открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях. НРК."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок был дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2018".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 2 класс
Заглавная буква в географических названиях. НРК: описание достопримечательности с. Тарбагатай (Спящий лев)
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» с. Нижний Саянтуй, учитель начальных классов |
Название материала | Урок по теме «Заглавная буква в географических названиях.» |
Класс (возраст) | 2 класс (8 – 9 лет) |
Учебный предмет | Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | УМК «Школа России» Учебник :В.П.Канакина «Русский язык». 2 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий .- М.: Просвещение ,2017 г., 2-я ч. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) | Презентация, текстовый документ. |
Техническое оснащение Оборудование | Ноутбук, экран, проектор, презентация, карточки с текстом, карточки с заданиями, карта Тарбагатайского района, машина времени, картинки с изображениями Спящего льва, льва, тарбагана, цветов, абрикосовой рощи, 2 корзинки, цветы-жарки из бумаги, шкалы самооценки. |
Цели, задачи материала | Планируемые результаты : - формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - упражнять в написании географических названий своего края; -согласовывать действия, работая в паре ,в группе; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; - воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей учебной деятельности. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей. Личностные: проявлять познавательный интерес, положительное отношение к школе , одноклассникам. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое) | Данный урок продолжает изучение раздела «Имя существительное». Так как материал содержит конкретный объём информации, был выбран такой тип урока - урок открытия новых знаний. Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику детей данного возраста с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс большой , поэтому на уроке использовался дифференцированный подход – работа в парах велась по принципу «вместе мы все сможем». Для активизации изучения достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод прогнозирования. Также были использованы различные формы работы: работа с тестом, работа с наглядным материалом (картой), и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе учебного материала . Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача, и они видят конечную цель. Обучающиеся сами себя оценивают по шкале оценки. На уроке идет сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных УУД . Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения материала. Обучающимся предлагаются : работа в парах и самостоятельная работа. Содержание урока полностью соответствует требованиям программы. |
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет источники. |
Электронные источники информации: 3.www.it-n.ru – творческое сообщество учителей |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности обучающихся | Инструментарий | ||||||||||||||||
регулятивная | познавательная | коммуникативная | |||||||||||||||||
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
Личностные: Мотивирование обучению и целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Этап 2. Актуализация знаний и способов деятельности Предметные умения: характеризовать особенности согласных звуков, группировать слова по наличию звуков Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез Работа по учебнику. Личностные: Осознание и определение эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, уважение к своему Отечеству, его языку, культуре Предметные: правописание заглавных букв в именах собственных, обозначающих географические названия 3.Открытие нового Знания.НРК. Метапредметные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом, осуществляют чтение информации об изучаемом языковом факте | Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! -Добрый день! Присаживайтесь. - Ребята, как вы думаете, что мне принадлежит с самого рождения, однако, другие пользуются им чаще, чем я?(имя) -Да, ребята, это имя. Зовут меня Арюна Нимбуевна. -Сегодня мы с вами поработаем вместе. Ребята, скажите, пожалуйста, Почему моё имя и отчество пишется с заглавной буквы? -Прочитайте слова, записанные на доске. россия , бурятия, улан-удэ, река. Ребята, вы заметили тут какую-то ошибку? - На какие две группы их можно разделить? -Найдите в двух словах одинаковый звук. -Дайте характеристику звуку[ р]. -Какой буквой обозначим этот звук на письме? -Почему в одной группе слов звук [р] обозначен заглавной буквой, а в другой- строчной. -С какой буквы начинается название нашей страны? Вторую группу давайте разложим по степени значимости. -Давайте подготовим пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика. -Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно. -Запишите число, классная работа. Письмо в воздухе, сопровождающееся объяснением учителя. Минутка чистописания. Заглавная буква Р. -Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы работали и попробуйте сформулировать тему урока. Какое правило есть на эту тему? Откройте учебники на с. 60, прочитаем правило! Там же есть словарные слова. Напишем одно слово : Россия 3 раза. Какие здесь орфограммы? две буквы сс и безударная гласная о.
Итак, какая же задача, цель нашего урока? Напомните, пожалуйста. Правильно, будем выполнять задания с собственными именами существительными в названиях городов, сел, гор, рек. По другому названия сел , городов, рек, гор называют географические названия. Вы много интересного узнаете сегодня на уроке. -Чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть. Физминутка. Географические названия – это имена собственные или нарицательные? А теперь, ребята, все сели правильно, пристегнулись. Мы отправляемся с вами в путешествие в прошлое на Машине времени. Сидим тихо. Мы с вами очутились в 1933 году. 85 лет назад образовался наш Тарбагатайский район. Как вы думаете, от какого слова произошло название нашего района и вашего села? Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган», что в переводе означает «сурок» - зверёк, который обитает в этих местах повсеместно и занесен в Красную книгу (картинка тарбагана). Перед вами карта нашего района. Внимательно рассмотрите. Как написаны названия сёл и рек? Ваша задача: 1 вариант выписывают 5 названий сёл, а 2 вариант выписывают 5 названий рек, и с одним из слов составьте предложение. Взаимооценка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего партнера. Вы, ребята, живёте в прекрасной местности. Рядом с вашим селом есть замечательная гора. Как она называется? Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. Другое название горы Омулёвка. С вершины Омулёвки открывается красивейший вид на Селенгу, в которой водится омуль. Склон сплошь покрыт редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу. С каким названием реки вы встретились, когда я вам рассказывала о горе Спящий лев? река Селенга. Итак, посмотрите, как пишутся эти слова. Само слово гора пишется со строчной буквы, Спящий с заглавной буквы, а лев со строчной. Слово река пишется со строчной, Селенга с заглавной. P/S/О других природных памятниках рассказать вскольз. | Оценивают правильность высказываний совместно с учителем. Выполняют учебное задание в соответствии с целью. Исправляют ошибки. Оценивают правильность предложенной характеристики звука | Разгадывают загадку, высказывают свои предположения. Ответы детей Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Демонстрируют сформированные знания, группируют слова. р – согласный, непарный звонкий, твёрдый Заглавная буква в названиях стран, городов, республик, рек, гор, озёр. Записывают словарное слово Россия. Определяют проблему и находят пути её решения Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя Ответы детей Определяют проблему и находят пути её решения | Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения Формулируют ответ на вопрос. Названия стран, городов, рек, гор, озёр пишем с заглавной буквы. Это имена собственные. Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания Спящий лев Осознают и определяют эмоции других людей. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 | ||||||||||||||
Этап 4 . Применение и закрепление нового знания. | |||||||||||||||||||
А сейчас вам предстоит потренироваться в правильном выборе географических названий. Для того, чтобы вернуться в настоящее время, нам нужно поработать по карточкам. Начинать нужно с верхнего овала по часовой стрелке и вернуться обратно. Тогда мы окажемся в нашем настоящем времени. На это даётся 5 минут. Мы вернулись в наше время и посмотрите, наш лев он проснулся и приветствует вас всех. Он рад, что вы все хорошо поработали (картинка льва). | Самостоятельная работа. | Выборочно спросить у 2, 3 учеников. | |||||||||||||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||||||||||||||||
Личностные: умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности. Предметные: осознание значимости знания правила правописания географических названий Метапредметные: определение степени успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания. | -Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? -Достигли вы её? Дополни предложения: Сегодня на уроке я узнал… У меня получилось… Меня удивило… Было трудно… Было интересно… Теперь я умею… В соответствии со своими достижениями выберете домашнее задание. Уч. с.60 №102 Дети, сегодня на уроке каждый из вас был звездочкой, мы делали одно большое общее дело, и каждый из вас расцвёл как цветок-жарки.. -Сейчас мы соберем в корзинки жарки. - 1 корзинка-если вы всё поняли на уроке, вы довольны своей работой на уроке. -2 корзинка- в целом вы были активны, но остались некоторые вопросы, которые я не понял. Спасибо за урок. | Выбирают домашнее задание для успешного усвоения изученного материала | Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью | Осуществляют рефлексию | Слайд 11 2 корзинки, жарки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"
Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...
Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в географических названиях".
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС НОО, по программе "Школа России", авторской программы "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс...
Урок русского языка во 2 классе. Тема "Заглавная буква в географических названиях"
Урок русского языка с использованием ИКТ2 класс Тема урока: Развитие умения писать заглавную букву в географических названиях.Практические цели и задачи урокаЦель урока: научить писать заглавную ...
Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.
Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....
Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."
Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...
Конспект урока по русскому языку "Запись слов – географических названий в алфавитном порядке"
Конспект...
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс
Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях».1 класс...