Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?
план-конспект урока по русскому языку на тему

Каримуллина Мавлия Махмутовна

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_yazyk_3_kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс.

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?

                                  Каримуллина Мавлия Махмутовнаучитель начальных классов 

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

2. Чистописание.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

Учитель:

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Делается вывод:

– Имена существительные, которые называют людей и животных(одушевленные), отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные(неодушевленные) отвечают на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

2. Игра “Узнай”

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

а) Зимой и летом одним цветом . (Ёлка)
б) В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
в) Хвостом влияет,
Зубаста, а не лает (Щука)
г) Зверь мохнатый, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу? (Медведь)
д) Сок из цветков берет
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
е) Не живая – а идёт
Неподвижна, а ведёт (Дорога)

1 ряд

2 ряд

щука

ёлка

медведь

лёд

пчела

дорога

Учитель:

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель:

Ученики:

1. Конкретные предметы

доска, тетрадь

2. Живые существа

кошка, белка, мальчик

3. Явления природы

дождь, снег

4. Процесс, название действий

рост, стрельба

5. Абстрактные понятия

верность, дружба, любовь

Физкультминутка

“Не ошибись, пожалуйста”

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”:

  1. Встаньте, пожалуйста.
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте.
  4. Потопайте, пожалуйста.
  5. Тихонько сядьте.
  6. Попрыгайте, пожалуйста.
  7. Тихонько сядьте, пожалуйста.

 3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

5. Игра “Рыбалка”.

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

- 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Домашнее задание.

  1. Правило, стр. 148.
  2. упр. 399, стр. 150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос: Кто?Что?" 3 класс

Урок русского языка по "Школе России" по учебнику Рамзаевой...

3 класс. Урок русского языка. Имена существительные, отвечающие на вопросы кто?, что?

Урок-путешествие с элементами исследовательской деятельности построен на основе местного материала - реализация регионального компонента....

Имена существительные, отвечающие на вопросы творительного, предложного падежей

Данная презентация составлена на основе учебника «Русский язык» А.Г Зикеев, К.Г. Коровин для обучающихся 4 класса школ II вида. Может быть использована при изучении падежных окончаний имен существител...

Имена существительные, отвечающие на вопрос чем? - урок русского языка 2 класс

. Имена существительные, отвечающие на вопрос  чем?...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что? *Развивать творческое мышление;*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу....