Урок развития речи. "Расказ о слове"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок в теме "Язык - главный помощник в общении" Тип урока - урок-рефлексия. Форма проведения урока: урок - проект, используются пять "П" проекта. Одним из составляющих урока является создание синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с технологической картой | 28.28 КБ |
proekt_uroka_-_slovo_-_kopiya.pptx | 399.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока с технологической картой.
Предмет: русский язык
Урок в теме «Язык – главный помощник в общении».
Тема: Как возникают слова. «Рассказ о слове»
Тип урока: Урок рефлексия.
Форма проведения урока: урок – проект
Цели:
1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;
2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, языку.
Формировать УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: умение слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Язык – главный помощник в общении»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные:
• получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)
• уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).
• формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)
Ресурсы: Презентация к уроку, школьные словари: толковый, словообразовательный, синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Основные понятия: слово, проект, значение слова.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Здороваемся. Спасибо, что выбрали наш урок. - Почувствуем тепло рук (дети берутся за руки в своих группах) – мы готовы помогать друг другу. - Ребята, вы знаете, почему у нас в кабинете так стоят парты, объясните, пожалуйста, гостям. -Да, при работе в группах мы так расставляем парты, когда мы работаем над проектом. -Вспомним правила работы в группах. Слайд №2 - Узнаете географическую карту? Но сегодня я предлагаю вам эту же карту, но с необычной расцветкой. - Как вы думаете, почему именно в нашем классе нас может заинтересовать такая карта? - Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: «Вместе не трудно, | -Мы будем работать в группах. -Работая в группе нельзя перебивать говорящего, ссориться, нужно выслушивать мнение каждого члена группы, работать дружно, сообща, поддерживать друг друга, проявлять терпение. - Это карта России. - Это карта народов России - В нашем классе учатся дети 5 национальностей и вместе нам хорошо. - Вспомните, это мы вместе во 2 классе. |
- Сегодняшний урок русского языка мы начнем с песни. Прослушайте мелодию песни предположите, о чем она. Слайд №3,4 - Почему мнения о содержании песни разделились? - Чего не хватает? - Для чего нужны слова? - Что такое слово? - Все же послушаем, о чем эта песня. Слайд №5 -Я думаю, вы легко определите тему нашего урока – ваше мнение. Работа по слайду № 6. - Ребята, давайте посмотрим значение «слово» по определениям из толкового словаря С.И.Ожегова. Прочитайте. - Хорошо, а что вы знаете о словах? | Прослушивают музыкальный фрагмент. -Нам непонятно, о чем песня. Она может быть о чем угодно. -Каждый имеет свое представление, о чём может быть песня. - В этой песни не хватает слов. - Слова нужны для того, чтобы понять, о чём песня. - Слово - это то, что произносит человек, когда говорит, единица языка. - Мы будем работать со словами. - Слово- 1.Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. 2.Речь, способность говорить. - Слова бывают разных частей речи, могут иметь несколько значений, антонимы, синонимы, к ним можно подобрать однокоренные слова. - Слова входят в состав словосочетаний, предложений, текста, пословиц и поговорок, фразеологизмов. |
- Я предлагаю работать со словом, создав проект. Слайд №7 - Что будет объектом исследования, что мы будем изучать? Слайд № 8 Вспомним последний проект, который мы создавали. Слайд №9 - Какую цель поставим на сегодняшнем уроке? (Создать проект – исследование) Пять П проекта 1.П - Проблема. - Почему нас интересует эта тема? Так ли важно все знать о слове? 2. П - Проектирование. -Определите задачи урока. Слайд №10 - Нужно знать, как работать над этим проектом, для этого требуется составить алгоритм работы над проектом. | - Объектом нашего исследования будут слова, которые мы изучим. - Проект был об особенном слове – спасибо! - Цель урока: создать продукт-текст о слове. - Важно всё знать о слове, чтобы правильно употреблять данное слово в устной и письменной речи. -Выполнить данный алгоритм, составить и защитить свой проект. |
Алгоритм проекта:
Слайд №11 -Чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта : Учиться: 3. П - Поиск информации: Слайд № 12 Слайд №13 - Я предлагаю вам сегодня новое слово – толерантность. Оно очень важно в человеческом обществе. Прочитайте, что оно означает. Слайд № 14 - Выберите слово, над которым вы будете работать. 1 группа - добро 2 группа - вежливость 3 группа - мир 4 группа - дружба Слайд №15 - Каким должен получиться ваш продукт? - Как можно представить продукт проекта? Хорошо, у нас впереди разминка, а гости напомнят себе о том, что такое синквейн. | -определять значение слов. -Подбирать антонимы и синонимы к словам. -Находить однокоренные слова, пословицы с данным словом, фразеологизмы. -Составлять словосочетания и предложения. -Защищать проект своей группы. - Источниками информации при работе над проектом у нас будут выписки из словарей синонимов и антонимов, справочники. - Терпимость по отношению к другим людям, к другому мнению, к другому образу жизни. Другие имеют право быть иными. - Рассказ о слове по алгоритму. - Синквейн. |
Слайд №16 «Ты да я, да мы с тобой». | |
Слайд № 17 - Приступаем к проекту. Ребята помните, что вы – команда, каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Работаем творчески и не боимся ошибиться – рядом друзья, рядом я. | Работают в группах постоянного состава. Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения. |
Слайд №18 Защита проекта - На доске лестница успеха. Представляем рассказ о слове, помните, вы представляете своё задание образно и эмоционально. Слайд №19 -Давайте оценим работу каждого участника в группе. У вас на столе значки. Что они вам напоминают? Что ж, каждый увидел в них свое. Самооценка:
«Слово благодарности» – дерево благодарности. ( отвечал, размышлял, наблюдал, искал, составлял) - Мы достигли цели урока? _Чтобы снова напомнить вам слово, с которым мы работали, можно я представлю свой синквейн? Слайд №20 Д/з Создав проекты, вы убедились, как много интересного можно узнать, работая даже с одним словом. А в нашем русском языке их около 150000. Придумано очень много пословиц о красоте и богатстве нашего языка. Я предлагаю вам найти 3 пословицы или поговорки о красоте и богатстве русского языка, познакомить нас с ними, объяснив смысл выбранных вами пословиц или поговорок. | -Да, мы достигли цели урока, создали продукт, получили результат и оценили его. |
Рефлексия учителя:
• Основная образовательная цель урока - формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект – была полностью достигнута. Дети работали в группах постоянного состава, все участники выполнили свою часть работы. Все группа представили свой продукт(результат проекта). Учебное сотрудничество учеников прошло успешно. Дети сами добывали знания, что является проявлением деятельностного подхода обучения.
• Объем учебного материала был достаточным, что позволило всем детям быть успешными во время урока и получить результат своего труда. Сильный и слабый ученики могли сами выбрать, какой объем материала выполнят они, сколько заданий будет им под силу.
• на уроке был использована технология проекта, которая способствует преодолению эгоцентрической позиции, успешному формированию навыков эффективного сотрудничества со сверстниками, усвоению учебного содержания школьных предметов, позитивное влияет на развитие общения и речи.
Вид проекта:
по доминирующей роли учащихся-исследовательско-творческий;
по характеру контактов-внутриклассный;
по продолжительности-краткосрочный;
по количеству участников-групповой.
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть в которой необходимо указать тему , цель, задачи и гипотезу.
Основная часть- описание поэтапного решения задач. Заключение- часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Форма продукта-текст о слове.
• Учащиеся на уроке были активны, активно пользовались различными источниками получения информации (словари, интернет, учителя, присутствующие на уроке).
• Речь учителя была содержательна, эмоциональна. Отношения с учениками были доброжелательными, тон общения - деловой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно».
Тема урока?
Слово- 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. 2. Речь, способность говорить. (из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова )
Проект «Рассказ о слове». «И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово». (А. Ахматова 1942 год)
Цель: Создать проект - исследование . П роблема. Почему нас интересует эта тема? 2. П роектирование. Задачи. Принцип «5П»: 3. П оиск информации: 4. П родукт проекта: мини-рассказ о слове. 5. П резентация: – синквейн .
Определить лексическое значение слова. Подобрать однокоренные слова, синонимы и антонимы к этому слову, фразеологизмы, связанные с этим словом. Найти пословицу. Составить предложение с этим словом. Алгоритм проекта:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку "Развитие умения задавать к словам вопросы кто? что?"
Конспект урока русского языка (2 класс) УМК Образовательной системы « Школа 2100»Авторы учебника «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.Тема урока: «Развитие умения зада...
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Развитие умения видеть в слове его части". (урок 72)
Презентация к уроку с иллюстрациями по теме урока....
Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"
Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...
Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...