Рабочая программа по предмету "Речь и коммуникация" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_kommunikatsiya_1_klass.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от «____»___________20___г. _______________И.Ю. Солодкий
Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Речь и альтернативная коммуникация»
составлена на основе
программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011)
1 дополнительный класс
2017 - 2018 учебный год
Мастрюкова О.В., учитель
Москва 2017 г.
РЕЧЬ И КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная рабочая программа по курсу «Речь и коммуникация» составлена для учащихся 1-го дополнительного класса на основе учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация и развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Альтернативная коммуникация | 33 |
2 | Чтение | 33 |
3 | Письмо | 33 |
Итого | 99 |
Альтернативная коммуникация
Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра. Дети имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контигент.
В составе класса есть группа «безречевых» детей:
- дети, у которых имеется звуковая или минимально звуко-слоговая активность;
- дети способные к сопряженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации;
- разлаженность в поведении;
- негибкость в контактах;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Результативность из-за уровня нарушения и сформированности последствий этих нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка.
Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи). Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.).Выходом из этой ситуации является обучение использованию альтернативных средств коммуникации.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.
Цель:
- дать ребенку такой язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение – это средство удовлетворения своих потребностей. Это создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Задачи:
Образовательные задачи:
– дать представление и учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
– учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
–развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
– обогащение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие задачи:
–выработка навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности;
– развитие коммуникативных способностей для последующей социализации и адаптации;
–коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, артикуляционной и мелкой моторики.
Для решения этих задач используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Воспитательные задачи:
–формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;
–способствовать развитию потребности в сопереживании.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут, второе полугодие – 40 минут.
Форма реализации – очная.
На уроках используются несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью фотографии (карточки «РЕСS»), иллюстрации, рисунки, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), сюжетные картинки различной тематики для развития речи, глобальное чтение. Дидактические игры «Послушный карандаш», «Обведи по точкам», «Нарисуй дорожку», «Узоры для раскрашивания», «Услышь звук», «Связь жеста и слова», «Связь слова и мимики», «Свиязь слова и действия», «Повтори за мной», «Делай так», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Кто больше запомнит или увидит», «Четвёртый лишний», «Шумовые коробочки», «Разложи по группам».
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формируется правильное эмоциональное состояние без речевого ребенка. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное сопровождение учащихся с нарушениями в развитии позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Учащиеся с выраженными нарушениями интеллекта имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно.
Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются неспособны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что нередко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Для усвоения материала учащимся необходим более длительный период изучения тем. Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.
Кроме того, особенности развития не дают возможности в полном объеме изучить материал, предусмотренный Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Содержание программы
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень:
–проявляют интерес к окружающим людям, их эмоциональному состоянию, ярким признакам внешнего вида;
–используют в общении вербальные и невербальные средства;
–проявляют инициативу и настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается);
–обращаются за помощью для удовлетворения возникших потребностей (кушать, пить);
–обращаются к взрослому по разным поводам (чтобы привлечь внимание к себе, получить оценку своих действий, при необходимости ласки, поддержки, эмоциональной помощи);
–проявляют интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений;
–способны понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
2 уровень:
–реагируют на свое имя (взглядом, движением);
–пытаются воспроизвести услышанные звуки, чтобы привлечь к себе внимание взрослого;
– умеют правильно держать ручку, пользоваться тетрадью, разукрашивать цветными карандашами;
–воспринимают элементарные инструкции.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения занятий |
1 | Выявление знаний, умений, навыков учащихся. | |
2 | Азбука – первая учебная книга. Речь устная и письменная. | |
3 | Вводный урок. Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учётом двигательного статуса). | |
4 | Знакомство со «словарем» жестов и мимики. | |
5 | Звук. Различение звуков окружающей действительности. | |
6 | Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти рук. | |
7 | Играем пальчиками. Передача образов движениями рук, пальцев. | |
8 | Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. | |
9 | Письмо прямых коротких палочек (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
10 | "Играем пальчиками". Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. | |
11 | В мире речевых звуков. Различение речевых звуков. | |
12 | Письмо прямых длинных палочек (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
13 | "Мой день рождения" (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) | |
14 | Гласный звук [А]. Буква А, а. Нахождение буквы среди других букв. | |
15 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые). | |
16 | Беседа "В магазине" (поведение в общественных местах). | |
17 | Звук и буква А, а. Определение места звука «а» в словах | |
18 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые). | |
19 | Покупка школьных принадлежностей. | |
20 | Выделение звука «а» в словах, соотнесение слова с предметом или картинкой. | |
21 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные слева на право). | |
22 | Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. | |
23 | Гласный звук [У]. Буква У, у. Нахождение буквы среди других букв. | |
24 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная и короткая). | |
25 | Беседа на тему "Мой любимый герой" (примеры для подражания) | |
26 | Звук и буква У, у. Определение места звука «у» в словах. | |
27 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал. | |
28 | Что такое - хорошо, и что такое - плохо (хорошие и дурные привычки) | |
29 | Выделение звука «у» в словах, соотнесение слова с предметом или картинкой. | |
30 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо, полуовал с разрывом влево | |
31 | "Конфликт" (моё поведение в трудных ситуациях). | |
32 | Чтение слияния гласных: ау, уа. Работа с разрезной азбукой. | |
33 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: длинная прямая палочка с петелькой внизу. | |
34 | Законы гостеприимства. Волшебные слова или жесты (приветствия, благодарность) | |
35 | Гласный звук [о]. Буква О, о. Нахождение буквы среди других букв. | |
36 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу вправо, короткая наклонная с закруглением вправо). | |
37 | Составление рассказа « Как я ходил в гости». | |
38 | Звук и буква О, о. Определение места звука «о» в словах. Чтение слияния гласных ао, оа; уа, ау. | |
39 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу влево). | |
40 | Указательный жест. | |
41 | Чтение слияния гласных ао, оа; уа, ау. | |
42 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо наклонной палочки с закруглением внизу (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
43 | Обучение способности выражению "Да" и "Нет". | |
44 | Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. | |
45 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо наклонной палочки с закруглением внизу (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
46 | Пальчиковые и жестовые игры в стихах. | |
47 | Звук и буква М, м. Определение места звука «м» в словах. Слова, которые начинаются со звука «м». | |
48 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо овала (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
49 | Стихи А.Барто "Мишка". Договаривание слов и сопровождения действиями поэтических произведений. | |
50 | Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
51 | Буква а. Знакомство со строчной буквой а. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания строчной буквы а (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
52 | Стихи А.Барто "Бычок". Договаривание слов и сопровождения действиями поэтических произведений. | |
53 | Прямые открытые слоги ма, му. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
54 | Упражнение в написании элемента строчной у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
55 | Стихи А.Барто "Мячик". Договаривание слов и сопровождения действиями поэтических произведений. | |
56 | Слоги ам-ма, ум-му. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
57 | Упражнение в написании элементов строчной у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
58 | Стихи А.Барто "Лошадка". Договаривание слов и сопровождения действиями поэтических произведений. | |
59 | Слоги ом-мо. Сравнительный звукобуквенный анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
60 | Буква у. Знакомство со строчной буквой у. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания строчной буквы у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
61 | Стихи А.Барто "Игрушки". Договаривание слов и сопровождения действиями поэтических произведений. | |
62 | Составление и чтение слогов и слов из изученных букв. Чтение слогов по таблицам. | |
63 | Упражнение в написании элементов прописной А (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
64 | Игра: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Помочь детям запомнить имена товарищей. | |
65 | Звук и буква Х, х. Определение места звука «х» в словах. Слова, которые начинаются со звука «х». | |
66 | Буква А. Знакомство с прописной буквой А. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной буквы А (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
67 | Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел». Чтение потешки «Наши уточки с утра…» | |
68 | Обратные слоги ау, уа, ам, ум, ах, ох, ух. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
69 | Упражнение в написании элементов прописной У (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
70 | Большое спасибо. Делу время, а потехе час. Вежливые слова прощания. | |
71 | Прямые открытые слоги ма, му, ха, хо, ху. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
72 | Буква У. Знакомство с прописной буквой У. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной буквы У (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
73 | Вежливые слова (жесты). Ситуации на уроке: "я опоздал, мне надо выйти и т д." | |
74 | Составление и чтение слогов из изученных букв, их анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
75 | Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слов. Правила соединения букв. Упражнение в написании слов ау, уа (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
76 | Знакомство детей с различными эмоциями. | |
77 | Звукобуквенный анализ слогов. Составление и чтение слов. Чтение слогов по таблицам. | |
78 | Буква М,м. Знакомство со строчной буквой м и прописной буквой М. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы М (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
79 | Научить передавать различные эмоциональные состояния человека (грусть, удивление, веселье) | |
80 | Составление слов из слогов. Упражнение в их чтении. Чтение слогов по таблицам. | |
81 | Упражнение в написании слогов с буквой м (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
82 | Научить передавать различные эмоциональные состояния человека (обида) | |
83 | Звук и буква С, с. Определение места звука «с» в словах. Слова, которые начинаются со звука «с». | |
84 | Буква О,о. Знакомство со строчной буквой о и прописной буквой О. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы О (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
85 | Научить передавать различные эмоциональные состояния человека (страх) | |
86 | Обратные слоги ау, уа, ам, ум, ах, ох, ух, ас, ос, ус. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
87 | Упражнение в написании слогов с буквой о (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
88 | Научить передавать различные эмоциональные состояния человека (испуг) | |
89 | Прямые открытые слоги ма, му, ха, хо, ху, са, со, су. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
90 | Буква С,с. Знакомство со строчной буквой с и прописной буквой С. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы С (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
91 | Продолжить знакомить с эмоциями человека и животного. «Белка с ветки в свой домишко». | |
92 | Составление и чтение слогов из изученных букв, их анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
93 | Буква Х,х. Знакомство со строчной буквой х и прописной буквой Х. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы Х (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
94 | Обучение в понимании чувств других людей, адекватно на них реагировать. "Наша Таня громко плачет". | |
95 | Звукобуквенный анализ слогов. Составление и чтение слов. Чтение слогов по таблицам. | |
96 | Упражнение в написании слогов с буквой х (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
97 | Повторение пройденного материала. | |
98 | Составление слов из слогов. Упражнение в их чтении. Чтение слогов по таблицам. | |
99 | Контрольная работа №1. | |
Итого за год 33 часа |
Чтение
Курс «Чтение» входит в образовательную область «Речь и коммуникация». Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта.
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками чтения, а часть – это дети безречевые. Данные дети (безречевые), у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника.
Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и.т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение чтению детей со сложной структурой дефекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к. необходимо, чтобы он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами). Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут, второе полугодие – 40 минут.
Форма реализации – очная.
Цель обучения:
- научить узнаванию букв русского алфавита, чтению слогов, слов и коротких предложений.
Задачи:
Образовательная задача:
- узнавание и различение напечатанных букв;
- развитие навыка чтения слогов, слов и коротких предложений;
- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова для части детей (узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий).
Коррекционно-развивающая задача:
- развитие основных мыслительных операций.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к чтению, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.
Содержание программы
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первого модуля. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках чтения предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи.
Подготовка к чтению и письму
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т. д. Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): Ира, А-ля, Вася и т.п. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. д.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета.
Букварный период
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс. Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы. Образование из усвоенных звуков и букв слоги, слова, сравнение их с помощью педагога. Произнесение совместно с учителем звуков, слогов, слов. Чтение составленных слогов, слов совместно с педагогом с протяжным произношением.
Предполагаемые результаты обучения:
В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения
1 группа (частично говорящие):
- выделение звука из речи с помощью педагога (а, у, о, м, с, х);
- правильное и отчетливое произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции с помощью педагога;
- различение их в сочетании с другими звуками на основе произнесения педагогом;
- различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется) с помощью педагога;
- дифференциацию смешиваемых звуков с помощью педагога;
- находить из предложенных букв изученные и называть их с помощью педагога (а, у, о, м, с, х);
- образовывать из усвоенных звуков и букв слоги, слова, сравнивать их с помощью педагога;
- составлять слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги с помощью учителя;
- стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
- читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
- читать совместно с педагогом, по мере возможности и самостоятельно односложные и двусложные слова с пройденными звуками;
- работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».
2 группа (безречевые):
- показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук;
- на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные (а, у, о, м, с, х);
- составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, затем обратные слоги, после этого прямые слоги;
- стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
- работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Чтение»
1 (дополнительный) класс
2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения занятий |
1 | Азбука – первая учебная книга. Речь устная и письменная. | |
2 | Звук. Различение звуков окружающей действительности. | |
3 | Развитие речевого слуха. Сравнение звуков окружающей действительности и речи. | |
4 | В мире речевых звуков. Различение речевых звуков. | |
5 | Гласный звук [А]. Буква А, а. Нахождение буквы среди других букв. | |
6 | Звук и буква А, а. Определение места звука «а» в словах. | |
7 | Выделение звука «а» в словах, соотнесение слова с предметом или картинкой. | |
8 | Гласный звук [У]. Буква У, у. Нахождение буквы среди других букв. | |
9 | Звук и буква У, у. Определение места звука «у» в словах. | |
10 | Выделение звука «у» в словах, соотнесение слова с предметом или картинкой. | |
11 | Чтение слияния гласных: ау, уа. Работа с разрезной азбукой. | |
12 | Гласный звук [о]. Буква О, о. Нахождение буквы среди других букв. | |
13 | Звук и буква О, о. Определение места звука «о» в словах. Чтение слияния гласных ао, оа; уа, ау. | |
14 | Чтение слияния гласных ао, оа; уа, ау. | |
15 | Гласные звуки и буквы А, О, У. Работа с разрезной азбукой. Чтение слияния гласных. Ао, Оа, Ау, Оу, Уа, Уо. | |
16 | Звук и буква М, м. Определение места звука «м» в словах. Слова, которые начинаются со звука «м». | |
17 | Обратные слоги ам, ум. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
18 | Прямые открытые слоги ма, му. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
19 | Слоги ам-ма, ум-му. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
20 | Слоги ом-мо. Сравнительный звукобуквенный анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
21 | Составление и чтение слогов и слов из изученных букв. Чтение слогов по таблицам. | |
22 | Звук и буква Х, х. Определение места звука «х» в словах. Слова, которые начинаются со звука «х». | |
23 | Обратные слоги ау, уа, ам, ум, ах, ох, ух. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
24 | Прямые открытые слоги ма, му, ха, хо, ху. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
25 | Составление и чтение слогов из изученных букв, их анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
26 | Звукобуквенный анализ слогов. Составление и чтение слов. Чтение слогов по таблицам. | |
27 | Составление слов из слогов. Упражнение в их чтении. Чтение слогов по таблицам. | |
28 | Звук и буква С, с. Определение места звука «с» в словах. Слова, которые начинаются со звука «с». | |
29 | Обратные слоги ау, уа, ам, ум, ах, ох, ух, ас, ос, ус. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
30 | Прямые открытые слоги ма, му, ха, хо, ху, са, со, су. Звукобуквенный анализ данных слогов. Чтение слогов по таблицам. | |
31 | Составление и чтение слогов из изученных букв, их анализ. Чтение слогов по таблицам. | |
32 | Звукобуквенный анализ слогов. Составление и чтение слов. Чтение слогов по таблицам. | |
33 | Составление слов из слогов. Упражнение в их чтении. Чтение слогов по таблицам. | |
Итого за год 33 часа |
Письмо
Курс «Письмо» входит в образовательную область «Речь и коммуникация». Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра, часть детей класса (говорящие и частично говорящие), а часть – это дети безречевые. Письмо является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Нарушения всех сторон психики детей, особенно дефекты мышления и речи, обуславливают специфику их обучения русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному учебному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Согласно программе весь процесс обучения в школе носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно – ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (дробность, «пошаговость»), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. С детьми со сложной структурой дефекта проводится работа по развитию зрительных, пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева – направо, расположение строчек, начертаний букв.
С учетом индивидуальных возможностей детей, часть класса овладевает простейшими навыками написания отдельных букв, слогов и слов письменными, а иногда и печатными буквами, часть учащихся способны только к письму по обводке. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов письма, даёт основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребёнка необходимо стимулировать и поощрять.
Из-за неоднородности детей со сложной структурой дефекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Обучение письму ведется по звуковому аналитико- синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики и развития общей и мелкой моторики, с учетом специфических особенностей детей. Формирование навыков письма ведется в игровой форме, с использованием различных материалов, дидактических игр, ИКТ технологий, интегрированные уроки. Для учащихся, которые испытывают трудности, предлагается индивидуальная форма работы.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут, второе полугодие – 40 минут.
Форма реализации – очная.
Цель:
- научить детей элементарным навыкам письма.
Задачи:
Образовательная задача:
- развитие навыка написания букв и слогов самостоятельно или по обводке.
Коррекционно-развивающая задача:
- развитие основных мыслительных операций.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к письму, любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.
Содержание программы
Добукварный период
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
Букварный период
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, написание букв.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, о, у, м, с, х.
Предполагаемые результаты обучения:
В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.
Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения
- правильно сидеть за партой во время письма;
- выполнять упражнения пальчиковой гимнастики;
- правильно держать ручку и карандаш во время письма;
- выполнять задания по образцу учителя и словесной инструкции;
- писать элементы рукописных букв в тетради и на доске;
- писать строчные и заглавные изученные буквы;
- соединять буквы в слоги и слова.
1 уровень:
- - писать строчные и прописные буквы;
- - списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения.
2 уровень:
- - писать строчные и прописные буквы по образцу и по обводке;
- - писать по образцу и по обводке слоги и слова.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Письмо»
1 (дополнительный) класс
2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения занятий |
1 | Вводный урок. Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учётом двигательного статуса). | |
2 | Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти рук. | |
3 | Письмо прямых коротких палочек (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
4 | Письмо прямых длинных палочек (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
5 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые). | |
6 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые). | |
7 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные слева на право). | |
8 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная и короткая). | |
9 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: овал. | |
10 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: полуовал с разрывом вправо, полуовал с разрывом влево | |
11 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: длинная прямая палочка с петелькой внизу. | |
12 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу вправо, короткая наклонная с закруглением вправо). | |
13 | Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетради: прямая наклонная палочка (длинная наклонная с закруглением внизу влево). | |
14 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо наклонной палочки с закруглением внизу (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
15 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо наклонной палочки с закруглением внизу (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
16 | Упражнение в написании элемента строчной а. Письмо овала (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
17 | Буква а. Знакомство со строчной буквой а. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания строчной буквы а (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
18 | Упражнение в написании элемента строчной у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
19 | Упражнение в написании элементов строчной у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
20 | Буква у. Знакомство со строчной буквой у. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания строчной буквы у (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
21 | Упражнение в написании элементов прописной А (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
22 | Буква А. Знакомство с прописной буквой А. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной буквы А (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
23 | Упражнение в написании элементов прописной У (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
24 | Буква У. Знакомство с прописной буквой У. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной буквы У (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
25 | Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слов. Правила соединения букв. Упражнение в написании слов ау, уа (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
26 | Буква М,м. Знакомство со строчной буквой м и прописной буквой М. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы М (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
27 | Упражнение в написании слогов с буквой м (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
28 | Буква О,о. Знакомство со строчной буквой о и прописной буквой О. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы О (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
29 | Упражнение в написании слогов с буквой о (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
30 | Буква С,с. Знакомство со строчной буквой с и прописной буквой С. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы С (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
31 | Буква Х,х. Знакомство со строчной буквой х и прописной буквой Х. Упражнение в ее написании (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). Закрепление навыка написания прописной и строчной буквы Х (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
32 | Упражнение в написании слогов с буквой х (по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо). | |
33 | Контрольная работа №1. | |
Итого за год 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...