Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чиркова Елена Владимировна

Формирование понятия “орфограмма”.

Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка 3 класс42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе "Слова с безударными гласными в корне"

Цели урока:

Формирование понятия “орфограмма”.

Дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.

Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Развивать умение строить предложение.

Расширять словарный запас.

Воспитывать аккуратность.

Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Схема-опора “Ёлка”;

Веер с гласными;

Конверт с заданиями;

Искусственная ёлка;

Ёлочные игрушки;

Предметные картинки;

Карточки-снежинки;

Таблички.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель:

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

2. Подготовка к изучению темы урока.

Учитель показывает конверт.

- Его принёс почтальон, но он не открывается.

Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дне короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

- Какое сегодня число? Месяц? (19 декабря)

- Что за слово декабря? (словарное)

- Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

- Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

- Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

- Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)

- Прочтите пословицу: “Декабрь год кончает, зиму начинает”.

- Как вы понимаете её смысл? Объясните.

3. Чистописание.

а) Дети произносят хором:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

И от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число.

б) Целеполагание.

Схема-опора.        - Посмотрите на таблицу.

- Какие тут спрятаны буквы?

- Как одним словом их можно назвать?

- Какая цель нашей работы на уроке?

(Правописание безударных гласных.)

- Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.

в) Письмо цепочки букв: о  а  е  я   и

г) “Вопросы задаёт декабрь”.

- Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные.)

- Почему? (Они слышатся нечётко.)

- Какие слова являются проверочными? (Где гласный стоит под ударением.)

- Как найти проверочное слово? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная чётко слышалась. Подобрать однокоренное слово.)

Дети произносят хором стихотворение о проверке слов с безударной гласной:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

4. Словарная работа (с предметными картинками).

Учитель:  Декабрь будет загадывать вам загадки, а вы должны записывать ответы в два столбика: с непроверяемыми безударными гласными, с проверяемыми безударными гласными.

- Какие это слова?

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?   (ворона - ворон)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.  (снегирь – снег)

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.       (сорока)

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа.  (сова – совы)

Проверка:

- Какие слова являются словарными?

- Какие слова можно проверить?

Итог

- Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

5. Развитие речи

- Как назвать одним словом всех этих птиц? (Зимующие.)

Учитель: “Сели на ёлку ворона, снегирь, синица, сорока”.

(Прикрепляет на искусственную ёлку картинки птиц.)

- Как помочь зимующим птицам? (Их надо подкармливать.)

- Закончить предложение с доски:

Всю зиму в наших лесах живут … (снегири, дятлы, сороки, вороны.)

(галки, клесты, синицы.)

Учитель:

“Декабрь рассыпал снежинки на парты”.

Задание по вариантам на бумажных снежинках: вставьте в словах пропущенные буквы и подчеркните главные члены предложения.

1 вариант - Наступили сильные м_розы.

2 вариант - Снег завалил с_довые дорожки.

3 вариант - Птицы з_мой голодают.

4 вариант – Дети устроили для птиц к_рмушки.

5 вариант – Девочки насыпали пш_на.

6 вариант – Г_лодные птицы быстро склевали корм.

Проверка

- Взаимопроверка.

- Общая проверка: Какие буквы вставили? Назовите главные члены предложения.

- Прочитайте предложения по порядку.

- Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)

- Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)

6. Фонетическая разминка.

- Прослушайте стихотворение Дьякова “Зима”:

Ой, ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела,

Все поля снежком покрыла,

Все овражки завалила,

Льдом одела озеро,

Речку заморозила.

Задание:

- Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.зам_ла         -         мёл

зав_лила         -         завал

зам_розила         -         мороз

Итог - Безударную гласную нужно проверять ударением.

7. Физкультурная минутка.

А сегодня у зимы новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

Чтобы сильным быть и ловким,

Приступаем к тренировке.

- А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

- А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка потолки ледяные,

Высоки-превысоки кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка!

Здравствуй, зима!

8. Работа над закреплением правописания безударных гласных в корне слова.

а)- Отгадать надо загадку:

Гость гостил, мост мостил

Без топора, без клиньев.

(мороз)

б) - Образуйте однокоренные слова с корнем – мороз -.

(морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить)

в) - Разберите по составу слова: заморозки, морозный.

г) - Самопроверка (на табличке)

Учитель:

- Ребята, я прочитаю предложения, а вы должны назвать слова-синонимы, близкие по значению слову мороз.

Подула зима … , шлёт мороз за морозом. (холодом)

Скоро выйдут муравьи после зимней … . (стужи)

- Объясните смысл этих слов:

ХОЛОД – низкая температра воздуха.

СТУЖА – сильный холод, мороз.

Итог

- Молодцы! Все справились с заданием. Придумали много слов с одинаковым корнем, правильно подобрали синонимы, без ошибок разобрали слова по составу.

9. Устная орфографическая разминка (с веером) – обратная связь.

Показ буквы и название проверочного слова:

Б_льшой, в_твистый, в_здушный, д_лёкий, кр_кливый, с_сновый, зам_рзать, высл_дил, записать.

Итог

- Учились подбирать проверочные слова.

10. Запись “снежных” слов под диктовку.

Задание: Выделить корень и поставить знак ударения.

Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежник, снегирь.

Проверка выполнения задания:

- В каких словах гласная в корне безударная?

(снежинка, снеговик, снегирь)

- Какие слова можно считать проверочными?

(снег, снежный, подснежник)

- Назовите два признака, по которым вы определили проверочные слова.

Подбираются однокоренные слова.

Сомнительная гласная стоит под ударением.)

Итог

- Молодцы! Не дали “снежным” словам заморозить нас. Правильно выделяли корни в словах, ставили ударение и находили проверочные слова.

11. Закрепление

Учитель читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена “Ель”.

Беседа:

Приближение какого праздника описывает в своей сказке Андерсен? (Новый год)

Что является главным украшением праздника? (Ёлка)

Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, названия которых мы проверим:

Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки.

Обобщение

- Что мы должны помнить, чтобы правильно писать безударную гласную в корне слова?

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на уроке. И за это дедушка Декабрь прислал вам приглашение на ёлку. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс

Конспект урока по русскому языку пригодиться  при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку. Безударная гласная в корне слова

Цели урока:  уточнение знаний учащихся о правописании безударной гласной в корне слова; развитие умения распознавать слова с безударной гласной: обогощение словарного запаса; развитие логического...

Конспект урока по русскому языку : "Безударные гласные в корне слова"

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.Задачи:формировать умение видеть орфограмму в корне слова;познакомить с особенностями проверяемых и проверочных сло...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...