План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Чапаева Альбина Григорьевна

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". 

Тема: Роль приставок и суффиксов в словах

Цель урока:

1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс и определять их роль;

2. Учить различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Планируемые достижения:

1) Предметные

Знания: представления о морфемах (приставка, суффикс) и их роли в словах.

Умения: определять приставку, суффикс в словах и образовывать однокоренные слова с их помощью.

2) Метапредметные

- Познавательные: структурирование знаний о строении слова.

- Регулятивные:

1. Определять цель урока;

2. Оценивать степень успешности достижения цели;

3. Осуществлять самооценку.

- Коммуникативные:

1. Излагать свое мнение, аргументируя его;

2. Уметь договариваться при решении вопросов по теме урока (работа в группе.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pristavok_i_suffiksov_v_slovah.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Альбина Григорьевна, СОШ № 25

План-конспект урока по русскому языку

в 3классе

УМК «Планета знаний»

Тема: Роль приставок и суффиксов в словах

Цель урока: 

1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс и определять их роль;

2. Учить различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Планируемые достижения:

1) Предметные

Знания: представления о морфемах (приставка, суффикс) и их роли в словах.

Умения: определять приставку, суффикс в словах и образовывать однокоренные слова с их помощью.

2) Метапредметные

- Познавательные: структурирование знаний о строении слова.

- Регулятивные:

1. Определять цель урока;

2. Оценивать степень успешности достижения цели;

3. Осуществлять самооценку.

- Коммуникативные:

1. Излагать свое мнение, аргументируя его;

2. Уметь договариваться при решении вопросов по теме урока (работа в группе.)

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть на уроке русского языка. Давайте настроимся на работу:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

У нас всё получится!

Приветствуют учителя, проговаривают слова.

II. Подведение учеников к цели урока.

1) Речевая разминка.

- Ребята, вчера я нашла очень хорошее выражение для вас, но вот незадача – все мои листочки, на которых были записаны слова этого выражения, перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить это выражение:

Знания, работаем, а, оценку, на, не.

- Как вы понимаете смысл этой фразы?

- Как вы думаете, эта фраза могла бы стать девизом нашего урока? Почему?

2) Словарная работа

- Запишем слова, выделяя в них орфограммы:

Корабль, корзиночка, кораблик, костёр, корабельный, корзина, костры, корзинка.

- Сейчас я вам покажу карточки с этими словами, ваша задача – проверить, насколько правильно вы записали слова.

- Ребята, назовите «семейки» этих слов.

-Почему вы объединили эти слова в одну «семейку»?

- Как называется группа таких слов?

- Что у них общего?

- Выделим в словах корень.

- Что такое «корень слова»?

Учитель фиксирует ответ на доске.

- Какие слова у нас остались?

- Почему они остались? У них ведь тоже одинаковый корень.

- Хорошо. Давайте взглянем на первую «семейку» слов. С помощью чего образовалось слово «кораблик»?

- Действительно, это слово образовалось при помощи суффикса. Как называется этот способ?

А теперь запишем следующие слова:

«выходить», «заходить», «переходить».

- Что общего в этих словах?

- А чем они отличаются?

- Какая морфема придаёт им разное значение?

- А с помощью чего они образовались?

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Как можем сформулировать тему урока? «Роль приставок и суффиксов в словах».

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем о роли приставок и суффиксов в словах, а также научимся определять приставки и суффиксы в словах, образовывать однокоренные слова с их помощью.

1) Восстанавливают выражение:

Работаем не на оценку, а на знания.

Рассуждают.

2) Записывают слова, выделяют орфограммы, осуществляют самопроверку работ.

1) Корабль, кораблик, корабельный.

2) Корзина, корзиночка, корзинка.

- У них одинаковые корень

- Однокоренные слова

- Корень

- Корень – значимая часть слова.

- Костёр, костры

- Это всего лишь формы слова, у них поменялось окончание.

- Суффикс «-ик».

- Суффиксальный.

- Корень. Они однокоренные.

- оттенками значений.

- Приставка.

- Приставка.

- О приставках и суффиксах, как они образуют слова.

- Узнать, о роли приставки и суффикса в словах, научиться образовывать однокоренные слова с ними.

III. Освоение нового материала

1) Упражнение 6 на стр. 44 – устно.

- Посмотрите, под какой цифрой находятся однокоренные слова?

- Докажите.

- Что же тогда написано под цифрой 1?

- Почему?

- Какой вывод мы можем сделать по этому упражнению? Какова роль приставок и суффиксов в русском языке? Для чего они необходимы?

- Молодцы! А теперь посмотрите на доску, прочтите слова.

- Что вы заметили?

- Что у них общего?

- Чем они отличаются?

- Что обозначают эти слова?

- Какой вывод можем сделать?

1)

- Под цифрой 2.

- У этих слов одинаковый корень, а также есть приставки и суффиксы, которые немного меняют значение слова.

- Формы слова

- У этих слов меняется только окончание.

- В русском языке однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Если в слове меняется только окончание – это формы слова. Приставки и суффиксы помогают образовывать новые слова, чтобы в речи не было повторов.

- «Сторожка», «настороженный».

Мнение учеников может разделиться: это однокоренные слова, это разные слова.  

- Корень

- Значение слова совершенно разное.

- Слова могут иметь одинаковые корни, но разные значения. Тогда они не являются однокоренными.

Физкультминутка

- Если произносятся однокоренные слова, то вы хлопаете в ладоши, если форма одного слова – приседаете.

Начинаем?

Маленький – маленькая, маленький – малыш, маленький – мальчик, мальчик – мальчику, варенье – вареньем, варенье – сварил, повар - варит, повар – повара.

- Да!

IV. Применение освоенного в практической деятельности

1) Групповая работа

- Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Задача каждой группы – собрать слова из предложенных корней, приставок и суффиксов.

I, III, V группы: однокоренные слова к слову «школа»: при-, до-, вне-, -н-, -ник-

Школьный, пришкольный, дошкольный, внешкольный, школьник, дошкольник

II, IV, VI группы: Вода

-иц-, -н-, -ник-, -ян-, -чк-, под-

Водица, водный, подводный, подводник, водяной, водичка.

2) Самостоятельная работа

I вариант: упр. 2 стр. 17 в РТ

II вариант: упр. 3 стр. 17 в РТ

Взаимопроверка работ.  

- Школьный, пришкольный, дошкольный, внешкольный, школьник, дошкольник

Водица, водный, подводный, подводник, водяной, водичка.

V. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Что мы нацеливались узнать и научиться?

- Какова же роль приставок и суффиксов в словах? Для чего нужны приставки и суффиксы?

- Давайте проверим полученные знания и умения: подберите однокоренные слова к слову «лес».

- Где мы можем применить новые знания?

- Какая фраза явилась девизом нашего урока?

- Кто считает, что он сегодня потрудился не на оценку, а на знания и получил их?

- Те, кто считают, что у них сегодня всё получилось на уроке, похлопайте себе.

- Те же, кто считают, что им нужно еще поработать над этой темой, поднимите руки. В чём возникли трудности?

 Домашнее задание: упр. 1 стр. 16 в РТ, упр. 5 стр. 18 в РТ

- Мы нацеливались узнать о роли приставок и суффиксов в словах, научиться определять их в словах и составлять с ними однокоренные слова.

- Они образуют однокоренные слова

- Работаем не на оценку, а на знания.

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...