Конспект урока по русскому языку : "Безударные гласные в корне слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Гасанова Эльнара Алиевна

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

  • познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. Т. Г. Рамзаева, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (приложение 1), презентация (приложение 2), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye_v_korne_slova_2_klass.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. Т. Г. Рамзаева, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (приложение 1), презентация (приложение 2), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой на работу.

С помощью игрушки, которая называется “Маска”Настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.

II. Проблемная ситуация

- Послушайте рассказ об одной ошибке. (1 слайд, приложение 2)

Дима написал своему другу Пете sms-сообщение: «Приходи вечером с мечом, сыграем».

Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»

Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»

- Почему друг не понял Диму?

- Какой закон письма не знает Дима?

(Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)

А вы хотите, чтобы вас понимали?

- Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?

(Потому что на дворе зима)

Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.

Снимите наклейку и прочтите тему урока.

III. Определение темы урока и учебной задачи

- Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?

(Отличать проверяемые слова от проверочных)

- А чему я вас сегодня должна научить?

(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)

IV. Работа по открытию новых знаний

1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд, приложение 2)

м … чи
п…ля
ш…ги
сл…ды
л…сты

- Найдите в тетради задание под номером 1.

Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки.

Прочтите, что у вас получилось.

1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.

2) - В какой части слова могут быть безударные гласные?

Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.

Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится.

- Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради.

Первое слово разберем с объяснением у доски.

2. Подснежники, снега, (замело) снегом

Второй человек у доски разбирает два остальных слова.

- Обозначим ударение.

- В какой части слова находятся безударные гласные?

3) Читаем вторую справку.

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк.

Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.

- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне.

Это – проверяемые слова.

- А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.

3. сн…га –

сн...га -

Прочтите, какое проверочное слово записали?

Снегом.

- Объясните, почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)

- Что используется для проверки? (форма слова)

- А кто по-другому проверил? (подснежники)

- Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)

- А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова) (3 слайд, приложение 2)

4) Читаем третью справку.

Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с ударным гласным в корне.

- У слова снег много родственников.

- Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные)

- Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу)

Физкультминутка (слайд 4, приложение 2)

V. Закрепление изученного

Прочитайте стихотворение «Снежная сказка».

Читаем вслух.

 «Снежная сказка»

Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.

У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лед сн…гурки.

- Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви)

Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.

- А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова.

- Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. (Вставьте пропущенные буквы. ыделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)

Дети выполняют задание.

- Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?

 - Смотрим следующее задание.

5. Запишите проверочные слова к слову зима.

З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать, перезимовать, зимовка.

Дети называют по одному слову, записываем по одному слову.

Выделяем корень. Обозначаем ударение.

- Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова)

- Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом)

- Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы? (однокоренные слова)

- А почему исключаем слово зимы? (это другая форма слова зима)

- Продолжим это ряд однокоренных слов.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

- В чем особенность проверочных слов? (в проверочном слове гласный в корне ударный)

(5 слайд, приложение 2)

Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.

Озимые культуры. Озимые хлеба.

Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур. 2) Поле, занятое посевами озимых культур.

 - Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом)

- Продолжите поговорку «Много снега - …» (много хлеба)

VI. Самостоятельная работа

- Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.

Зимой.

Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.

- Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

- Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд, приложение 2)

- Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.

VII. Итог.

- Какие слова называем проверяемыми? (У которых безударный гласный в корне)

- Какие слова называем проверочными? (В которых гласный в корне под ударением)

VIII. Рефлексия.

- Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета.

- Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.

  • Красный – Работой своей доволен. Все получилось.
  • Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
  • Синий – Работал не очень активно. Было трудно.
  • Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьнико...

Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс

Конспект урока по русскому языку пригодиться  при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....

Открытый урок по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 3 класс

Урок интересный. На протяжении всего урока учащиеся повторяют и обобщают правописание слов с безударной гласной в корне слова. Учатся распознавать на слух безударные гласные.Основные моменты урока и з...

Конспект урока по русскому языку. Безударная гласная в корне слова

Цели урока:  уточнение знаний учащихся о правописании безударной гласной в корне слова; развитие умения распознавать слова с безударной гласной: обогощение словарного запаса; развитие логического...

Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»

Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»...

Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...