Конспект урока русского языка " Сложные слова" 3 класс УМК " Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Анисимова Елена Гунаровна

Урок, реализуемый методом проектов

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

Цель:

 1. Познакомить с понятием «сложные слова»,  образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»

2. Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

3. Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда;

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность;

Форма обучения: групповая, проектная, фронтальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВ И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ 

( 3 класс)

Урок 40 ( урок, реализуемый методом проектов)

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

Цель:

 1. Познакомить с понятием «сложные слова»,  образованием сложных слов; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»

2. Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

3. Прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда;

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность;

Форма обучения: групповая, проектная, фронтальная.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

II. Актуализация знаний.

1 4 5  2  2 3 3

Чистописание

-Расшифруйте головоломку.

      Игра «Головоломка» Слайд 2

        rвfj         jоrg       wдzl        lоvu

        wвir       fgwо       зjzt         rвlt                                                                                                                                                                                  

        jsёz       djзw       qвvb       jfgo                  

        gдlh      dtrу         vuqи       vзgi          

        gвyt       rоdg       tjfд         usоl

        jпwg      ijрq         оlvz         yiвw

        gоnr      дdjq         ujаr.

   

- Начертание какой буквы сегодня будем повторять.

Выполните упражнение 3 раза.( на доску)

Запишите слова скороговорки, начинающиеся на букву В в 2 столбика.
- Какой принцип классификации вы выбрали?

Водовоз               вёз

Водопровод        вода

-Давайте вспомним, какие задания мы уже выполнили? ( головоломка, скороговорка, чистописание).

Что объединяет эти слова?

ΙII.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

3  4  1  3  3

Сформулируйте тему урока.

Какие цели вы поставите перед собой.

Какими средствами мы будем пользоваться для достижения поставленных целей.

Определите свое место на «Лесенке знаний».

Запишите 1 слово на выбор, докажите, что это сложное слово.

- Сколько корней в этом слове? (тоже два) А основ? (тоже две)
- Как называют слова, имеющие два корня? (дети высказывают предположения)
- Сегодня на уроке предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов. Какие слова мы называем сложными?

ӀV. Проектирование и фиксация нового знания (цель: формировать умение образовывать слова)

2,3,4,5, 3,3

Соедините части сложных слов

                Сад                              водить

                Рыба                           ходить    

                Пыль                           падать

                Снег                             ловить

                Пешком                      сосать

   
-Прочитайте слова.
-Выделите в каждом корень. Из корней образуйте новые слова.
- При помощи чего вам удалось соединить корни? (при помощи гласных о, е)
- Как бы вы назвали эти гласные?
(да, это соединительные гласные – орфограммы)

V. Развитие умений – применение знания.

1. Проект №1. Правописание соединительных гласных в сложных словах. ( презентация + памятка)

1, 3 ,4, 1, 2, 3

Работа с определением (с. 106).

– Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. ( )

Приведите свой пример сложного слова.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией

.

Слайд 18-27

Примета   для письма по памяти + игра «огоньки».

Звёздная карта неба - это опора мореплавателя, хлебороба и лесоруба.

2.Проект №2

Словарь народных примет. Результат деятельности – книжка- малышка.

3..Физминутка( автомобили)

Слайд 29

Какой предмет,обозначаемый сложным словом встретили?

Рассказ о слове. АВТОМОБИЛЬ. Заимств. из франц. яз. в конце XIX в. Франц. automobile является сложением греч. autos «сам» и лат. mobilis «двигающийся». Буквально — «повозка, движущаяся сама собой».

Вывод: иностранные слова также бывают сложными.

4. Умники и умницы

Слайд 30

Замените русскими синонимами –сложными словами- слова иноязычного происхождения:

Каллиграфия

Орфография

Проверь себя:

чистописание, правописание,

Слайд 31-32

Круглолица, черноброва,

 нраву кроткого такого.

                       А.С. Пушкин

- Для чего автор использует сложные слова?

Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)
- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.
- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)
- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами? Слайд - мастерская слова.
Работа по карточкам. Выберите и запишите черты характера, которые вам подходят, если вам не понятен смысл слова обратитесь к словарю.
Карточка.

 Самолюбивый,  трудолюбивый, лежебока,  слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.
Выдели корни, подчеркни орфограммы – соединительные гласные.

Составьте словесный портрет – описание своего одноклассника.
- Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите. 
- Какие слова вы записали? Как они образовались? Подчеркните орфограммы (соединительные гласные).
Составьте и запишите предложение о своём друге (подружке) используя сложное слово (черта характера или внешний вид)

5.Проект №3 Энциклопедия одного слова ( благо) презентация.

Слайд 33-41

6. Физминутка- игра.

Слайд 42-54

- Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то встают девочки, а если буквой Е, то встают мальчики. Договорились? Будьте внимательны! Начинаем игру!

7.Проект №4 «Орфографические стихи о соединительных гласных».

Результат- буклет.

Результат – буклет . (стихи зачитывают ребята в стиле рэп)

8.Проект №5 Фразеологизм - Вавилонское столпотворение.

 Слайд 55-60

9.Самостоятельная работа.

Слайд 62-67

 Замените одним сложным словом.

  • Сладкоежка
  • Книголюб
  • Лежебока
  • Водохлёб

VΙ. Итог урока.

4 2 3 2

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

-Определите свое место на « Лесенке знаний»

VΙΙ. Домашнее задание.

1) стр. 98 №6

2) для умников - найти слова ,  которые образованы из 3-4 корней или основ.

 3) Колобок- это сложное слово. Исследование.(по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа 2100". Тема: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

.Реализация ФГОС на уроках русского языка в 2 классе.Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова через систему упражнений.Форма урока: экскурсия  по зоопарку.Представлен кон...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 2100"

Тема урока: "Правописание удвоенной согласной на стыке приставки и корня". На данном уроке учащиеся, опираясь на знания состава слова, в процессе поиска делают открытие. Они приходят к выводу, что удв...

Конспект урока русского языка в 3 классе ОС"Школа 2100" по теме"Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Наречие как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина   ...

Конспект урока русского языка во 2 классе по ОС 2100.

Тема урока: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...