Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.
статья (3 класс)
Статья содержит пример адаптации учебного материала к уроку русского языка "Изменение рода имён прилагательных" в 3 классе для обучающихся с Расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_materiala_ras.docx | 518.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Ольга Иосифовна, тьютор ГКОУ УР «Школа № 39» г. Ижевск.
Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС на примере урока русского языка в 3 классе.
Расстройство аутистического спектра (РАС) является одним из наиболее распространенных системных нарушений развития детского возраста. В настоящее время к расстройствам аутистического спектра относятся специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением.
При организации обучения важно учитывать особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, коммуникации и социального взаимодействия, познавательного развития учащихся с РАС, специфику усвоения учебного материала.
Расскажем о примере адаптации учебного материала для учащихся с Расстройством аутистического спектра (РАС) к уроку русского языка в 3 классе (это 4-ый год обучения).
В данном классе обучается 2 ребенка с РАС. Оба учащихся выведены для обучения русскому языку и литературному чтению из регулярного (общеобразовательного) класса в условия Ресурсного класса (индивидуально). У каждого обучающегося свой тьютор, которые совместно с учителем адаптируют учебный материал. Адаптация учебного материала строится на основании дефицитов, имеющихся у обучающихся.
Начнем с описания дефицитов, имеющихся у детей. У обоих мальчиков наблюдается низкая учебная мотивация.
- В 1-ом, 1 дополнительном, 2-ом классах учащиеся работали на уроках за материальный стимул. Перед началом урока им предлагался материальный выбор, например, прыжки на батуте, мыльные пузыри, настольная игра. Ребёнок выбирал «приз» и «зарабатывал» его, получая жетоны за работу на уроке. В 3 классе ученик Д. работает за социальное поощрение (Ты – молодец! Умничка! и т.п.) при наличии материального стимула. Материальный стимул отсрочен (складывание кубиков из развёрток или игра в ресурсном классе в конце учебного дня, если нет «троек»,).
У Н. материальный стимул – игра на перемене с одноклассником (фигурки Ниндзя, солдатики, машинки). В последнее время поощряется его стремление поднимать руку на уроке и отвечать на поставленный вопрос – если он часто поднимает руку – вклеивается наклейка или смайлик в дневник.
У обоих детей снижено понимание рецептивной речи. (Слышат, но не понимают обращённой к ним речи):
- низкий словарный запас, как активный, так и пассивный;
- формирование новых лексем замедлено (требуется дополнительное время для отработки новых понятий);
- при незнании значения слова и для освоения новых слов используется иллюстративный материал. (Никита спрашивает: «Что это?» Мама, например, часто сразу показывает картинку в телефоне).
- у Д. глагольный словарный запас беден, использует глаголы в Н.Ф. при составлении фразы (бежать, покупать..)
- переносного смысла слов, пословиц, фразеологизмов не понимают; (Мороз воевода дозором обходит владенья свои…)
- нет переноса смыслового значения слов на различные социальные ситуации; (лукошко)
- не вычленяют целевую инструкцию из потока речи; (Во время фронтальной беседы учителя не слышат, чему будут учиться на уроке, что будут изучать)
- У обоих речь односложная, у Н. речь шаблонная, редко фразовая;
- у Д. речь аграмматичная (слова не согласуются, особенно в категории рода у прилагательных, у глаголов; окончания слов неправильные, неправильно строятся предложения и словосочетания).
- Д. пишет грамотно (глобальное чтение, хорошее зрительное восприятие слова); видит слово целиком, запоминает образ слова.
- у Н. - нарушение фонематического слуха (путает звонкие-глухие согласные не только в конце слова, в начале, в середине, изученные правила часто не применяет, не умеет подбирать проверочные слова – на безударную гласную, особенно на две безударных гласных в слове.)
Учебные навыки сформированы не в полном объеме:
- не выстраивают самостоятельно алгоритмы работы;
- иллюстрации самостоятельно не анализируют; (не могут рассказать о том, что видят на картинке).
- последовательность событий не удерживают;
- Д. не ориентируется на деятельность сверстников;
- не отслеживает фронтальную работу - теряется, когда его спрашивают, начинает отвечать, повторяя услышанные слова;
- Н. не устанавливает причинно – следственные связи;
- навыки самоконтроля не сформированы;
- работает под постоянным внешним контролем. В 1-ом доп. кл. просил: «Помоги!», смотрел на тьютора, ожидая помощи или подсказки, сейчас смотрит на тьютора больше с ожиданием похвалы, одобрения;
- не применяет полученные знания в письменной речи.
Эмоционально – волевая сфера нарушена:
- нуждаются в постоянном внешнем контроле и одобрении своей деятельности; Даже если нет помощи со стороны тьютора или учителя – пытаются найти поддержку друг у друга. На контрольной работе по математике Н. смотрит в тетрадь к Д., на тесте по окружающему миру – Д. смотрит к Н. Они не списывают друг с друга, просто сверяют свою работу с работой соседа для большей уверенности.
- Н. самостоятельно не ищет способы решения;
- не делает самостоятельных попыток добиться желаемого.
Тьютор периодически выкладывает перед ним визуальную карточку «Сначала слушаешь учителя, потом ты делаешь САМ».
- Повышенная тревожность у обоих мальчиков:
- Д. болезненно относится к оценке своей деятельности;
- ситуация неуспеха повышает тревожность ребенка (перестает работать, краснеет, не слышит инструкций);
- У Д. тревожность вызывают тесты по окружающему миру - тревожность на фоне неуспеха «Что-то не получится», которая снизилась по сравнению с первым годом обучения);
- Н. тревожен, плаксив; не выносит звуков громкого голоса, закрывает уши, замыкается; сейчас уже может попросить: «Говори, пожалуйста, потише»; тревожность вызывают неожиданная смена уроков, пожарная тревога, необходимость куда-то идти одному. «Н., иди в библиотеку». – «Один?»
Навыки сотрудничества сформированы не в полном объеме:
- сотрудничают со взрослым в специально-организованной среде
на индивидуальных уроках и занятиях, на специально организованных мероприятиях, например, игра-викторина «В гостях у сказки», которую мы проводили сначала в своём классе, потом в 4Б, один из них помогал ведущей(тьютору) выдавать жетоны ответившим на вопрос, другой – поставленным голосом с чёткой дикцией читал вопросы викторины со слайда.
- У Д. сотрудничество со сверстниками не сформировано;
- Н. со сверстником взаимодействует только в специально- организованном пространстве (работа в парах, в группе).
- в знакомых ситуациях может ориентироваться на деятельность одноклассников, например, выполнять физминутку.
Перейдём непосредственно к уроку.
Тема урока «Изменение имён прилагательных по родам».
Деятельность учителя - Какой общий звук есть в этих словах? Желток, лыжи, уж - Дайте характеристику звука. Какой буквой он обозначается? Минутка чистописания. | Деятельность тьюторов Восприятие речи нарушено. У мальчиков хороший зрительный анализатор, поэтому тьютор выкладывает перед ними визуальные карточки. Вставь букву: __елток лу__и у_ Тьюторы (дублируют вопрос учителя): Какой общий звук в этих словах? Тьюторы дают визуальную подсказку – алгоритм (фото) 1. Звук – гласный или согласный 2. Звук – твердый или мягкий 3. Звук – звонкий или глухой. 4. Звук – парный или непарный | ||
-Сейчас я буду загадывать загадки, а мы будем записывать отгадки (словарные слова) 1.Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки. Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (берёза) 2. Любит нос везде совать И чертить, и рисовать. Все раскрашиваем сами Разноцветными носами. (карандаши) | Тьюторы с временной задержкой (2-3 сек) выкладывают визуальные подсказки: | ||
3. Дышит и растёт, а ходить не умеет? (растение) 4. Все его зимой боятся: Больно может он кусаться! Прячьте щеки, уши, нос, Ведь на улице….. (мороз) 5. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) 6. Какого цвета одуванчик? (жёлтый) |
| ||
| |||
- Найдите лишнее слово. А остальные - какой части речи? - Какого рода могут быть слова? - Давайте определим род имени существительного. - Умеем определять род прилагательного? - Чему сегодня будем учиться на уроке? | Тьюторы дают визуальную подсказку и просят прочитать слова, подставляя вопросы: (___ ?) береза (___ ?) карандаш (___ ?) растение (___ ?) мороз (___ ?) яблоко ( ?) жёлтый Визуальная подсказка: М.р. – он, мой Ж.р. – она, моя Ср.р. – оно, моё | ||
На доске: ______________ шар ______________ краска ______________ платье - Определите род существительных. - Давайте составим словосочетание со словом жёлтый. | Обучающимся выдаются карточки: | ||
- Посмотрите, что меняется в слове желтый? (окончание) - А знаете почему? - Потому что имя прилагательное связано с именем существительным. Какого рода имя существительное, такого рода будет имя прилагательное - Давайте вернёмся к карточке и определим род. | Частичная физическая помощь будет оказана тьютором с временной отсрочкой (если обучающийся будет испытывать затруднение): ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТАЯ ЖЕЛТОЕ | ||
- Давайте составим алгоритм, как узнать род имени прилагательного. Алгоритм: 1. Найди имя существительное, определи его род. 2. Задай от имени существительного вопрос к прилагательному. 3. По роду существительного определи род прилагательного. 4. Выдели окончание. | Тьюторы дают обучающимся визуальную подсказку с готовым алгоритмом. | ||
- Работая с этим алгоритмом, выполним упражнение 492. Дополнительное задание. - Определи род прилагательного: красный шар, кислый лимон, высокая башня, веселая перемена, маленькое гнездо. Рефлексия. | Помощь дается после просьбы обучающегося. Каждый из двоих вербален, с просьбами обращаться умеет. Для Д. готовятся дополнительные задания, так как скорость выполнения выше темпа работы класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал «Моя педагогическая копилка» Словарная работа на уроках русского языка.
Методы и приемы работы над словарными словами...
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)
Формирование основных компонентов учебной деятельности в УМК «Начальная школа ХХI века» (на примере уроков русского языка)...
Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.
Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...
Обучающее изложение "Ласточки" (презентация к уроку русского языка 2 класс ОС "Школа 2100")
Презентация содержит материал для лучшего восприятия текста изложения....
Использование ИКТ на уроках в начальной школе на примере урока русского языка
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ
Содержание представленного материала поможет понять особенности развития обучающихся с ОВЗ и раскроет особенности адаптации содержания образовательного процесса, методов и приемов из обучения....
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 1-4 КЛАССОВ...