Изменение имен существительных по падежам (склонение) (Открытый урок)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Изменение имен существительных по падежам (склонение) | |
Целевые установки (планируемые результаты) | Предметные умения | УУД |
формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении | Определять падеж имени существительного, правильно ставить вопрос к имени существительному, писать орфограммы в новых словарных словах, писать слова с известными орфограммами. | Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала. Регулятивные: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания. Познавательные: получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам). Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание. |
Тип урока | Открытие новых знаний | |
Ресурсы | Учебник Соловейчик М.С. «Русский язык», 3кл., ч.1, наглядный и раздаточный материал, презентация. |
№ п/п | Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД | Методы и формы работы на уроке |
1. | Мотивирование к учебной деятельности (Приветствие, создание эмоционального настроя) | Мы сегодня отправляемся в море знаний. Если мы отправляемся в море, какой транспорт нам необходим? (ответы детей) СЛАЙД 1 Капитаном корабля буду я. Но капитан не может управлять кораблём без лоцмана. Кто такой лоцман? (ответы детей) СЛАЙД 2 Сегодня вы будете лоцманами. От вас зависит, насколько удачным будет наше путешествие. Отравляемся в плаванье. СЛАЙД 3 | Мотивация к учебно-познавательной деятельности Нам необходим корабль. Лоцман – это человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом | Личностные:(смыслообразование): мотивация учебной деятельности. Познавательные: знакомство с понятием «лоцман». | Фронтальный опрос |
Гимнастика для глаз | Прежде чем начнем писать, сделаем гимнастику для наших глазок. СЛАЙД 4 Анимированный с изображением рыбок. Рыбки весело резвятся В чистой светленькой воде, То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. «В пучине морской» (видео) | Фронтальная работа | |||
2. | Актуализация знаний (повторение материала) Повторение понятия «падежи», «именительный падеж | А теперь открываем тетрадки, от предыдущей работы отступаем 2 строчки и записываем число (Девятое ноября), на следующей строчке «Классная работа». -Пока вы делали записи в тетради, к нашему кораблю пристал бочонок, а в нём - вопросы. Лоцманы помогите, на них ответить. «Бочонок знаний» (вопросы записаны на листочках) -У кого оказался спасательный круг, тот выходит к доске. -Как изменяются имена существительные? (по числам, вопросам) -Как называют учёные такое изменение имён существительных? (по падежам) -С каким падежом мы уже познакомились? (именительным) -Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?) Хорошо вы справились с этим заданием! | Записывают число, «Классная работа» 4 обучающихся по очереди (как встанут у доски) вытаскивают вопросы из бочонка. Читают по одному и отвечают на вопрос. В случае затруднения отвечают остальные ученики. | Личностные: доброжелательность. Познавательные (логические): обобщение Регулятивные: выполнять учебные действия на основе материальных объектов. Коммуникативные: формировать своё мнение и позицию договариваться о распределении ролей. | Дифференцированный подход (работа с обучающимися с низким уровнем мотивации к обучению) |
3. | Постановка цели урока Упорядочение и название падежей | Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем эти предложения. Стоит машина. Подошел к машине. Сел в машину. Что объединяет все эти предложения? Одинаково звучит оно? Машина какая часть речи? В каком из этих предложений вам легко будет определить падеж имени существительного? - Что же делать с остальными существительными, которые отвечают на другие вопросы? -Кто из лоцманов догадался, над чем мы сегодня будем работать? Чему будем учиться? Правильно, мы сегодня с вами познакомимся с остальными падежами и их вопросами и тогда, наверняка, сможем решить нашу задачу с предложениями. - От старого моряка мне досталась одна карта-письмо, в котором написано, как найти одно из сокровищ знаний – названия падежей. Внимательно послушайте его и постарайтесь запомнить изменение имени существительного (приглашаю к чтению письма заранее подготовленного ученика) ПИСЬМО Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя. И решили назвать Именительным. Родился – стал Родительным. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, и его за проделки винили. И он стал Винительным. Подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
-О ком или о чём идёт речь? (о падежах) -Какие названия падежей вы запомнили? -Уточним, все ли падежи мы назвали. -Откройте судовой журнал на странице 79. Ведь сегодня мы на корабле, а значит учебник – это судовой журнал. Учитель открывает на доске прикреплённые таблички-названия падежей в хаотичном порядке. -На море случился шторм, и падежи перепутались. Давайте расставим падежи в нужном порядке. Кто справится с работой лоцмана в море знаний? Все согласны? Давайте проверим. СЛАЙД 5 с падежами в правильном порядке. -Что поможет нам определить падеж имени существительного? (вопросы и предлоги) - Кто заметил, у какого падежа нет предлогов? (именительного) Запишите вопросы и предлоги в таблички-памятки, которые находятся у вас на партах. -А теперь уточним падеж →вопросы →предлоги. Говорим хором. Одновременно с проговариванием дополняется СЛАЙД 5. | Выдвижение гипотезы, постановка цели Слово машина. Нет, изменяется окончание. Имя существительное. Стоит машина. И.п. Определяют и затрудняются. Мы познакомимся с остальными падежами имён существительных и научимся их определять. Опережающее обучение Читает заранее подготовленный ученик Слушают сказку, пытаются запомнить названия падежей. О падежах Перечисляют Открывают учебник, уточняют порядок падежей. Выходят к доске, устанавливают правильный порядок. Представление знаний. Вопросы и предлоги. У именительного. Дети заполняют индивидуальную табличку вопросами и предлогами (в ней уже записаны падежи). Обучающиеся проверяют, проговаривают хором вопросы. | Личностные: уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу. Личностные: уважительное отношение к чужому мнению Познавательные (логические): сравнение. Регулятивные: выполнять действия в материальной форме. Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии. | Дифференцированный подход Фронтальный опрос Опора на мотивированных детей Фронтальный опрос Работа по учебнику (поисковая деятельность) Дифференцированный подход (дети с низкой мотивацией) Фронтальный опрос Самостоятельная и индивидуальная работа Коллективная работа |
4. | Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия) Создание проблемной ситуации | -В море знаний мы нашли еще одно сокровище – вопросы и предлоги. А теперь, уважаемые лоцманы, нужно правильно ими воспользоваться. -А для этого нам поможет инструкция в судовом журнале с. 80. -Ознакомьтесь с ней. -Уточним шаги, по которым будем определять падежи имён существительных. СЛАЙД 6 –алгоритм - Используем наши сокровища знаний. Выполним задание. Смотрим все внимательно на доску. Все вместе опираясь на алгоритм выполняем задание. Мечтаю о путешествиях. Что делаю? Мечтаю, мечтаю о чем? О путешествиях. О путешествиях Пр.п. - А теперь прошу выходить по очереди ребят, у которых на парте якорь с номером. В таком порядке и выходите. Задание записано на доске: плывём по морю Д.п. вижу капитана В.п. нет капитана Р.п. -Как быть, если существительное отвечает на один и тот же вопрос? Всегда ли это родительный и винительный падеж? Как определить? - Выясним, верны ли наши предположения в судовом журнале с. 80. Обрати внимание! | Планирование деятельности Дети работают по учебнику, дают пошаговую инструкцию. Таблица-памятка Вызванные ученики выполняют у доски, остальные – в тетрадях. Задавать два вопроса | Познавательные: построение рассуждения Регулятивные (контроль): осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Работа по учебнику (поисковая работа) Фронтальный опрос (дети с низким уровнем мотивации) Опора на мотивированных детей Проблемное обучение Работа по учебнику. Работа с детьми с низким уровнем мотивации. |
5. | Осмысление (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) | Продолжение работы. А теперь самостоятельно каждый в своей тетрадке выполняет задание опираясь на алгоритм действу так и обрати внимание! причалил к берегу одевать ботинки стоял на палубе - Узнаем, удалось ли вам, товарищи лоцманы, без капитана справиться с работой. Обменяйтесь тетрадями и проверьте. | Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из учебника, знакомство с понятием «прогары» Регулятивные (прогнозирование): предвидеть уровень усвоения знаний Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль | Самостоятельная работа Взаимопроверка Фронтальный опрос |
Физминутка | СЛАЙД 7 Встали все на палубе и разомнемся немного! Упражнение называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля»- вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух»- вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем. | Повторяют движения. | Коллективная работа | ||
6. | Закрепление. | Смотрите, ребята, СЛАЙД 8 мимо корабля пролетела чайка и сдула все падежные вопросы. Помогите капитану собрать их по группам. У вас на партах такие же вопросы, работаем в парах. Пара, которая справится первой выходит к доске и составляет пары, остальные проверяют. Пока дети выполняют задание раздаю якорь и спасательный круг. Молодцы, ребята! | У детей лежат карточки с падежными вопросами. Складывают вопросы парами. Проверка: Выходят к доске и составляют правильно пары вопросов. Остальные дети сравнивают. | Личностные: умение сотрудничать. Познавательные: классификация по заданным критериям. Регулятивные (контроль): сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | Работа в парах |
7. | Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке) | - Чему мы сегодня научились в море знаний? А теперь вернемся к нашим предложениям, можем ли мы теперь определить падеж этих существительных? Приглашаю учеников по очереди определить падеж имени существительного. | Научились определять падеж имени существительного. Узнали новые падежи и вопросы к ним. Промежуточная рефлексия Дети по очереди выходят к доске и определяют падеж. | Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость. Познавательные (общеучебные): рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Коллективная работа Фронтальный опрос |
| -Как вы думаете, справились ли вы с работой лоцмана? У вас на партах лежит якорь и спасательный круг, если вы, считаете, что вам легко было работать – поднимите в руке якорь, если работа вызвала затруднение – спасательный круг. -Вы сегодня молодцы. В нашем плавании мы не только нашли сокровища, но и сумели правильно ими распорядиться. СЛАЙД 9 Домашнее задание с.79 выучить падежи, упр.205 (учебник) | Дети поднимают руки с соответствующими предметами. Проведение самооценки | Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные (общеучебные): контролировать и оценивать результат деятельности | Коллективная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам"
В основу урока положена дидактическая система Яновицкой Е.В." Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться в условиях коллективного обучения в современной общеобразова...
Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...
Урок по русскому языку для 3 класса на тему:"Изменение имен существительных по падежам (склонение)"
Урок интересен своими разнообразными видами деятельности на уроке. И отвечает всем параметрам ФГОС....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имен существительных по падежам (склонение)"
Цель урока: дать первоначальное представление о склонении имен существительных. Задачи: Образовательные: - ввести термин "падеж" и "склонение"; - познакомить с названиями падежей, шестью парами падежн...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."
Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по падежам. Склонение."...