (Твердые, мягкие) -От чего это зависит?(0/и рядом стоящих гласных) -Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных. (И)
-Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой)
-Итак, мы повторили изученные звуки.
Основная часть:
III. Постановка общей проблемы.
-Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой)
-Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)(Вопросы написаны на доске)
-Послушайте рассказ. Какие звуки чаще всего повторяются и в каких словах? -Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверно, уже догадались, что сегодня мы добрались до нового звука. Должна, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Девонской в доме двадцать девять, вход со двора. В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник и две собаки -Дружок и Джулъбарс.
Есть у нас долгожитель - дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Давыдов и его дочка девочка Даша. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Есть даже доктор-дантист Дмитрюк, двоюродный дядя Димы. Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно.
-Итак, какой звук повторяется чаще? (Д)
-Так какая будет тема урока? (Тема на доску: Звуки {д} {д*}, буква Дд)
-С какой целью мы будем это изучать? (Человечек-«звуковичок» не одет: какой это звук,
какой буквой он обозначен)
-Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться писать новую букву)
IV. Постановка частных проблем. Поиск решения. Первая часть.
-Проведем исследование звуков. Если гласный- бежим по левой дорожке, если согласный- по правой. (Таблш/а «Звук»)
ЗВУК
гласный
согласный
ударный
безударный
буква
звонкий
глухой
твердый
мягкий
буква
-Звук [д]- согласный, т.к. при произнесении воздух проходит через горло, встречая преграду. -А как узнать: этот звук глухой или звонкий? (пальцы кладем на горло, произносим звук. Чувствуем дрожь. Значит, этот звук звонкий)
-Вы слушали рассказ. Как звали девочку и мальчике!?(рисунки на доске) -Назовите первые звуки в этих словах? Дайте им характеристику.
-Звуки [д], [д*] можно обозначить буквой Д . На что похожа буква Д ? • Этот домик - буква Д. В домике окошко. Из трубы идет дымок, А в окошке - кошка.
• Д- это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
-«Оденем» нашего «звуковичка» в учебнике на стр. 94. Разукрасим его. -Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? (да) Игра « Твердый-мягкий»
(Учитель называет слова, а дети поднимают зеленый или синий кружок)
-Дверь, сдобный, диск, модный, дыра, диктант, директор, дом, диван, грабли, здоровье.
-Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему
здоровью)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
V. Работа в прописи. Стр. 14 Вторая часть. Сообщение знаний.
*Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
-Рассмотрите рисунок.
-Назовите предметы, в названиях которых есть звуки [д] [д*]
-Мы поставили перед собой задачу научиться читать и писать. Попробуем написать строчную букву д.
-Из каких элементов состоит буква (образец буквы на доске)? (овал, наклонная линия с петлей внизу)
-В каких буквах эти элементы встречаются? (о, а, у)
-С чего будем начинать написание этой буквы? Кто может написать?
-А далыне?(иошз на доске)
-Чему хочет научить пропись сначала? (как писать наклонную с петлей внизу) (Дети вместе с учителем проговаривают написание предложенного элемента, прописывают его в воздухе, затем прописывают в прописи) -Что осталось написать, чтобы получилась буква? (овал) -Обведите букву самостоятельно.
!!! Следим за осанкой!!!
-Нужна ли моя помощь?
Самостоятельная работа.
-Посмотрите на следующее задание. Что предлагает написать пропись? (слоги) -Трудны ли они в написании?
-Поднимите руку, кому я должна показать, как пишутся эти слоги?
(Дети самостоятельно прописывают слоги. Учитель наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь.)
-Кто хочет написать их на доске?
Итог: мы научились писать строчную букву д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
• Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
VI. Первичное закрепление. Работа по Азбуке стр.94.
• Дружат гласные с согласным Образуют вместе слог.
а) чтение слогов
-Сравните первую и вторую строчку.
-Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.( 3-я строчка) -Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук .(4-я строчка) -Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова.( Устно)
• Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
б) чтение столбиков слов
1-й столбик
-Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие, (дама, дума) -Прочитайте слова, где есть глухие согласные (душа, дышат)
2-й столбик
-Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова? Выделите корень 3-й столбик
-Прочитайте слова с корнем -дыр-; с корнем -дым-. Выделите корень. 4-й столбик
-Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень?
-Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
5-й столбик
-Что это за слова? Выделите корень .
-Значение каких слов вам не понятно? Что такое душа, дума? -Звуко-буквенный анализ слова ДОМИК (в АЗБУКЕ и на доске (фишки))
в) чтение текста по цепочке.
-Озаглавьте текст.
-Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) Творческая работа.
-Придумайте продолжение этого рассказа.
Завершающая часть:
VII. Итог урока.
-С какими согласными звуками мы сегодня встретились? -Какую букву научились писать?
-Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. ДОЛ- (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная.
ДУМА-1) мысль, размышление;
2) название некоторых государственных учреждений.
ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;
2) форма вежливого обращения;
3) игральная карта;
4) женщина, танцующая в паре с кавалером.
ДУША- внутренний мир человека, его сознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ф], [ф\'] , буква Ф. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа России"...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Урок обучения грамоте на тему "ЗВУКИ [б], [б’], [в], [в’], БУКВЫ Бб, Вв "
Учебник: Азбука. Н. НечаеваТема урока: : ЗВУКИ [б], [б’], [в], [в’], БУКВЫ Бб, Вв Цели: Формировать представление о звуках [б], [б’], [в], [в’], и ...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...