Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа 2100". Тема: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

.

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 2 классе.Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова через систему упражнений.

Форма урока: экскурсия  по зоопарку.

Представлен конспект урока с презентацией и разработанным дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok-_zoopark.zip2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 2 классе

 

Раздел: Правописание проверяемых  согласных на конце слова.

Тема: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова.

 

Тип урока: Открытие нового знания;

 Учебник «Русский язык», 2 класс,  Автор учебника : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Форма урока: экскурсия  по зоопарку

Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая

Цель: Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова через систему упражнений.

Планируемые результаты:

предметные:

  1. формировать понятие  оглушения звонких согласных на  конце слова, умение узнавать, придумывать  слова с этой орфограммой, выявлять её причину.

личностные:

  1. Определение жизненной позиции в вопросе охраны окружающей среды.
  2. проявление познавательной инициативы в оказании помощи редким животным.
  3. понимание причины успеха в учебной деятельности.

 Универсальные учебные действия:

Регулятивные

  1. Умение проводить сравнительный анализ слов, контроль.
  1. Проводить самооценку деятельности на уроке.

Познавательные

  1. На основе выделения существенных признаков формулировать  явление оглушения.
  2. Составлять  алгоритм рассуждения под руководством учителя.

коммуникативные

  1. Учить взаимодействовать друг с другом, работая в паре.
  2. Учить толерантному  поведению.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)                      

-Руки….

-Ноги…

Локти…

Спина…

- Сегодня на уроке мы посетим…….

- Отгадайте загадку……….

 В тихом райском уголке

Птицы распевают,

И невиданной красы

Звери проживают.

Люди добрые душой

Охраняют их покой.

Это – чудо, сказка, сад –

Наш любимый …

Слайд 3.

- Что  такое зоопарк?

Слайд 4. Зоопарк – специально огороженная территория, на которой содержатся дикие и домашние животные. Их содержат и разводят в целях просвещения населения (экскурсии, лекции ), сохранения редких видов и их изучения. (Из толкового словаря)

…на месте!

…на месте!

…у края!

…прямая!

Дети:  - Зоопарк!

Дети высказывают своё мнение.

ЦЕЛЬ: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Актуализация знаний (вызов)      (6мин)                  

Чистописание

--зоопарк----------------------------------------

- Это слово сложное. Как его объяснить?

Зоологический парк

- Придумайте предложение о зоопарке.

Запишите понравившееся.

Один ученик у доски записывает с комментированием.

В зоопарке живут дикие и домашние животные.

Приём «Кластер». Слайд 5

- Что вы записали?

- Из чего состоит предложение?

 - Из чего состоят слова?

- Какие бывают звуки?

- На какие группы делятся согласные?

- Какие бывают парные согласные звуки?

Звуки

               

гласные

согласные

ударные

непарные

парные

                           

глухие

звонкие

- Зоологический – обитают животные.

- Парк – возможность прогуливаться

Выслушиваются варианты.

Желающие записывают с доски.

- Предложение.

- Из слов.

- Из звуков.

- Звуки бывают гласные, согласные.

- Согласные делятся на парные и непарные.

безударные

- Бывают звонкими и глухими.

ЦЕЛЬ: Актуализация знаний детей по теме

УУД: познавательные,

регулятивные

             Динамическая пауза (2мин).

 Повторение парных звонких и глухих согласных.

Дети встают, поднимают руки вверх, называют звонкий парный согласный, опуская вниз – парный глухой. Таким образом, повторяют все парные по глухости – звонкости  согласные.

Дети встают, поднимают руки вверх, называют [б], опуская вниз – [п]  и т.д.

Использование здоровьесберегающей технологии

  1. Целепологание.(2 мин)

    Откройте учебник с. 136.

-  Прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать.

- Сформулируйте цель ближайших уроков.

- Научимся правильно писать проверяемую согласную на конце слова.

ЦЕЛЬ: прогнозирование предстоящей деятельности.

УУД: регулятивные

  1. Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (8 мин) Формулирование вывода  ( 2 мин)

     - Молодцы!   Послушайте стихотворение С.Маршака  «Где  обедал, воробей?» Наизусть читает подготовленный ученик, чтение наизусть сопровождается показом слайдов.

- Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

- Какие животные встретились воробью?

Слайд 12

- Произнеси слова, послушай из каких звуков они состоят. Сделай устно звуко – буквенный анализ этих слов.

- Что особенного заметили в произношении и написании этих слов?

- Запишите несоответствие в таблицу (работа парами).

- Во всех ли словах происходит несоответствие?

- На какой звук они заменяются?

- Где находятся эти звуки в слове?

Прочитайте вывод в учебнике на с. 136 и проверьте правильно ли вы рассуждали?

Что происходит с парными согласными в конце слова?

Слайд 12

Вывод: В конце слова без сомнения происходит оглушение.

Запишите слова, в которых происходит оглушение.

- Лев, лисица, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил.

- Несоответствие звуков и букв.

Дети заполняют таблицу.

- Нет, только в словах оканчивающихся парным звонким согласным звуком.

- На глухой парный согласный звук.

- В конце слова.

- Оглушаются.

Лев, морж, носорог, медведь.

ЦЕЛЬ: наблюдение и составление алгоритма действия

УУД: познавательные,

Регулятивные, коммуникативные

5)Постановка новой проблемы и поиск её решения. ( 5 мин.)

- Не возникает ли у вас ещё вопроса?

- Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

- Какова ещё цель нашего урока?

На этот вопрос вы ответите, когда выполните упр. №237

Запишите проверяемое и проверочное слово.

- Когда происходит оглушение?

Вывод: Оглушаются звонкие согласные в конце слов.

- Почему происходит оглушение?

- Высказывания детей.

- Узнать почему происходит оглушение?

Морж – моржу

-  Когда звонкий согласный звук стоит в конце слова

  1. Динамическая пауза (3 мин)

Мы шагаем в зоопарк,

Побывать там каждый рад!

Там медведи и пингвины,

Попугаи и павлины,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.

                         Все мы весело играем

И движенья выполняем.

Это - лев.

Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

Мишка головой мотает,

К себе в гости приглашает,

Он вразвалочку идет,

Танцевать с собой зовет.

А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

А вот добрый, умный слон

Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

Вот и вечер наступает,

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

Ученик заучивает стихотворение, запоминает движения и проводит динамическую паузу.

(Ходьба)

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

(Руки на поясе. Наклоны  вправо-влево)

(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)

(Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются)

(Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания и прыжки с хлопками над головой)

(Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны)

(Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево)

(Ходьба)

ЦЕЛЬ: профилактика переутомления

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (осмысление содержания). (2 мин.)

- Каких животных встретили и показали в зоопарке? Слайд 14.

- Найдите слова, в которых происходит оглушение. Докажите. Повторение правила.

-Сами придумайте подобные слова.

Лев, медведь, обезьянки, слон

- Лев, медведь.

- В конце слова парный звонкий,  значит происходит оглушение.

Высказывания детей.

ЦЕЛЬ: Развивать умение   применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

  1.  Самостоятельная работа с взамопроверкой  (5 мин).  Контроль  уровня  сформированности предметных компетенций.

       Выполни задания теста (работа в паре).

  1.   Обведите  слова, в которых происходит оглушение в конце слова.

Тигр, жираф, павлин, ёж, верблюд, попугай.

  1. Измени слова так, чтобы после выделенных согласных  были гласные.

Чиж, лебедь, дикобраз, енот, носорог

Жираф, ёж, верблюд.

Чижи, лебеди, дикобразы, еноты, носороги.

ЦЕЛЬ: Закрепление полученных знаний и умений

УУД: познавательные, личностные, коммуникативные

  1.  Рефлексия (2 мин)

  1. - Какую цель вы поставили в начале урока?  

  1. –Добились ли вы этой  цели? – Что вы узнали?

  1. – Объясните это явление.

-Оцените свою работу на уроке на двух отрезках:

-Отрезок каллиграфии и аккуратности

Отрезок знаний и умений.

Научиться писать проверяемую согласную в конце слова.

- Нет, мы наблюдали за оглушением.

- Оглушаются звонкие согласные в конце слов.

ЦЕЛЬ: Обобщение, формулировка вывода, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Оглушение звонких согласных в конце слова

Этот материал может быть использован на уроке открытия новых знаний по теме "Буквы звонких и глухих согласных на конце слов". К конспекту урока прилагается презентация для интерактивной доски....

План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу

Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...