Урок развития речи. "Расказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок в теме "Язык - главный помощник в общении"  Тип урока - урок-рефлексия. Форма проведения урока: урок - проект, используются пять "П" проекта. Одним из составляющих урока является создание синквейна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с технологической картой.

Предмет: русский язык

Урок в теме «Язык – главный помощник в общении».

Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»

Тип урока: Урок рефлексия.

Форма проведения урока: урок – проект

Цели:

1.        Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;

2.        Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

3.        Воспитывать бережное отношение к слову, языку.

Формировать УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Язык – главный помощник в общении»

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

•        получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)

•        уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).

•        формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)

Ресурсы: Презентация к уроку, школьные словари: толковый, словообразовательный, синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Основные понятия: слово, проект, значение слова.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Деятельность     учителя

Деятельность учащихся

 -  Здороваемся. Спасибо, что выбрали наш урок.

- Почувствуем  тепло рук (дети берутся за руки в своих группах) – мы готовы помогать друг другу.

- Ребята, вы знаете, почему  у нас в кабинете так стоят парты, объясните, пожалуйста, гостям.

-Да, при работе в группах  мы так расставляем парты, когда мы работаем над проектом.

-Вспомним правила работы в группах.

Слайд  №2

- Узнаете географическую карту?

Но сегодня я предлагаю вам эту же карту, но с необычной расцветкой.

- Как вы думаете, почему именно в нашем классе нас может заинтересовать такая карта?

- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом:

«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!» (фотография)

-Мы будем работать в группах.

-Работая в группе нельзя перебивать говорящего, ссориться, нужно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно, сообща, поддерживать друг друга, проявлять терпение.

- Это карта России.

- Это карта народов России

- В нашем классе учатся дети 5 национальностей и вместе нам хорошо.

- Вспомните, это мы вместе во 2 классе.

- Сегодняшний урок русского языка мы начнем с песни.

Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она.

Слайд №3,4

- Почему мнения о содержании песни разделились?

- Чего не хватает?

- Для чего нужны слова?

- Что такое слово?

- Все же послушаем, о чем эта песня. Слайд №5

-Я думаю, вы легко определите тему нашего урока – ваше мнение.

Работа по слайду № 6.

- Ребята, давайте посмотрим значение «слово» по определениям из толкового словаря С.И.Ожегова.  Прочитайте.

- Хорошо, а что вы знаете о словах?

Прослушивают музыкальный фрагмент.

-Нам непонятно, о чем песня. Она может быть о чем угодно.

-Каждый имеет свое представление, о чём может быть песня.

- В этой песни не хватает слов.

- Слова нужны для того, чтобы понять, о чём песня.

- Слово - это то, что произносит человек, когда говорит, единица языка.

- Мы будем работать со словами.

- Слово-

1.Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.

2.Речь, способность говорить.

- Слова бывают разных частей речи, могут иметь несколько значений, антонимы, синонимы, к ним можно подобрать однокоренные слова.

- Слова входят в состав словосочетаний, предложений, текста, пословиц и поговорок, фразеологизмов.

- Я предлагаю  работать со словом, создав  проект.

 Слайд №7

 - Что будет объектом исследования, что мы будем изучать?

Слайд № 8

Вспомним последний проект, который мы создавали.

Слайд №9

- Какую цель поставим на сегодняшнем уроке?

 (Создать проект – исследование)

Пять П проекта

1.П  -  Проблема.

- Почему нас интересует эта тема? Так ли важно все знать о слове?

2. П - Проектирование.

-Определите задачи урока.

Слайд №10   - Нужно знать, как работать над этим проектом, для этого требуется составить алгоритм работы над проектом.

- Объектом нашего исследования будут слова, которые мы изучим.

- Проект был об особенном слове – спасибо!

- Цель урока: создать продукт-текст о слове.

- Важно всё знать о слове, чтобы правильно употреблять данное слово в устной и письменной речи.

-Выполнить данный алгоритм, составить и защитить свой проект.

Алгоритм проекта:

  • Определить лексическое значение слова
  • Подобрать однокоренные слова
  • Подобрать синонимы и антонимы к этому слову
  • Подобрать фразеологизмы
  • Составить словосочетания
  • Найти пословицу
  • Составить предложение с этим словом

Слайд  №11

-Чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта :

Учиться:
определять…
подбирать…
находить…
составлять …
защищать…

3. П -  Поиск информации:     Слайд № 12

Слайд №13

- Я предлагаю вам сегодня новое слово – толерантность.                Оно очень важно в человеческом обществе. Прочитайте,  что оно означает.

Слайд № 14

- Выберите слово, над которым вы будете работать.

1 группа - добро

2 группа - вежливость

3 группа - мир

4 группа  - дружба

Слайд №15

- Каким должен получиться ваш продукт?

- Как можно представить продукт проекта?

Хорошо, у нас впереди разминка, а гости напомнят себе о том, что такое синквейн.

-определять значение слов.

-Подбирать антонимы и синонимы к словам.

-Находить однокоренные слова, пословицы с данным словом, фразеологизмы.

-Составлять словосочетания и предложения.

-Защищать проект своей группы.

- Источниками информации при работе над проектом у нас будут выписки из словарей синонимов и антонимов, справочники.

- Терпимость  по отношению

к другим людям, к другому мнению,

к другому образу жизни.  Другие имеют  право                                                                         быть иными. 

- Рассказ о слове по алгоритму.

- Синквейн.

Слайд №16

«Ты да я, да мы с тобой».

Слайд № 17

- Приступаем к проекту.  

Ребята помните, что вы – команда,

каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Работаем творчески и не боимся ошибиться – рядом друзья, рядом я.

Работают в группах постоянного состава.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Слайд №18    Защита проекта  - На доске лестница успеха.

Представляем рассказ о слове, помните, вы представляете  своё задание образно и эмоционально.

Слайд №19

-Давайте оценим работу каждого участника в группе. У вас на столе значки. Что они вам напоминают?  Что ж, каждый увидел в них свое.

Самооценка:

  • Работали плодотворно.
  • Нужна помощь.
  • Было трудно. 

«Слово благодарности» – дерево благодарности.

( отвечал, размышлял,  наблюдал, искал, составлял)

 - Мы достигли цели урока?

 _Чтобы снова напомнить вам слово, с которым мы работали,  можно я представлю свой синквейн? Слайд №20

Д/з

Создав проекты, вы убедились, как много интересного можно узнать, работая даже с одним словом. А в нашем русском языке их около 150000.

Придумано очень много пословиц о красоте и богатстве нашего языка.

Я предлагаю вам найти 3 пословицы или поговорки о красоте и богатстве русского языка, познакомить нас с ними, объяснив смысл выбранных вами пословиц или поговорок.

-Да, мы достигли цели урока, создали продукт, получили результат и оценили его.

Рефлексия учителя:

•  Основная образовательная цель урока - формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект – была полностью достигнута. Дети работали в группах постоянного состава, все участники выполнили свою часть работы. Все группа представили свой продукт(результат проекта). Учебное сотрудничество учеников прошло успешно. Дети сами добывали знания, что является проявлением деятельностного подхода обучения.

•  Объем учебного материала был достаточным, что позволило всем детям быть успешными во время урока и получить результат своего труда. Сильный и слабый ученики могли сами выбрать, какой объем материала выполнят они, сколько заданий будет им под силу.

•  на уроке был использована технология проекта, которая способствует преодолению эгоцентрической позиции, успешному формированию навыков эффективного сотрудничества со сверстниками, усвоению учебного содержания школьных предметов, позитивное влияет на развитие общения и речи.

Вид проекта:

по доминирующей роли учащихся-исследовательско-творческий;

по характеру контактов-внутриклассный;

по продолжительности-краткосрочный;

по количеству участников-групповой.

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

Введение – часть в которой необходимо указать тему , цель, задачи и гипотезу.

Основная часть- описание поэтапного решения задач. Заключение- часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

Форма продукта-текст о слове.

•  Учащиеся на уроке были активны, активно пользовались различными источниками получения информации (словари, интернет, учителя, присутствующие на уроке).

•  Речь учителя была содержательна, эмоциональна. Отношения с учениками были доброжелательными, тон общения - деловой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка. в 3 классе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Развитие речи.

Слайд 2

«Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно».

Слайд 3

Тема урока?

Слайд 4

Слово- 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. 2. Речь, способность говорить. (из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова )

Слайд 5

Проект «Рассказ о слове». «И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово». (А. Ахматова 1942 год)

Слайд 6

Цель: Создать проект - исследование . П роблема. Почему нас интересует эта тема? 2. П роектирование. Задачи. Принцип «5П»: 3. П оиск информации: 4. П родукт проекта: мини-рассказ о слове. 5. П резентация: – синквейн .

Слайд 7

Определить лексическое значение слова. Подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы к этому слову, фразеологизмы, связанные с этим словом. Найти пословицу. Составить предложение с этим словом. Алгоритм проекта:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект урока по русскому языку "Развитие умения задавать к словам вопросы кто? что?"

Конспект  урока  русского языка  (2 класс) УМК Образовательной системы « Школа 2100»Авторы учебника «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.Тема урока: «Развитие умения зада...

Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"

Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...