Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чернюк Татьяна Евгеньевна

Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«школа № 10 г. Феодосия Республики Крым»

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса (школа России)

Тема: «Заглавная буква

 в географических названиях»

                                                                Учитель начальных классов

                                                                Чернюк Татьяна Евгеньевна

                                                                Класс 2-А

                                                                Дата 04 марта 2015г.

                                                2015г.

Тема: «Заглавная буква  в географических названиях»

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи:

  • Учить  выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина - М.: Просвещение2014.

                                           Структура урока

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, мобилизация внимания). 2 мин.
  2. Минута чистописания(развитие каллиграфии, работа над звуками) 3 мин.
  3. Актуализация опорных знаний(активизация знаний) 1 мин.
  4. Самоопределение к деятельности (создание мотивации к учебной деятельности). 1 мин.

Словарная работа (подведение учащихся к изучению нового материала). 2 мин.

  1. Объяснение нового материала (развитие познавательной мотивации). 10 мин.
  2. Физкультминутка (снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, повторение изученного материала). 2 мин.
  3. Закрепление нового материала (регулирующий компонент УД-планирующий и итоговый контроль, работа в парах развитие коммуникативных навыков). 2 мин.
  4. Индивидуально-дифференцированная работа. 5мин.
  5.  Рефлексия. (осмысление и систематизация полученных знаний). 10мин.
  6. Итог . Сообщение домашнего задания 2 мин.

                                                     Ход урока

1.Орг часть:Приветствие,посадка(1м)  Чтение стихотворения Елены Измайловой «Большая буква».

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало всегда замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой - уважения знак.

-Вы, наверно, догадались какую тему мы с вами будем продолжать изучать?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

 2.Минутка  чистописания(3м)

Прочитайте слова. (Запись на доске: Роман, Рита, Петрович, Мурка, Кирова)

-Почему слова написали с заглавной буквы?

- Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в словах, написанных на доске. (р)

- Охарактеризуйте звук, который обозначает букву р  в данных словах.

Д. – Буква р обозначает звук /р/. Он согласный,непарный, звонкий,твёрдый.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Р?

-Запишите заглавную и строчную букву Р. Подчеркните те буквы, которые у вас получились самыми красивыми.

3.Актуализация опорных знаний:(1м)

-Для чего нужна заглавная буква?

-А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных?

А может быть кто-то объяснит и само значение слова «собственные»?

4.Самоопределение к деятельности: Словарная работа(3м). Мы сегодня познакомимся с новым словарным словом. Но оно у нас спрятано. Отгадайте  загадку и вы узнаете это слово.

     Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

   В какой стране мы живём?

 Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?

Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди. Сейчас их называют  россиянами. Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.

Соберите информацию об этом слове(это существительное, неодушевлённое, собственное)

Послушайте отрывок из стихотворения о России и ответьте на вопрос: Какая ещё может быть Россия?

Необъятная моя Россия

Ты - могучая моя Россия!

Ты – прекрасная моя Россия!

Ты – могучая моя страна!

Подберите синонимы к слову необъятная( неохватная, безграничная, необозримая)

Перед вами карта России. Что же изображено на карте России.(названия городов,   рек, гор, озёр)

Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока. Чему мы будем учиться на уроке?

На  карте России более миллиона названий.

Как пишутся географические названия? Почему?

С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням?

 Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

5.Объяснение нового материала  (10м)

   Работа по учебнику с 60  упр 102 (Самостоятельно).Спишите, подчеркните заглавную букву в именах собственных.

Чтение правила стр.60.

                       6 Физминутка.(1м)

Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока.

Учитель называет слова: 
Жучка, кошка, Андрей, 
Кутузов, улица, Мечникова
,  
село, Аня, площадь,
Сергеевна, 
Иванов, щенок

Задание:
- собственные сущ. -
руки вверх, потянулись; 

- нарицательные сущ. -
руки вниз.

7.Закрепление нового материала.

Работа с деформированным предложением(.2м)

На доске: ..осква, ..оссии, главный, горо..

Вставьте пропущенные буквы и составьте предложение.

8. Дифференцированное задание: Сейчас вам предстоит рассказ о родном городе.(5м)

У каждого на столах есть карточки, на которых написаны задания:

1 группа. Спиши в тетрадь предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные.

 Я живу в городе …Это … край. У нас есть … море.

2 группа. Письменно ответь на вопросы:

                1.Какие улицы есть в нашем городе?

                2.На какой улице находится наша школа?

              3. На какой улице ты живешь?

  Слова для справок: Гагарина,Кирова, Назарова, Ленина,Чехова, Красноармейская.

3 группа. Спиши в тетрадь предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные.

Я живу на полуострове … .Он омывается двумя морями: … и … .

 9 .Рефлексия: Письмо под диктовку: (У доски работают 3 ученика).(10м)

Коля Иванов живёт на улице Мира в городе Москва. Летом он с Тётей Ниной поедет в Волгоград. Город стоит на берегу Волги. Волга-величайшая река России.

-Подчеркните заглавную букву в именах существительных.

1 ряд проверяет текст 1 учащегося, 2 ряд — 2 учащегося, а 3 ряд — 3 учащегося.

   -Наш урок  подходит к концу.

  -Какие знания мы сегодня получили?

  -А для чего нам эти знания?

   -Какой стишок сегодня выучили на уроке?

Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

10.Итог урока. Как пишутся имена собственные?

11. Домашнее задание. Стр. 60 упр 103 вам нужно списать любое предложение и подчеркнуть заглавную букву в именах собственных. Выучить правило на стр.60.

Резерв:Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу. Пары слов запишите в тетрадь. (Итоговый контроль, развитие анализа и синтеза.)

На доске:

Лена

Байкал

Орел

Россия

Каспийское

город

море

озеро

страна

 река


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс

Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом "А" классе

Правописание -ча, -ща, -чу, -щу https://cloud.mail.ru/public/7imW/wued14wz...

Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип урока: открытие новых знанийОборудование:·        интерактивный комплекс,·        карточки с разноуровневыми заданиями,·...