Урок русского языка в 3 классе по теме"Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Боровлева Вера Владимировна

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

*Развивать творческое мышление;

*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-b.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное  Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №10

Урок русского языка

в 3 – «б» классе

                                                        Учитель: Боровлева В. В.

Воронеж – 2021 год

Тема урока:

«Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и существительные, отвечающие на вопрос что?»

Цели:

*Формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

*Развивать творческое мышление;

*Воспитание любви к животным, бережного отношения к учебным вещам, уважения  друг к другу.

Оборудование:

Карточки с заданиями для индивидуальной работы, рисунок Незнайки.

1.Организационный момент. (Слайд 2)

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

2.Чистописание.  (Слайд 3)

Конь, стакан, кефир.

-Прочитайте слова. Что в них общего?

(Это имена существительные)

-Какое слово лишнее? Докажи.

(Слово конь отвечает на вопрос кто? остальные слова отвечают на вопрос что?)

-Найдите  одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой К.

(стр. 11 рабочей тетради №3)

ккк .ккк.

кк .оо.

к н .

3.Сообщение темы и целей урока.

-Разделите слова на две группы: (Слайд 4)

собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

1группа                        2 группа   (Слайд 5)

собака                          туман

соловей                        город

рыба                             пенал

-По какому признаку разделили слова?

(В первой группе слова, которые отвечают на вопрос кто? а во второй группе слова, которые отвечают на вопрос что?)

-Тема нашего урока: (Слайд 6)

 «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?»

-К нам на урок пришёл Незнайка. Он хочет вместе с вами научиться различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

4.Орфографическая минутка. (Слайд7)

- Запишите,  подчеркните орфограммы.

Т…тра…ь, м…ро…, уч…ник,  ра…к…, за…ц, з…во…, м…две…, т…вар…щ…, б…рёза.

-Взаимопроверка. (Слайд 8)

-Объясним написание орфограмм.

Тетрадь, мороз, ученик, рассказ, заяц, завод, медведь, товарищ, берёза.

 

- Кто такие ученики, товарищи? (люди)

-Кто такие зайцы, медведи? (животные)

-Значит, имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (Слайд 10)

 _Остальные имена существительные отвечают на вопрос что?

5.Работа по теме урока.

-Прочитаем сведения о языке в учебнике на стр. 15.

-Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

(Имена существительные, которые называют людей и животных)

-Какие имена существительные отвечают на вопрос что?

(Все остальные имена существительные)

-Я думаю, что Незнайка запомнил правило.

6.Самостоятельная работа. (Слайд11)

Упр.№393 по заданию. Самопроверка. (Слайд12)

6.Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1                        

-Вставь пропущенные буквы.

 Напиши проверочные слова.

 Выдели корень.

К…л…сок –                          

М…л…дой –                          

Д…р…гой –                          

В..ч..рок –                              

З..л..неет –

                       

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы.

 Напиши проверочные слова.

Со…нце –

Сер…це –

Звёз..ный –

Де..ство –

Ужас..ный -

-Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Карточка №3

Разобрать по составу слова:

Осинка, переход, зимний, шубки, белые, морковки.

-Что называется корнем? Какие части слова служат для образования новых слов?

-С чем сравнивает автор стихотворения снегирей?

(Как розовые  яблоками)

-Птичкам зимой холодно и голодно. Как мы можем помочь им?

(Люди заботятся о птицах. Они делают кормушки, подкармливают их.)

-У кого дома есть кормушки? 

7.Физкультминутка. «Зайчики» (Слайд 13)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Раз, два, надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Раз, два, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал

Зайка – прыг  - и убежал.

7.Упр.для глаз.(Слайд 14)

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.

8.Работа с учебником. (Слайд 15)

Упр. №394  по вариантам.

-Прочитайте. Каких домашних животных вы знаете? Назовите. Поможем Незнайке отгадать загадки.

-Отгадайте загадки.

1.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.   (Коза)

2.Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы,человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставку буду скоро.    (Конь)

3.Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не мак легко

Переделать в молоко!       (Корова)

4.У него большие уши,

Он хозяину послушен,

И хотя он не велик,

Но везёт, как грузовик.    (Осёл)

-А какие учебные вещи вы знаете? Назовите.(Слайд 16)

-Отгадайте загадки.

1.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.       (Дневник)

2.Огадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки.   (Ручка)

3.До чего же скучно, братцы,

НА чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.  (Ранец)

4.Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.    (Циркуль)

               Работа по вариантам.  (Слайд 17)

1 вариант – записать 5 имён существительных, которые являются названиями домашних животных.

2 вариант – Записать 5 имён существительных, которые обозначают учебные вещи.

-Зачем школьнику нужен дневник? Как нужно вести в нем записи? (Слайд 18)

-Зачем школьнику учебники? В школе мы не только учимся, но и играем .Незнайка тоже хочет играть.

9. Работа над составом слова. (Слайд 19)

-К данным именам существительным подберите однокоренные имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом .Суффикс выделите.

Солнце, стол, сын, снег, луч, мышь, часы, рука.

Самопроверка.(Слайд 20)

(Солнышко, столик, сынок, снежок, лучик, мышка, часики, ручка.)

10. Игра «Замени одним словом» (Слайд 21)

1)Промежуток времени в 6о минут.  (Час)

2)Военнослужащий, стоящий на посту, на часах.  (Часовой)

3)Лесной доктор.  (Дятел)

4)Модель земного  шара. (Глобус)

-Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что? Почему?

10.Домашнее задание. (Слайд 22)

С. 16 №396.

11.Итог урока.  Рефлексия.

-Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос что?

-Какое настроение было у вас на уроке? Кто доволен своей работой? У кого не получилось что – то?

Карточка №1

Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова.

Выдели корень.

К..л..сок –

М..л..дой –

Д..р..гой –

В..ч..рок –

З..л..неет –

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы

Напиши проверочные слова.

Со..нце –

Сер..це –

Звёз..ный –

Де..ство –

Ужас..ный –

Карточка №3

Разобрать по составу слова.

Осинка, переход, зимний, шубки, белые, морковки.

Карточка №1

Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова.

Выдели корень

Г..л..ва –

Д..р..вянный –

В..с..литься –

П..м..гите –

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы.

Напиши проверочные слова.

Опас..ная дорога –

Вкус..ный обед –

Ужас..ный вид –

Ярос..ный ветер –

Карточка №3

Разберите слова по составу.

Тропинка, поезд, летний, лапки, красные, перевязка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"

Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...

Урок русского языка в 1 классе Тема урока: «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения»

Цели и задачи урока:1) Познакомить детей с понятием имя существительное.2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.3) Развивать речь детей,...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Наблюдение за языковым материалом. Классификация слов....