Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Тимофеева Татьяна Владимировна

Урок русского языка в 3 классе (ОС "Школа 2100")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Род  имен  существительных.

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цели: Сформировать умение определять род имен существительных.

Повторить тему «Состав слова», «Непроизносимые согласные»

Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

1 этап.

Самоопределение

к деятельности.

Минутка чистописания.

На доске:

*Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.

-Прочитайте слова, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она есть в каждом им. существительном этого ряда слов.

Какая это буква, и в каких словах она присутствует?

- Что объединяет эти имена существительные между собой?

- Какое существительное среди них лишнее?

-Подберите проверочные слова к остальным именам существительным.

( трость, весть, место)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:

*Ттр    рТт   Ттр   рТт

-Напишите эту цепочку в указанной последовательности.

1-2 мин.

(сегодня мы будем писать букву т . Она есть во всех именах существительных.)

(что?, имеют одну и туже орфограмму – непроизносимую согласную)            ( лестница , т. к.  непроизносимую Т нельзя проверить)

(В данном ряду три буквы, срочная р меняет свое место)

2 этап.

Актуализация знаний.

О какой части речи мы вели разговор на минутке чистописания?

Дома вы составляли портрет им. существительного.

-Какой  проект портрета  вам нравится, давайте выслушаем.

-У вас есть вопросы?

Как вы считаете, мы все узнали об имени сущ-м?

Давайте создадим лестницу успеха.

                                                 

                                 

                       -----------------------------

            Одушевленное и     неодушевленное

           --------------------------------------

   Сущ.- часть речи, кто? что?, предмет                              

-----------------------------------------------

Лестница продолжается, значит мы не все еще знаем, хотите узнать больше?

4-5 мин.

3 этап.

Постановка учебной задачи.

- Прочитайте слова:

 * П апа, мама, сестра  бабушка, сын брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, мужчина, женщина.

-Что в них есть общего?

-На какие группы можно разделить эти слова?

- Вы сейчас сказали, то о чем я собиралась вам рассказать.

В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.

Кто знает, какие слова – подсказки могут помочь при определении рода сущ-го? (Он- мой, она – моя)

На доске:

Мужской род              Женский род

  он-мой                              она – моя

Запись с комментированием «Цепочкой»

-Какие слова вы записали одушевленные или неодушевленные?

-А может ли  быть у неодушевленных сущ. род? Давайте проверим свои предположения?

Учебник с.19, упр. 231

Вывод: неодушевленные им. сущ. бывают и жен. и муж рода. Их род помогут определить слова- помощники, которые можно подставить к им. сущ.

4-5 мин. 

(все им. сущ)

(гр., обозн. мужчин и женщин)

4 этап.

Открытие нового знания.

-Прочитайте слова:

  *Окно, поле, солнце, гнездо.

-Определите род этих имен существительных. Даю на это задание 1 минуту.

- Можно ли к этим словам подставить слова- помощники жен. рода? Муж. рода?

Над каким вопросом подумаем?

-Какие есть идеи?

(Эти слова ни жен. , ни  муж. рода, значит есть еще какой- то род)

( К таким словам  можно оставить слова  оно – моё)

-Эти сущ. относятся к среднему роду.

Средний род

   оно-моё

-Распределив имена сущ-е по 3 группам, мы разделили их по родам

   Род- это грамматический признак имени существительного. В рус.яз  3 рода м,ж,и ср. р. Каждое существительное относится к одному из трех родов.

Давайте, определим каждый шаг определения рода имени существительного.

1. Читаю  слово – это существительное.

2. Подставляю слова- помощники.

     -он – мой   - это мужской род.

    - она –моя – это женский род

    - оно – моё – это средний род

                                                                                                                   

-А ещё вам поможет запомнить род сущ. стихотворение на с.21

7-8 мин.

5 этап.

Первичное закрепление

Физминутка.

Предлагаю вам отдохнуть, каждому ряду собрать в портфель тетради по назначению.

Земля, книга, школа – ж.р.

Дом. цветок, конь – м. р.

Окно, солнце, яблоко – ср.р.

6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Давайте попробуем, используя алгоритм составить словосочетание.

Упр.234.

-Поставьте  на полях плюс или минус за свою работу.

-Кто ошибся? В чем ошибка?

Как исправить?

Эталон на карточках

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

- Определите по желанию, какой род существительных вы хотите найти и выпишите  в тетрадь.

- Кто все выполнит можно любое слово разобрать по составу.

Проверка по индивидуальной доске.

*Ж.р.- машина, волна, лисица,

М.р.- глазик, дедушка, волосок

Ср.р.- Горло, поле, солнышко

8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

- Что нового вы узнали?

- Как можно узнать род существительного?

Д/з 1.Дополнить портрет им. сущ новыми сведениями.

       2. Сочинить стихотворение или сказку как каждое существительное имеет свой род.

2-3 мин.

Упражнение 234.

    Моя свеча – ж.р., моё озеро – ср. р., мой друг – м.р., моя дочка – ж.р.,   мой взгляд – м.р., моя вьюга – ж. р., моё ружьё – ср.р., моё полотно – ср.р., мой Андрюша – м.р., моё жилище – ср.р., мой кроссворд – м.р.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема:  Виды предложения по цели высказывания.

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цели: Сформировать умение определять виды предложений по цели высказывания

Повторить тему «Состав слова», «Морфологический разбор»

Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

1 этап.

Самоопределение

к деятельности.

Минутка чистописания.

На доске:

*Детский, тростник, громкий, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.

-Прочитайте слова, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она есть в каждом им. существительном этого ряда слов.

Какая это буква, и в каких словах она присутствует?

- Что объединяет эти имена существительные между собой?

- Какое существительное среди них лишнее?

-Подберите проверочные слова к остальным именам существительным.

( трость, весть, место)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:

*Тта    Тте  Ттё    …

-Напишите эту цепочку в указанной последовательности.

По карточкам:

1.Разбери выделенные глаголы как часть речи.

Колокол дремавший разбудил поля. Улыбнулась солнцу сонная земля.

2. Разбери по составу:

Бег, беговой, пробежка, бегун.

3. Проект «Глагол»

По изученным темам проведём пресс-конференцию.

1-2 мин.

(сегодня мы будем писать букву т . Она есть во всех именах существительных.)

(что?, имеют одну и туже орфограмму – непроизносимую согласную)            ( лестница , т. к.  непроизносимую Т нельзя проверить)

(В данном ряду три буквы, срочная р меняет свое место)

2 этап.

Актуализация знаний.

 Что читал(а) в своём задании

- Что такое предложение?

- Из чего оно состоит?

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

- От чего это зависит?

Давайте создадим лестницу успеха.                

                       -----------------------------

            Одушевленное и     неодушевленное

           --------------------------------------

 

Лестница продолжается, значит мы не все еще знаем, хотите узнать больше?

4-5 мин.

3 этап.

Постановка учебной задачи.

 Игра «Каждый свой домик»

ИНтерактив

- Прочитайте словосочетания.

-Прочитайте предложения. Какие знаки стоят в конце предложения?

-Как вы различаете словосочетания и предложения?

4-5 мин. 

(все им. сущ)

(гр., обозн. мужчин и женщин)

4 этап.

Открытие нового знания.

Учитель

 1) Наблюдение. Работа по учебнику

с. 118

-Кто изображён на картинках?

- О чём они разговаривают?

-Кто говорит на 1-й картинке? Прочитайте это предложение. С какой целью говорит Афанасий?

Итд

-Какие цели ставят перед собой люди, общаясь?

2) Работа в группах.

Предлагаю работу в группах. Уважаемые исследователи русского языка, прошу вас разобраться,  какие бывают предложения по цели высказывания, приведите свои примеры.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Почему предложения получили такие названия?

В повет. предл. голос понижается на слове, которое является главным по смыслу.

В вопросительном  предл. голос повышается на том слове, в котором содержится вопрос.

В побуд. предл. голос повышается на слове, выражающем совет, призыв, просьбу или приказ.

7-8 мин.

(сообщения, спросить,  попросить)

5 этап.

Первичное закрепление

Физминутка.

Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка для глаз.

 

ИНТЕРАКТИВ Виды предложений по цели высказывания

6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  Упр.385 с 119 устно

Проверка по эталону.

Эталон

Взаимопроверка

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

 Упр 387

Последовательность выполнения

  1. Чтение и определение вида предложения по цели высказывания.
  2. Выразительное чтение.
  3. Выписать слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением.

 

8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

- Что нового вы узнали?

 Лестница успеха.

Д/з 1. Проект «Предложение» С 119 правило, с 134 №1

2-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

урок русского языка 2 класс ОС 2100

урок русского языка 2 класс ОС 2100...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)

данная разработка урока может быть полезной  учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"

Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....