конспект урока по русскому языку Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Правописание суффиксов -ек и - ик | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание суффиксов имен существительных -ИК, -ЕК».
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;
Ход урока
1. Орг.момент
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?
На доске:
Котик, дедушка, рыбка, сапожник.
- Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованы суффиксальным способом, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Какие суффиксы помогли образовать эти слова? Выделите эти суффиксы. Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -н, -ушк.
- Как вы думаете, о какой морфеме пойдет сегодня речь на уроке?
- На уроке мы будем говорить о суффиксе.
Графический диктант
- Перед вами таблица. Отметьте истинные и ложные утверждения.
Суффикс – это часть слова
Суффикс – это маленькое слово.
- Суффикс служит для образования новых слов.
- Суффикс стоит после корня
Суффикс стоит перед корнем.
- Суффикс служит для связи слов в предложении.
- Суффикс может придавать слову оттенки значений.
Все суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение .
- У кого получилась цифра «5», тот отлично справился с заданием.
- Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. (Кто допустил ошибку, вам необходимо поработать над теорией по теме «Суффикс»)
2.Этап актуализации знаний
Постановка проблемы. Работа в группах по рядам.
1 уч-ся у доски
- Возьмите карточку № 1. Перед вами группа слов. Вам необходимо решить орфографические задачи. Я предлагаю вам поработать в группах по рядам.
- Проверим, что получилось:
- С непроверяемыми гласными в корне слова у вас не возникло проблем. Обратите внимание, слова для каждой группы были даны одинаковые, в какой части слова у вас возникли разногласия? (в суффиксах).
- Попытайтесь определить тему нашего урока (Правописание суффиксов – ик-, -ек-).
- Кукую цель мы поставим перед собой? (научиться правильно писать слова суффиксами –ик-, -ек-.)
- Какие задачи?
Узнать: в каких случаях пишутся суффиксы – ек -, - ик;
Выяснить: способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик;
Вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать эти суффиксы;
Учитель: Научиться: применять полученные знания.
На доске: Узнать: в каких случаях – …….
Выяснить: способ проверки ……….
Вывести: алгоритм ………
Научиться: применять …………
3. Этап выявления места и причины затруднения..
– Давайте заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».
– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–).
Построение проекта выхода из затруднения..
- Видите, у Вити возникла та же проблема, что и у нас. Я предлагаю построить проект решения этой проблемы.
- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике, можем попытаться вывести правило сами).
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Прием «Мозговой штурм»
- Положите перед собой карточку № 2.
- Прочитайте задание. Посовещайтесь в паре, наметьте план своей работы. Затем объединитесь в группы и попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Группа № 1
-Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
- К какому выводу пришла 1 группа?
Группа № 2
-Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
мячик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) мячика
Группа № 3
-Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.
– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
– Надо прочитать правило в учебнике. Откройте учебник на странице 115. Прочитайте правило.
– Итак, ребята 4 и 5 группы работали с научными источниками (учебником, справочником по русскому языку) и составили алгоритм действий, который поможет нам правильно писать суффиксы –ек-, -ик-.
Защита составленных алгоритмов.
Группа 4
Работа с правилом в учебнике
- Прочитайте правило на стр. 115, сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
- Оформите вывод в виде алгоритма.
Свой ответ начни со слов: чтобы выбрать букву гласного в суффиксах –ек, -ик надо…
Группа 5
Работа со справочником по русскому языку (школьника).
- Прочитайте правило на стр. 206, сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
- Оформите вывод в виде алгоритма.
Свой ответ начни со слов: чтобы узнать, какую букву писать с суффиксах имён существительных –ек, -ик необходимо…
- Итак, ребята поработали с учебником, со справочником по русскому языку и на основе готового правила вывели алгоритм действий при выборе суффиксов -ек- или -ик-.
1. Изменяю форму слова (нет) или много
2. Если (и), то – ик
3.Если (-), то – ек
Работа в парах
Проговаривание алгоритма.
- Проговорите алгоритм действий в парах.
Физкультминутка
4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (первичное закрепление материала, проверка знаний по эталону)
- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока? ( не знали как писать суффиксы –ек-, –ик-).
-А теперь как мы можем решить эту проблему? (Применить правило, алгоритм.).
- Используя алгоритм действий правописания суффиксов –ек-, -ик-, запишите слова в тетрадь. Объясните написания суффиксов.
На доске:
Платоч…к, билет..к, ореш…к, корабл..к.
- Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.
5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (решение учебных задач повышенной трудности
6. Обобщение
Фотодиктант
- Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы -ек или –ик.
- Запишите самостоятельно новые слова в тетрадь.
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте. Саша, прочитай слова с суффиксом -ик-, Лиза - с суффиксом –ек-. (Работа в парах, взаимопроверка, сравнение с эталоном)
8. Рефлексия
Домашнее задание. 1.Обязательно: стр.115 упр. 478;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне". 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации....
Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.
Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс
Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...