"Шпаргалка" по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов (с примерами).
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Уважаемые коллеги, ученики и их родители! Данный материал содержит все основные темы по русскому языку, изучаемые в начальной школе. Каждый пункт подкреплён примерами. Основные моменты выделенны цветом.Очень удобная форма дополнительного пособия для домашнего использования; понятная детям и родителям. Разработано для выполнения домашних заданий и подготовки к ВПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalga_po_rus.yaz_._dlya_nachalnoy_shkoly_s_primerami.docx | 61.94 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКВЫ
АЛФАВИТ
В алфавите русского языка 33 буквы. Из них 10 - гласные, 23- согласные.
Гласными называют те буквы, которые произносят голосом, то есть “поются” (выделены красным цветом). Согласные – буквы, при произнесении которых воздух встречает на своём пути препятствия: губы, зубы, язык (выделены синим).
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии
Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс
Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ
ъ ы ь
Ээ Юю Яя
ЗВУКИ
непарные непарные
звонкие глухие
согласные согласные
↓ ↓
АОУЭЫ | РЛМНЙ | Б В Г Д З Ж | ↓ | Ь |
И(ЕЁЮЯ) | ← не звуки!!! | П Ф К Т С Ш | Ц Щ Ч Х | Ъ |
↑ ↑ ↑
смягчают парные согласные не
предстоящий звуки!
согласный
Буквы Е Ё Ю Я обозначают 2 звука:
Е Ё Ю Я
↓ ↓ ↓ ↓
[Й'] [Э] [Й'] [О] [Й'] [У] [Й'] [А]
- В абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, яблоко)
- После другой гласной буквы (синие, зелёную)
- После разделительных Ь,Ъ (въезд, вьюга, воробьи←[Й'] [И] )
Буквы Е Ё Ю Я обозначают 1 звук:
Е Ё Ю Я
↓ ↓ ↓ ↓
[Э] [О] [У] [А]
После согласных букв (верёвка, деревня, мёд, лямка).
Образцы звуко-буквенного (фонетического) разбора слова:
Речь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука
[р'эч']
[р'] – согласный, мягкий, звонкий, непарный.
[э] – гласный, ударный.
[ч'] – согласный, мягкий, глухой, непарный.
[ь] – не является звуком.
Яблоко – 3 слога, 6 букв, 7 звуков
[й'аблака]
[й'] – согласный, мягкий, звонкий, непарный.
[а] – гласный, ударный.
[б] – согласный, твёрдый, звонкий, парный.
[л] - согласный, твёрдый, звонкий, непарный.
[а] – гласный, безударный.
[к] – согласный, твёрдый, глухой, парный.
[а] – гласный, безударный.
РЕЧЬ
УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ
(слышим и говорим) (читаем и пишем)
↑ ↑
ЗВУКИ БУКВЫ
Из звуков (фонетическая оболочка) и букв (графическая оболочка) состоят СЛОВА. Слова делятся на слоги. Слова, связанные одной мыслью составляют ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложения, объединённые одной темой составляют ТЕКСТ.
СЛОГИ
Все слова рус. яз. делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв!!! Один слог в слове является ударным. Ударным называется тот слог, в котором гласную мы произносим громче и протяжнее остальных. КА – РАН - ДАШ ЛИ – СИ - ЦА
Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам!!!
КАР – ТИ – НА (3 слога) БЕГ (1 слог)
- Когда 2 согласные буквы стоят рядом, граница слога проходит между ними. КУКЛА: КУК – ЛА
- Слова состоящие из 1-го слога не переносятся. ШАГ, СНЕГ
- Слог может состоять из 1-й буквы. БРАТЬ – Я, Ё – ЖИК
- Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если это целый слог. Например слово ЯГОДА можно перенести только так: ЯГО – ДА. переносить так: Я – ГОДА, СИНИ - Е НЕЛЬЗЯ!!!
- Начинать перенос с Ь и Ъ: МАЛ – ЬЧИК, ПОД – ЪЕЗД НЕЛЬЗЯ!!!
СЛОВО
1.Слова делятся на части (состав слова):
ОКОНЧАНИЕ – единственная изменяемая часть слова (бег_ , бегу, бегом)
ОСНОВА СЛОВА – всё слово, кроме окончания ( дерево )
КОРЕНЬ – смысловая составляющая слова, то есть в корне заключено значение слова (приходить)
ПРИСТАВКА – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем ( съезд)
СУФФИКС – неизменяемая часть слова, стоящая после корня (беленький)
Таков порядок РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ.
2.Ряд слов (разных частей речи) с одинаковым корнем называют ОДНОКОРЕННЫМИ (РОДСТВЕННЫМИ): ЛЕТАТЬ – ПОЛЁТ – ЛЁТНЫЙ – ЛЕТЯЩИЙ; ПЕЧЬ – ПЕЧЕНЬЕ – ПЕЧЁНЫЙ.
3.Если в слове меняется только окончание, при этом основа слова и часть речи остаются теми же – это ФОРМЫ ОДНОГО СЛОВА: ПОЛЁТ – ПОЛЁТЫ – ПОЛЁТОМ; ПЕЧЬ – ПЕЧЬЮ – ПЕЧИ. Это не однокоренные слова!!!
4.СИНОНИМЫ – слова одной и той же части речи одинаковые или близкие по значению (смыслу) ВЕСЁЛЫЙ – РАДОСТНЫЙ.
АНТОНИМЫ – слова одной и той же части речи с противоположными значениями ХОЛОДНО – ЖАРКО.
ОМОНИМЫ – слова, которые пишутся и звучат одинаково, а значение имеют абсолютно разное КЛЮЧ (предмет для открывания замков) КЛЮЧ (водный источник, бьющий из-под земли).
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Словосочетание – это 2 или 3 слова, связанных по смыслу и грамматически.
В словосочетании есть главное слово-командир (от которого задаётся вопрос) и зависимое (к которому задаётся вопрос от главного).
КУПАЛСЯ В РЕКЕ (купался в чём? в реке) – падежный вопрос (П.п.)
(купался где? в реке) – смысловой вопрос
Таким образом, становится понятно, что в данном словосочетании главное слово (командир) – КУПАЛСЯ, а зависимое – (В) РЕКЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Выделяют различные виды предложений:
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВНИЯ
↓ ↓ ↓
повествовательные побудительные вопросительные
сообщают информацию побуждают к спрашивают
(повествуют) действию (?)
(приказ, установка,
указание, совет)
ПО ИНТОНАЦИИ
↓ ↓
восклицательные невосклицательные
(выражают яркие чувства,
эмоции говорящего )
ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
↓ ↓
распространённые нераспространённые
есть второстепенные члены только главные члены
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
↓ ↓
ГЛАВНЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
(основа предложения)
ПОДЛЕЖАЩЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ
СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Подлежащее – (слово-предмет) главный член предложения. Это тот (или то), о ком (или о чём) говориться в предложении – главное действующее лицо. Подлежащее может быть выражено существительным или местоимением (только в Именительном падеже) Гриб растёт на опушке. (Речь идёт о грибе. Значит, сущ. Им. п. «Гриб» - подлежащее). Подлежащее подчёркивается одной линией.
Сказуемое – (слово-действие) другой главный член предложения. Это действие, которое совершает «подлежащее». Сказуемое выражено глаголом. Гриб растёт на опушке. (Гриб что делает? растёт. Следовательно, глагол «растёт» - сказуемое). Глагол подчёркивается двумя чертами.
Дополнение – второстепенный член предложения, который поясняет (дополняет) сказуемое. В предложении дополнение выражено существительным (чаще всего с предлогом или числительным) или местоимением во всех падежах, кроме Именительного (так как в Им. п. может быть только подлежащее!) Гриб растёт на опушке. (растёт на чём?, где? «на опушке»). Подчёркивается дополнение прерывистой линией.
Определение – второстепенный член предложения, который указывает признак подлежащего или дополнения. Определение выражено прилагательным. Гриб растёт на лесной опушке. (на какой? на «лесной» опушке). Определение подчёркивается волнистой линией.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, уточняющий признак сказуемого (действия) с точки зрения его качества, количества, условия, времени протекания, причины, цели. Обстоятельство в предложении выражается, как правило, наречием.
Вчера на лесной опушке вырос гриб. (вырос когда? «вчера»). Обстоятельство подчёркивается точкой с тире.
В одном предложении может быть не одно подлежащее или обстоятельство (сказуемое, определение, дополнение), а сразу несколько.
Несколько одинаковых членов в одном предложении называются ОДНОРОДНЫМИ.
Зайцы, белки и лисы живут в лесу. (однородные подлежащие)
В коробке лежали красный, синий и чёрный карандаши. (однородные определения). Между однородными членами предложения обязательна ,.
ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ
↓ ↓
имя существительное (сущ.) предлоги
имя прилагательное (прил.) частицы
местоимение (мест.) союзы
глагол (гл.)
наречие (нар.)
имя числительное (числ.)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (СУЩ.)
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет. В предложении является подлежащим или дополнением.
(Кто? МАЛЬЧИК, Что? СТОЛ). Сущ. изменяется по :
1.РОДАМ:
ЖЕНСКИЙ РОД(Ж.р.) МУЖСКОЙ РОД(М.р.) СРЕДНИЙ РОД(СР.р.)
(ОНА) (ОН) (ОНО)
сущ. с окончаниями сущ. с окончаниями сущ. с окончаниями
- а , - я (реже □ ) □ , (редко – а, - я ) - о , - е
мама. воля, мышь□ стул□, папа, дядя окно, поле
Эти окончания называют родовыми.
2.ЧИСЛАМ:
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО(Ед.ч.) МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО(Мн.ч.)
рука руки
стол□ столы
окно окна
Сущ., не имеющие формы ед.ч.:
брюки, штаны, джинсы, шорты, трусы, ножницы, очки, часы, сани (санки), бусы…
Сущ. не имеющие формы мн.ч.:
масло, молоко, вода, железо, медь, молодёжь, белизна, тепло, ходьба…
3.ПАДЕЖАМ:
Название падежа | Вспомогательное слово | вопросы |
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (Им.п.) | есть | Кто? Что? |
РОДИТЕЛЬНЫЙ (Р.п.) | нет | Кого? Чего? |
ДАТЕЛЬНЫЙ (Д.п.) | дать | Кому? Чему? |
ВИНИТЕЛЬНЫЙ (В.п.) | вижу | Кого? Что? |
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ (Т.п.) | горжусь | Кем? Чем? |
ПРЕДЛОЖНЫЙ (П.п.) | думаю | О ком? О чём? |
Окончания, которые сущ. приобретают в каждом из падежей называют падежными.
Им.п. (есть) Кто? кот, коты Что? поле, поля
Р.п. (нет) Кого? кота, котов Чего? поля, полей
Д.п. (дать) Кому? коту, котам Чему? полю, полям
В.п. (вижу) Кого? кота, котов, Что? поле, поля
Т.п. (горжусь) Кем? котом, котами Чем? полем, полями
П.п. (думаю) О ком? о коте, о котах О чём? о поле, о полях
Очень сложно бывает отличить Им.п. от В.п., так как у них есть общий вопрос (Что?) и Р.п.от В.п., так как у них тоже есть общий вопрос (Кого?). Чтобы не перепутать падежи нужно запомнить несколько правил:
- Перед сущ. в Им.п. не бывает предлогов.
- В Им.п. может быть только подлежащее.
- В Им.п. и В.п. разные вспомогательные слова: Им.п. – « есть», В.п. – «вижу»
Им.п. В.п.
(есть) Что? кукла (вижу) Что? куклу
- В Р.п. и В.п. тоже разные вспомогательные слова: Р.п. – «нет», В.п. – «вижу»
Р.п. В.п.
(нет) Кого? девочки (вижу) Кого? девочку
Но, это правило не действует с сущ. М.р. с нулевым окончанием.
В этом случае необходимо рядом с сущ. М.р. поставить сущ. Ж.р. с окончаниями – а , - я . Если появилось окончание - ы (- и) , то это слово в Р.п., если окончание - у - в В.п.
Р.п. В.п.
(нет) Кого? кота, (кошки) (вижу) Кого? кота, (кошку)
Изменение имён существительных по числам и падежам называется
СКЛОНЕНИЕМ (Скл.):
1 Скл. 2 Скл. 3Скл.
Ж.р., М.р. М.р., Ср.р. Ж.р.
- а , - я - □ , - о , - е - □
кошка, дядя стул□ , небо , поле мышь□ , ложь□
Чтобы определить склонение нужно поставить существительное в начальную форму (ед.ч.,Им.п.). Например, рыбе – рыба . Окончание – а Ж.р. Следовательно, это слово 1 Скл.
Существительные, называющие живых существ (людей, животных) называют ОДУШВЛЁННЫМИ. Существительные, называющие растения или предметы и явления неживой природы (дождь, дерево, дверь) называют НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран (городов, сёл, деревень), улиц, а также названия морей (рек, озёр, океанов), гор, и т.п. составляют группу существительных под названием ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. Они пишутся с большой буквы (Анна, Барсик, Волга, Россия…). Сущ., которые не являются именами собственными, называют НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ (диван, мальчик, город, собака, дождь…)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (ПРИЛ.)
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Какой? и обозначает признак предмета. В предложении является определением.
Какой? красивый, Какая? большая, Какое? красное, Какие? летние,
Какими? маленькими, Каких? прекрасных, Какого? смешного.
Прилагательное полностью зависит от существительного в грамматических формах рода, числа, падежа, одушевлённости / неодушевлённости.
Красивый ребёнок (М.р., ед.ч., Им.п., одуш., нариц.)
Красивый Дон (М.р., ед.ч.,Им.п.,неодуш., собств. )
СКЛОНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Склонение – это изменение по падежам и числам.
Им.п (есть) Какой? светлый (диван) Какие? светлые (диваны)
Р.п. (нет) Какого? светлого (дивана) Каких? светлых (диванов)
Д.п. (дать)Какому? светлому(дивану)Каким? светлым (диванам)
В.п. (вижу) Какой? светлый (диван) Какие? светлые (диваны)
Т.п.(горжусь) Каким?светлым(диваном)Какими? светлыми (диванами)
П.п.(думаю)О каком? о светлом(диване)О каких? о светлых (диванах)
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
↓ ↓ ↓
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПРЕВОСХОДНАЯ
прил. в нач. форме сравнение с чем-то в значении
(ед.ч., Им.п.) (кем-то) «самый»
маленький меньше самый маленький
твёрдый твёрже самый твёрдый
хороший лучше наилучший
МЕСТОИМЕНИЕ (МЕСТ.)
Самостоятельная часть речи, которая не отвечает на вопросы и ничего не обозначает, а только указывает на предмет, признак предмета или количество предметов.
Я, он, вот, вы, весь, свой…
В предложении является подлежащим или дополнением.
Также как сущ., мест. изменяется по:
1.РОДАМ - только в 3 лице, ед.ч. (он, она, оно)
2.ЧИСЛАМ: ед.ч.: я, ты, он, она, оно; мн.ч.: мы, вы, они
3.ПАДЕЖАМ – только личные местоимения.
Им.п. (есть) Кто? Я Вы
Р.п. (нет) Кого? Меня Вас
Д.п. (дать) Кому? Мне Вам
В.п. (вижу) Кого? Меня Вас
Т.п. (горжусь) Кем? Мной Вами
П.п. (думаю) О ком? Обо мне О вас
Местоимения бывают: ЛИЧНЫЕ – указывают на действующее лицо (по ним определяют лицо глагола):
1 лицо 2 лицо 3 лицо
ед.ч. Я ТЫ ОН ОНА ОНО
мн.ч. МЫ ВЫ ОНИ
Личное местоимение заменяет существительное в предложении.
сущ. мест.
Маша пошла в школу. Она пошла в школу.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (показывают принадлежность - Чей? Чьи? Чьё? Чья?
Они образованы от личных при помощи вышеуказанных вопросов:
(Я) – мой, моя, моё, мои
(мы) – наш, наша, наше, наши
(ты) – твой, твоя, твоё, твои
(вы) – ваш, ваша, ваше, ваши
(он) – его
(она) – её
(оно) – его
(они) – их
ВОЗВРАТНОЕ – себя( себе)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ – кто, который, какой, каков, чей, сколько
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ – этот, тот, эти, те, вот…
ГЛАГОЛ (ГЛ.)
Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета.
Что делать? слушать Что сделать? прослушать
Глагол изменяется по: 1.ЧИСЛАМ – он ходит (один) ед.ч.
они ходят (много) мн.ч.
2.ЛИЦАМ:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
ед.ч (Я) иду (ты) идёшь (он, она, оно) идёт
мн.ч. (Мы) идём (вы) идёте (они) идут
3.РОДАМ только в прошедшем времени. Он бегал. Она бегала. Оно бегало.
4.ВРЕМЕНАМ:
прошедшее время – действие произошло или происходило в прошлом (уже случилось). Прошедшее время в предложении подсказывают такие слова, как вчера, два часа назад. в прошлом году (месяце, неделе, вторник…), когда-то давно и т.п.
Вчера мама испекла пирог. Я пришёл домой час назад.
У гл. прош.вр. есть примета. Это суффикс - л -
настоящее время – действие совершается в данный момент (сейчас, сегодня), постоянно (всегда), периодически (регулярно, каждый день (год, месяц, неделю, понедельник…)).
Петя ходит в школу. (ходит регулярно, каждый будний день)
Я пишу письмо. (пишу сейчас, в данный момент)
будущее время – действие ещё не произошло; оно только произойдёт или будет происходить через час (день, неделю, месяц, год), в следующем году (месяце, неделе),завтра, в будущую среду…
простое будущее составное будущее
↓ ↓
(одно слово) (два слова)
ЕДУ БУДУ ЕХАТЬ
Глаголы, показывающие завершённое действие (уже произошло, закончилось), относятся к СОВЕРШЕННОМУ ВИДУ. сшила,испекла.
Глаголы, показывающие незавершённое действие (ещё происходит, будет происходить на протяжении какого-то периода времени), относятся к НЕСОВЕРШЕННОМУ ВИДУ шила, пеку.
Изменение глагола по лицам и числам называется
СПРЯЖЕНИЕМ (СПР.).
1 СПРЯЖЕНИЕ 2 СПРЯЖЕНИЕ
↓ ↓ ↓ ↓
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1 л. - у, - ю - ем - у, - ю - им
2 л. - ешь - ете - ить, - ите
3 л. - ет - ут, - ют - ит - ат, -ят
неопр. - ать, - оть, - уть, - ить
форма -еть, - ть
Исклю- брить, стелить гнать, держать,
чения дышать, слышать,
зависеть, видеть,
ненавидеть,
смотреть, вертеть,
обидеть, терпеть
НАРЕЧИЕ (НАР.)
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Как? Где? Откуда? Куда? Зачем? Почему? Когда? Обозначает признак действия, состояния или другого признака.
Как? темно, жарко, плохо, больно…
Куда? направо, прямо, вверх, вниз…
Откуда? слева, снизу…
Где? сбоку, сверху…
Когда? вчера, сейчас, однажды, тогда…
Наречие не изменяется по родам, числам, падежам, временам и лицам. Но, местоимения, отвечающие на вопрос Как?( образованные от прилагательных) имеют
степени сравнения:
положительная сравнительная превосходная
весело веселее веселее всего (всех)
плохо хуже наихудший
красиво красивее красивее всего (всех)
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (ЧИСЛ.)
Самостоятельная часть речи; отвечает на вопросы Сколько? Какой по порядку? и обозначает количество. Числительное вместе с существительным составляют один член предложения. В зависимости от вопроса, на который отвечают, имена числительные бывают:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (Сколько?) два, семь, трёх, пяти, оба…
ПОРЯДКОВЫЕ (Какой по порядку?) второй, пятые, тридцатое…
Числительные изменяются по ПАДЕЖАМ
Им.п. два (города) второй (ученик)
Р.п. двух (городов) второго(ученика)
Д.п. двум (городам) второму(ученику)
В.п. два (города) второго (ученика)
Т.п. двумя (городами) вторым (учеником)
П.п. о двух (городах) о втором (ученике)
Числительные не изменяются по 1) числам Искл.: один -одни ,
2) родам Искл.: М.р. Ж.р.
полтора (стакана) полторы (кружки)
два (стакана) две (кружки)
оба (стакана) обе (кружки)
ОРФОГРАММА
Это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. На месте орфограммы всегда стоит выбор буквы.
Х . ДИТЬ (стал выбор между буквам а и о)
Чтобы не допустить ошибку, необходимо подобрать проверочное слово или вспомнить подходящее правило.
Таким образом, различают 2 вида орфограмм:
проверяемые и непроверяемые
ПРОВЕРЯЕМЫЕ:
- Безударная гласная в корне слова.
б(е/и)гом – бегать, цв(е/и)ток – цвет
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
- Парные по звонкости-глухости согласные в корне или на конце слова.
ло(ш/ж)ка – ложечка, зу(б/п) – зубы
Чтобы проверить написание парного по звонкости-глухости согласного, нужно изменить слово так, чтобы после него стала гласная буква.
- Непроизносимая согласная в корне слова.
радостный – радость, местность – место
Если основа слова, от которого образованно данное оканчивается на т, в слове есть непроизносимая согласная т.
- суффиксы – ик - - ек - в сществительных со значением уменьшения.
стол(и/е)к, платоч(и/е)к
Чтобы определиться с суффиксом, нужно подставить к слову вопросы Р.п. (нет) Кого? Чего? Если гласная (и) осталась (нет чего столика) , пишем суф. – ик –столик. Если же гласная выпадает (нет чего платочка), пишем суф.- ек - платочек.
- Ь после шипящих и ц на конце слова.
Пишется Ь: 1.на конце имён существительных Ж.р. ложь, дочь, мышь; 2. в глаголах неопределённой формы (Что делать? Что сделать?) печь, испечь. 3.у гл. 2-го лица, ед.ч. (ты) смотришь, умываешься.
Не пишется Ь: 1. на конце сущ. М.р. камыш,
2. в сущ. мн.ч. в Р.п. (много) туч.
6. раздельное написание предлогов с другими словами.
У нас под окном растут цветы. Гуляли в лесу.
Предлоги с сущ. и мест. пишутся раздельно, так как между ними можно вставить ещё одно слово.
У (каждого из) нас под окном растут цветы.
Гуляли в (красивом) лесу.
7.приставки рас - , раз –
Приставка рас – пишется в словах, корень которых начинается с глухого согласного звука (расположить).
Приставка раз – пишется в словах, корень которых начинается со звонкого согласного звука или с гласного звука (разграничить, разоблачение).
8.ТСЯ - , ТЬСЯ – в глаголах.
Борется (потому, что отвечает на вопрос Что делает?). Бороться (потому, что отвечает на вопрос Что делать?)
9.разделительные Ь, Ъ
После приставок пишется разделительный Ъ: въезд.
В корне слова пишется разделительный Ь: вьюга.
10. Е, О в окончаниях сущ. и прил. после шипящих (ш,щ,ч)и ц.
Дачей, свечой.
Без ударения в таком окончании пишется е, а под ударением - о.
11. Удвоенная – НН –
Туманный – туман (основа на н), вооружённый (каков?) – вооружён.
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ:
- заглавная буква вначале предложения и в именах собственных.
Сегодня хорошая погода.
Анна, Амур, Германия.
- ЖИ - ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –ЩУ под дарением.
Жизнь, машина, чаща, щавель, чудо, щука.
- непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Иней, багаж, конфета.
Смотрим в орфографический словарь.
- непроверяемая парная по звонкости-глухости согласная в корне слова.
Автобус, автомат.
Смотрим в орфографический словарь.
- непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова.
Лестница, чувства.
Смотрим в орфографический словарь.
- непроверяемые удвоенные согласные в корне слова.
Группа, класс.
Смотрим в орфографический словарь.
- буквы гласных и согласных в приставках.
Забросить, подбросить, отбросить, сбросить.
Приставки не меняются; их нужно знать наизусть.
- НЕ с глаголами.
Всегда пишется раздельно!
не говори, не хотел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Правописание элементов букв Ж,Э,Х,Ф".
Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкТема: Правописание...
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".
Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...
Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.
Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...
Примеры формулировки метапредметных результатов к урокам русского языка в начальных классах.
В материале приведены примеры формулировки каждого метапредметного результата с учетом специфики преподавания русского языка в начальной школе...
Обучение русскому языку в начальной школе на примере урока для 2 класса
В данной статье рассматривается пример урока для 2 класса по русскому языку по теме " Учимся писать слова с двумя корнями "....
Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.
Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных" в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра....