Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sushchestvitelnye._beglyy_glasnyy_v_suffiksah_slov.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов».
Цели урока: научиться видеть орфограмму в суффиксах слов, узнать о существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Планируемые результаты
- предметные: научатся видеть орфограмму в суффиксах существительных, знать в каких суффиксах пишется гласная И, а в каких суффиксах пишется гласная Е, уметь образовывать новые формы слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УИПЗЗ( урок изучения и первичного закрепления знаний)
Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. | Мотивирование к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших гостей! Метод "Здороваемся глазами". Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью) Сядьте, пожалуйста, на своих местах поудобнее. - И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи! | Здороваются, садятся на свои места | Формальная готовность к уроку. Позитивный настрой |
2. | Актуализация знаний | - Ребята, скажите, что такое орфограмма? В каких частях слова бывают орфограммы? На прошлом уроке мы обобщили орфограммы в корне. Давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Один ученик составляет кластер орфограмм в корне, а остальные выполняют тест на листках. Давайте проверим: по кластеру находим на соответствующую орфограмму задание- проверяем тест, за каждый правильный ответ 1 балл На листах самооценки, ставим соответствующую отметку. Откройте тетради напишите число. Классная работа. На доске написана пословица. Прочитайте её. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - А что у нас на уроке будет замочком? - А что ключиком? - А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку? Напишите правильно и красиво это предложение. - Хорошо! Обратите внимание, все ли задания из теста соответствовали теме «Орфограммы в корнях слов» И в предложение есть слова с пропущенными буквами. Что это за слова? - А в какой части слова пропущена орфограмма? - Что такое суффикс? - Какое значение имеет этот суффикс? - А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? Кто же скажет тему урока. | Орфограмма-это В корне, приставке …. . - Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к. - Урок для нас, как замок, что-то непонятное, неизвестное, а ключ – это знания, которые мы приобретаем. - Тема урока. - Правило, алгоритм. - Да. Нет - Замоч…к, ключ..к. - В суффиксе - Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Уменьшительно – ласкательное. - Суффикс –чик- Орфограммы в суффиксах слов. | Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове. Умение выделять суффиксы. |
3. | Выявление места и причины затруднения | - Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов. - Какие буквы вставили? - Ребята, наши мнения разошлись. А почему? - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Какова будет цель нашего урока? (открываю на доске карточки с суффиксами -ик-, -ек-, -чик-.) - А зачем нам это надо? - Верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик- | Вставляют. Отвечают. - Потому что мы ещё не всё знаем, мы не изучали такой орфограммы, не знаем, каким правилом пользоваться. - Правильно писать суффиксы –ик-, -ек-, -чик-. - Узнать правило, составить алгоритм для того, чтобы правильно писать суффиксы. - Чтобы не допускать ошибок при выборе гласных в суффиксах. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | - Откройте Обратные словари на –К, на – ТИК. Выпишите два первых слова в столбик. - Теперь найдите слова на –ЧИК. Выпишите первые два слова в столбик. - Найдите слова на – ЕК. Выпишите второе и третье слова.(открываю карточки со словами на доске) -Выделите суффиксы у этих существительных. - Сравните суффиксы, что вы заметили? - Почему? Можете ответить? - Скажите, в какой форме стоят существительные? - Ребята, подумайте, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксе? Поработайте в парах! - Те, кому трудно ответить на мой вопрос, могут воспользоваться подсказкой летучей мыши. (открываю плакат: «Попробуй изменить форму слова») - Послушаем версии групп (отвечает один из группы) - А теперь запишите второй столбик, изменив формы слов. Проверка по образцу.(записываю на доске) -Выделите суффиксы у существительных - Давайте понаблюдаем, что произошло? -А как называется гласный, который убегает? - Что такое беглый гласный? - Какими буквами на письме обозначается беглый гласный? -Верно, ребята, молодцы! Вернёмся к нашим существительным, попробуйте сформулировать правило. -Скажите, а где мы можем проверить наше предположение? - Давайте откроем учебники и узнаем правы ли мы? - Хорошо! Правило мы сформулировали верно! Для того, чтобы достичь цели что ещё нам нужно сделать? В группе попробуйте составить алгоритм. - С чего мы начнём выбирать гласную в суффиксе?(открываю первую карточку на доске со словом ОПРЕДЕЛИТЬ) -Что мы должны делать дальше?(ИЗМЕНИТЬ) - А дальше?(ВЫБРАТЬ) (Слайд 4) – алгоритм | Бинтик Винтик Зубчик Голубчик Овражек Уголёчек - В одних словах в суффиксе гласная И, а в других – Е. - Нет, не знаем. - В форме И. п., ед. ч. Выполняют задание - Нужно изменить форму слова. Изменить или число, или падеж Бинтик – бинтики Винтик – винтики Зубчик – зубчики Голубчик – голубчики Овражек-овражки Уголёчек-уголёчки По очереди выходят к доске, маркером на моих карточках выделяют. - В словах бантик, винтик, зубчик, голубчик при изменении формы И осталась, а в словах овражек, уголёчек при изменении формы Е убежала. - Беглый гласный. - Звук, который при изменении формы слова исчезает. - Буквами О, Е - Беглый гласный звук в уменьшительно-ласкательных суффиксах –ек-, -ик-, -чик- имён существительных - Если при изменении формы слова гласный И остаётся в слове, то в суффиксе пишем гласную И, если звук убегает, то пишем Е. - В учебниках. Открывают учебники, читают. -Составить алгоритм. - С определения части слова. - Изменить форму слова. - Если гласный остался, выбираю И, если гласный беглый, выбираю Е | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
5. | Физкультминутка | Динамическая пауза У. Я буду называть существительные с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-, а вы должны хлопнуть в ладоши, если нужно писать букву и, а если нужно писать е, то вам надо потопать ногами. Ящичек, ключик, мячик, котёночек, листик, лесочек, чубчик, песочек, листочек, моточек, тюльпанчик, сыночек, газончик, грибочек, орешек, газончик, пенёчек, голубочек, ягнёночек, кипяточек. Трудно ли было определять гласный в суффиксах имён существительных? Почему? Садитесь на свои места и продолжаем работать. | Иногда было трудно. Мало работали над этой темой? | |
6. | Реализация построенного проекта | - А сейчас, ребята, давайте потренируемся в применении нового знания. Выполним № 81 из учебника. Начнём с устного объяснения. - Вторые два слова дети выходят к доске. - Остальные слова запишите по вариантам. 1 вариант выберет слова, в суффиксе которых пишется гласная И, 2 вариант слова, в суффиксе которых пишется гласная Е. Два ученика у доски по вариантам. - А теперь, ребята, поменяетесь тетрадями, проверьте, правильно ваш товарищ выполнил это задание. Оцените работу одноклассника. - Верните тетради! Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! - Встаньте те, кто допустил 1-2 ошибки. Почему вы ошиблись? Оцените на листах самооценки - Тогда давай вернёмся к алгоритму. Повтори, что мы должны делать. | Листик – ик- или-ек-Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ЛИСТИКИ. И осталась, значит, выбираю гласную И. Орех. –ек- или –ик-. Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ОРЕШКИ, Гласный звук убежал, значит, выбираю букву Е. Карман – карманчИк – карманчИки. Бант – бантИк, бантИки. 1 вар.: шкаф – шкафчик – шкафчики или шкафик - шкафики; шарф – шарфик – шарфики; зуб – зубчик – зубчики или зубик – зубики. 2 вар.: вьюнок – вьюночек – вьюночка; ящик- ящичек – ящичка; платок – платочек – платочки; горох – горошек – горошки. - Я допустил ошибку, потому что ещё до совсем понял материал. Повторяет алгоритм. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Сформулировать новое правило Составить алгоритм (Познавательные УУД). |
7. | Включение в систему знаний и повторение. | - Проверим, как вы усвоили материал урока. Выберите задания самостоятельно. (слайд 5) 1 уровень: Вставь пропущенные буквы, соедини пары слов. Сделай вывод, когда в суффиксе слова пишется буква И, а когда - Е 2 уровень: Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор письменно: -Проверьте задание, сверив со слайдом. (слайд 6) (Оценка на листах самооценки.) - Молодцы! Что нового узнали на уроке? -А теперь, ребята, вернёмся к началу нашего урока. Опираясь на полученные на уроке знания, исправьте ошибки в ваших предложениях. (слайд 7) В тестах попробуйте выполнить это задание. | Билетик – билетики Сыночек – сыночки Тортик – тортики Кармашек-кармашки Носоч..к – носочки Зайч..к – зайчики Мост..к – мостики Пирожоч..к -пирожочки Повторяют правило и алгоритм. | Умение действовать по алгоритму, правилу. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях выполнения упражнений. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
8. | Рефлексия учебной деятельности | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Домашнее задание: базовый уровень –уч.с.81 выучить правило; т.с.41 №37 ; Повышенный уровень – уч.с.81 выучить правило;уч.с.84№84 Вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы! А сейчас на доске перед вами замочек, а на столе ключики. Ребята, если сегодня на уроке вы подобрали ключики и открыли замочки, тогда возьмите ключ и откройте замок (прикрепите к замочку на доске), а если у вас возникли затруднения, и ключик подобрать не удалось, тогда повесьте его на крючок. Отметки за урок. Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. Урок окончен! Спасибо! | Выбирают задания по уровню сложности самоанализ | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"
Тема и номер урока в теме Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть . 1....
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...
Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.
Правописание суффиксов -ик, -ек ....
конспект урока по русскому языку Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -."
Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».Цель урока:...
Конспект урока по русскому зыку на тему: "Другие суффиксы глагола"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Другие суффиксы глаголов"...
Конспект урока по русскому языку "Безударный гласный, проверяемый ударением" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Безударный гласный, проверяемый ударением" (4 класс)...