План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний".
Тема: Роль приставок и суффиксов в словах
Цель урока:
1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс и определять их роль;
2. Учить различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Планируемые достижения:
1) Предметные
Знания: представления о морфемах (приставка, суффикс) и их роли в словах.
Умения: определять приставку, суффикс в словах и образовывать однокоренные слова с их помощью.
2) Метапредметные
- Познавательные: структурирование знаний о строении слова.
- Регулятивные:
1. Определять цель урока;
2. Оценивать степень успешности достижения цели;
3. Осуществлять самооценку.
- Коммуникативные:
1. Излагать свое мнение, аргументируя его;
2. Уметь договариваться при решении вопросов по теме урока (работа в группе.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pristavok_i_suffiksov_v_slovah.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Альбина Григорьевна, СОШ № 25
План-конспект урока по русскому языку
в 3классе
УМК «Планета знаний»
Тема: Роль приставок и суффиксов в словах
Цель урока:
1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс и определять их роль;
2. Учить различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Планируемые достижения:
1) Предметные
Знания: представления о морфемах (приставка, суффикс) и их роли в словах.
Умения: определять приставку, суффикс в словах и образовывать однокоренные слова с их помощью.
2) Метапредметные
- Познавательные: структурирование знаний о строении слова.
- Регулятивные:
1. Определять цель урока;
2. Оценивать степень успешности достижения цели;
3. Осуществлять самооценку.
- Коммуникативные:
1. Излагать свое мнение, аргументируя его;
2. Уметь договариваться при решении вопросов по теме урока (работа в группе.)
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть на уроке русского языка. Давайте настроимся на работу: Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! У нас всё получится! | Приветствуют учителя, проговаривают слова. |
II. Подведение учеников к цели урока. | 1) Речевая разминка. - Ребята, вчера я нашла очень хорошее выражение для вас, но вот незадача – все мои листочки, на которых были записаны слова этого выражения, перемешались. Помогите мне, пожалуйста, восстановить это выражение: Знания, работаем, а, оценку, на, не. - Как вы понимаете смысл этой фразы? - Как вы думаете, эта фраза могла бы стать девизом нашего урока? Почему? 2) Словарная работа - Запишем слова, выделяя в них орфограммы: Корабль, корзиночка, кораблик, костёр, корабельный, корзина, костры, корзинка. - Сейчас я вам покажу карточки с этими словами, ваша задача – проверить, насколько правильно вы записали слова. - Ребята, назовите «семейки» этих слов. -Почему вы объединили эти слова в одну «семейку»? - Как называется группа таких слов? - Что у них общего? - Выделим в словах корень. - Что такое «корень слова»? Учитель фиксирует ответ на доске. - Какие слова у нас остались? - Почему они остались? У них ведь тоже одинаковый корень. - Хорошо. Давайте взглянем на первую «семейку» слов. С помощью чего образовалось слово «кораблик»? - Действительно, это слово образовалось при помощи суффикса. Как называется этот способ? А теперь запишем следующие слова: «выходить», «заходить», «переходить». - Что общего в этих словах? - А чем они отличаются? - Какая морфема придаёт им разное значение? - А с помощью чего они образовались? - Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Как можем сформулировать тему урока? «Роль приставок и суффиксов в словах». - Какую цель поставим перед собой на этом уроке? - Итак, сегодня на уроке мы узнаем о роли приставок и суффиксов в словах, а также научимся определять приставки и суффиксы в словах, образовывать однокоренные слова с их помощью. | 1) Восстанавливают выражение: Работаем не на оценку, а на знания. Рассуждают. 2) Записывают слова, выделяют орфограммы, осуществляют самопроверку работ. 1) Корабль, кораблик, корабельный. 2) Корзина, корзиночка, корзинка. - У них одинаковые корень - Однокоренные слова - Корень - Корень – значимая часть слова. - Костёр, костры - Это всего лишь формы слова, у них поменялось окончание. - Суффикс «-ик». - Суффиксальный. - Корень. Они однокоренные. - оттенками значений. - Приставка. - Приставка. - О приставках и суффиксах, как они образуют слова. - Узнать, о роли приставки и суффикса в словах, научиться образовывать однокоренные слова с ними. |
III. Освоение нового материала | 1) Упражнение 6 на стр. 44 – устно. - Посмотрите, под какой цифрой находятся однокоренные слова? - Докажите. - Что же тогда написано под цифрой 1? - Почему? - Какой вывод мы можем сделать по этому упражнению? Какова роль приставок и суффиксов в русском языке? Для чего они необходимы? - Молодцы! А теперь посмотрите на доску, прочтите слова. - Что вы заметили? - Что у них общего? - Чем они отличаются? - Что обозначают эти слова? - Какой вывод можем сделать? | 1) - Под цифрой 2. - У этих слов одинаковый корень, а также есть приставки и суффиксы, которые немного меняют значение слова. - Формы слова - У этих слов меняется только окончание. - В русском языке однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Если в слове меняется только окончание – это формы слова. Приставки и суффиксы помогают образовывать новые слова, чтобы в речи не было повторов. - «Сторожка», «настороженный». Мнение учеников может разделиться: это однокоренные слова, это разные слова. - Корень - Значение слова совершенно разное. - Слова могут иметь одинаковые корни, но разные значения. Тогда они не являются однокоренными. |
Физкультминутка | - Если произносятся однокоренные слова, то вы хлопаете в ладоши, если форма одного слова – приседаете. Начинаем? Маленький – маленькая, маленький – малыш, маленький – мальчик, мальчик – мальчику, варенье – вареньем, варенье – сварил, повар - варит, повар – повара. | - Да! |
IV. Применение освоенного в практической деятельности | 1) Групповая работа - Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Задача каждой группы – собрать слова из предложенных корней, приставок и суффиксов. I, III, V группы: однокоренные слова к слову «школа»: при-, до-, вне-, -н-, -ник- Школьный, пришкольный, дошкольный, внешкольный, школьник, дошкольник II, IV, VI группы: Вода -иц-, -н-, -ник-, -ян-, -чк-, под- Водица, водный, подводный, подводник, водяной, водичка. 2) Самостоятельная работа I вариант: упр. 2 стр. 17 в РТ II вариант: упр. 3 стр. 17 в РТ Взаимопроверка работ. | - Школьный, пришкольный, дошкольный, внешкольный, школьник, дошкольник Водица, водный, подводный, подводник, водяной, водичка. |
V. Рефлексия и оценивание планируемых достижений. | - Какую цель мы ставили в начале урока? Что мы нацеливались узнать и научиться? - Какова же роль приставок и суффиксов в словах? Для чего нужны приставки и суффиксы? - Давайте проверим полученные знания и умения: подберите однокоренные слова к слову «лес». - Где мы можем применить новые знания? - Какая фраза явилась девизом нашего урока? - Кто считает, что он сегодня потрудился не на оценку, а на знания и получил их? - Те, кто считают, что у них сегодня всё получилось на уроке, похлопайте себе. - Те же, кто считают, что им нужно еще поработать над этой темой, поднимите руки. В чём возникли трудности? Домашнее задание: упр. 1 стр. 16 в РТ, упр. 5 стр. 18 в РТ | - Мы нацеливались узнать о роли приставок и суффиксов в словах, научиться определять их в словах и составлять с ними однокоренные слова. - Они образуют однокоренные слова - Работаем не на оценку, а на знания. Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".
На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс
Цели: - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»; -учить классифици...
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....