План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цель урока:
формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи
Задачи урока:
образовательные: формирование интереса к учению, способности к самооценке,
развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков, устной и письменной речи, внимания;
развивающие: развитие монологической и диалогической речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;
воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь, развитие памяти, культуры общения, мышления, воспитание любви к Родине, уважительного отношения к мнению товарищей.
Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: исследование с элементами игры.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме урока, учебник русский язык 3класс, авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100», раздаточный материал, почтовый ящик.
Формирование УУД:
регулятивные: определение темы, постановка цели и планирование деятельности;
коммуникативные: работа в группах;
личностные: развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 477.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
русского языка в 3 классе,
УМК «Школа 2100»
Тема: «Понятие о местоимении.
Личные местоимения»
Разработала:
учитель начальных классов
МОКУ «Оватинская СОШ»
Каратаева Елена Михайловна
П. Овата, 2015 г.
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».
Цель урока:
формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речи
Задачи урока:
образовательные: формирование интереса к учению, способности к самооценке,
развитию навыков сотрудничества, развитие орфографической зоркости, каллиграфических навыков, устной и письменной речи, внимания;
развивающие: развитие монологической и диалогической речи учащихся, лексическая работа по обогащению речи, формирование коммуникативных умений и навыков;
воспитательные: воспитание ценностного отношения к русскому языку, стремлению совершенствовать свою речь, развитие памяти, культуры общения, мышления, воспитание любви к Родине, уважительного отношения к мнению товарищей.
Методы ведения урока: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: исследование с элементами игры.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме урока, учебник русский язык 3класс, авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, УМК «Школа 2100», раздаточный материал, почтовый ящик.
Формирование УУД:
регулятивные: определение темы, постановка цели и планирование деятельности;
коммуникативные: работа в группах;
личностные: развитие чувства уважения к традициям, друг к другу.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Давайте настроимся на работу (психологический настрой):
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
2. Постановка учебной задачи.
Учитель: Молодцы, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение. А пришла я к вам сегодня не одна, а со своим другом Ученым Котом. Я сейчас его вам представлю. (Видеофрагмент. Слайд 1)
Кот: Здравствуйте, ребята. Меня зовут
Василий. Я приехал к вам просить помощи. Дело
в том, что недавно я наводил порядок в своем
Лукоморье и нашел древнюю грамоту. Я очень
люблю раскрывать тайны прошлого, но, к сожале-
нию, не смог ее прочитать, так как часть слов не
сохранилась. Может быть, вы мне поможете
расшифровать написанное? (Грамота на доске).
Учитель: Ребята, поможем моему другу?
Василий, мы с детьми, конечно, постараемся для тебя. А ты пока можешь немного отдохнуть с дороги (учитель отключает проектор). Ребята, мне очень хочется, чтобы мы смогли помочь Ученому Коту, а то он очень сильно переживает, если не понимает чего-то, но для этого нам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата. Давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи. Запишем в тетрадях дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа). Мы сегодня продолжим работу над темой «Части речи». А о чем конкретно мы будем говорить, узнаем, когда расшифруем грамоту.
3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Минутка чистописания:
Буква Мм
Словарная работа:
Учитель: Вспомним словарные слова и запишем их в тетради под диктовку: машина, волшебный, серебряный, соловей. Выделите орфограммы. Проверка. (Слайд 2) Как вы считаете, на какие две группы
можно разделить эти слова? Что они обозначают? К
какой части речи относятся? (Ученики делят слова на
две группы на интерактивной доске. Отключение
проектора). Молодцы. А почему мы не можем расшиф-
ровать рукопись? (Потому что мы еще не все части
речи изучили). Продолжим наше исследование, попробу-
ем разгадать первый символ рукописи.
Игра «Молчанка»:
Учитель: Давайте встанем и повернемся друг к другу. Покажите жестами «Я», «Мы», «Ты», «Вы», «Он», «Они» (учитель крепит карточки на грамоту) Спасибо. Вы называли друг друга по имени? (Нет) А что делали? (Указывали). Значит, существуют слова, которые не называют кого-то по имени, а указывают на него. Давайте попробуем определить, к какой части речи они относятся? Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали «вместо имени», но затем буква «В» потерялась и слова стали как называться? (Местоимения). Правильно. Молодцы. Итак, тема нашего урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».
5. Работа по теме урока.
Учитель: Итак, мы с вами разгадали первый символ рукописи. Я думаю, Василий будет очень рад. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из розового конверта свиток такой же, как на доске. Мы будем в течение урока вместе
восстанавливать его: я на доске, а вы у себя. (Учитель крепит
на свитке слово: местоимение, дети вписывают слова в свои
свитки). Записали? Молодцы. Теперь давайте закончим
предложение. (Местоимение - это самостоятельная часть
речи, которая не называет предмет, а только указывает на него).
Мир местоимений широк и многообразен, без местоимений
нет языков. Чаще других мы употребляем личные
местоимения. А сейчас продолжим наше исследование.
Работа по учебнику:
Учитель: Откроем учебники на стр. 61, упр. 290. (Дети читают задание. Первое предложение выполняется коллективно, далее - работа в парах).
Учитель: Закончили работу. Назовите вставленные местоимения. Каких не хватает на доске? Давайте их добавим. Каким одним словом мы можем назвать слова, которые мы вписали в грамоту? (Местоимения). Какие слова вы заменили местоимениями? К какой части речи они относятся? Какой мы можем сделать вывод? (Отвечают на тот же вопрос, что и существительные. И заменяют их в предложении. Не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них). Давайте сравним свой вывод с авторским. (Учащиеся читают вывод авторов учебника на стр. 62.) Молодцы ребята. Мы на правильном пути.
6. Физминутка
Учитель: Вы наверное устали. Давайте немного отдохнем, и сделаем гимнастику для глаз. (Слайд 3) (Отключение проектора).
7. Работа по теме урока (продолжение)
Учитель: Продолжаем работу с учебником. Откройте упр. 292 на стр. 64. А теперь давайте послушаем диалог. (Учащиеся разыгрывают сценку):
– Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
– Да, хорошо.
– Мне нужна Маша. Скажи, пожалуйста, она дома?
– Нет, её нет.
– А Саша? Он дома?
Учитель: Что мы с вами прослушали? Сколько лиц участвуют в диалоге? Как назвал себя первый человек, участвующий в диалоге? Все вы можете сказать про себя я. А как вы все скажите про всех вас вместе? (Мы). Это первое лицо. (Учитель крепит местоимения в табличку на свитке). Кто является вторым лицом диалога? Как к нему обратился друг? (Ты). А как бы каждый из вас обратился к ребятам? (Вы). Это второе лицо. Ребята говорят о ком-то еще, кто не участвует в диалоге, т.е. о третьих лицах. (Саша – он, Маша – она). А как можно назвать Сашу и Машу одним словом? (Они). Это 3 лицо. Какой вывод
Мы можем сделать? ( Местоимения бывают 1, 2, 3 лица).
Как вы думаете, как мы их назовем? (Личными
местоимениями). Давайте заполним памятку-табличку,
которая лежит у вас на столе. Я думаю, в дальнейшей
работе она вам пригодится. А я пока заполню наш
свиток на доске. Посмотрите внимательно на таблицу
личных местоимений. У каких местоимений вы можете
определить род? Какой вывод можно сделать? (Род
можно определить только у местоимений 3 лица
единственного числа).
Учитель: Молодцы, ребята, мы смогли восстановить
грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи.
Думаю, Василий будет очень нам благодарен. Вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.
8. Физминутка.
Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте).
Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши).
Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте).
Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).
Учитель: Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки. (Я, ты,мы).А теперь я хочу проверить, как вы усвоили, что такое местоимение.
9. Самостоятельная работа.
Задания на интерактивной доске:
… нарисую тюльпан. А … что будешь рисовать?
Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Учитель: Подчеркните местоимения, определите лицо. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. (Закрыть шторку на проекторе).А теперь послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
Перечислите местоимения, которые вы услышали. Как вы думаете, зачем я прочитала вам это стихотворение? (Природа - это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней).
10. Развитие умений применения новых знаний.
Учитель: Наша степь богата растительным, животным
миром. У вас на столах лежат красные конверты,
в которых находятся карточки с изображением
животных, растений, птиц Калмыкии.
Наклейте картинки на ватман, подпишите их
названия. Посмотрите внимательно, во всех словах
спрятались другие слова-местоимения, выделите их.
Оформляйте ваш проект эстетично. По ходу
выполнения работы, посовещайтесь и выберите,
того кто будет защищать ваш проект. (Каждая
группа защищает свой мини-проект).
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте расскажем о наших успехах Ученому Коту. (Включаю интерактивную доску, появляется кот).Василий, мы смогли восстановить грамоту и разгадать все утраченные символы рукописи. Сейчас мы тебе её прочтём. (Дети читают весь текст коту Василию по грамоте.)
Кот: Ребята, вы такие молодцы! Вы - настоящие исследователи тайн русского языка.
Учитель: Теперь ты тоже знаешь, что такое местоимение, но чтобы ты лучше понял, ребята отправят тебе письма. Попрощайся с ребятами.
Кот: Спасибо, ребята, до свидания, до новых встреч! (Выключаю доску)
Учитель: А вы, ребята, действительно очень хорошо поработали. (Выставление оценок). В зеленых конвертах у вас лежат карточки с домашним заданием. Выньте их и положите в свои дневники.
11.Рефлексия
Учитель: Ребята, если вам понравился урок, вы считаете, что мы справились с исследовательской работой, положите свой свиток в зеленый конверт. Если вам было неинтересно, то – в красный и опустите в почтовый ящик. Мы отправим ваши письма Учёному Коту. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)
Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"
Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.
Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...
Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...
Конспект урока русского языка 3 класс, УМК "Школа России", Тема: «Изменение по родам местоимение»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изменение по родам местоимение»Цели деятельности учителя:формирование представления о личных местоимениях.Планируемые результаты:Предметные: - знать мес...