Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тагаева Вера Николаевна

 

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражнений

Задачи урока:

а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными, используя разные способы проверки;

б)  развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес и умение использовать ранее полученные знания;

        в) способствовать развитию речи обучающихся, обогащению словарного запаса, воспитывать бережное отношение к родному языку;

г) воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение сотрудничать;

д) создать условия для актуализации опыта обучающихся, дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование: опорная таблица «Как искать проверочные слова для корня», таблички со словарными словами, раздаточные карточки для домашнего задания, листочки для словарной работы, аудиозапись песни «Песня про зарядку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russogo_yazyka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л. И. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» 2 класс, Москва: «Просвещение», 2008 год.

Тема урока: Способы проверки написания безударных гласных в корне слова

Тип урока: закрепление изученного

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражнений

Задачи урока:

а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными, используя разные способы проверки;

б)  развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес и умение использовать ранее полученные знания;

        в) способствовать развитию речи обучающихся, обогащению словарного запаса, воспитывать бережное отношение к родному языку;

г) воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение сотрудничать;

д) создать условия для актуализации опыта обучающихся, дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оборудование: опорная таблица «Как искать проверочные слова для корня», таблички со словарными словами, раздаточные карточки для домашнего задания, листочки для словарной работы, аудиозапись песни «Песня про зарядку».

Ход урока

Организация

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Учитель: На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и  сегодня работа будет эффективной.

- А что вам нужно для этого? (быть внимательными и старательными)

Постановка темы и цели урока

Цель: повторение изученного материала, необходимого для решения учебной задачи урока

Задание: Прочитайте слова, записанные на доске:

Трава      травяной      травы

Моря       морской       море

- Что общего у каждой группы слов? (однокоренные, слова с безударными гласными в корне, проверочные)

- Кто может назвать тему нашего урока? Чем будем заниматься? (находить в словах безударные гласные, проверять их разными способами, учиться писать грамотно, развивать свою речь, помогать друг другу и т.д.) ___________

 Работа по теме урока

Цель: закрепить различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражнений.

1 Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Составьте словарный диктант из 6 слов на тему «Люди». Запишите слова с «окошками» на  листочках для словарной работы.

 Обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища (если дети встречают затруднения, то могут воспользоваться помощью словаря из учебника).

Проверка по табличкам из демонстрационного  материала.

(орфографическое чтение)

- Кто не сделал ни одной ошибки? Кто обращался к словарю?

2 Упражнения в подборе проверочных слов для слов с безударной гласной в корне

Учитель: А всегда ли безударные гласные непроверяемые? (нет, в русском языке во многих словах безударную гласную можно проверить, мы уже это делаем)

- Объясните, как нужно поступить при поиске проверочного слова? (дети формулируют алгоритм)

На доске появляется опорная таблица «Как искать проверочные слова для корня»

а) из двух слов в колонке слева выбери проверочное

Окна, в окне – окно

Стекло, стекла – в стекле

- Каким способом проверки корневой орфограммы воспользовались в данных случаях? (изменением числа имени существительного)

б) узнай безударную гласную, подбери сам проверочное слово, изменяя число имен существительных

п_ро           гл_за

ст_лбы       сн_га

гр_чи          дв_ры

Проверка учителем выборочно

Физминутка музыкальная (с движениями)

в) выбери и вставь нужную букву

Ст(е,и)кло, в(а,о)ренье, кр(а,о)снеет.

- Назовите проверочные слова. Какой способ проверки безударной гласной выбрали? (изменение числа сущ., подбор однокоренного слова)

- Как рассуждали? (варенье - значит варят, краснеет - значит красный).

- Как же можно действовать, чтобы найти проверочное слово для корня? (подобрать проверочное слово, объяснив значение слова).

г) объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл (на интерактивной доске текст).

В нашем краю растут густые л(е,и)са. Под елью с(е,и)дела л(е,и)са. Бабушка пос(е,и)дела от горя (у доски ученик)

- Что помогло выполнить это задание? Нужно ли иметь развитую речь?

Сделай вывод:

Подбор проверочных слов должен проводиться с учетом значения слова.

Для того чтобы пользоваться разными способами проверки безударных гласных нужно иметь развитую речь.

д) подбери проверочное слово, подобрав однокоренное (коллективная устная работа)

-  заменяя  прилагательное существительным: р_гатый, м_довый, гл_зной;

-  заменяя глаголы существительными: пл_сать, св_тлеть, с_рить;

-  заменяя проверяемое «ласковым» словом: л_сты, з_рно, ч_сы.

- Что вам необходимо делать, чтобы правильно выбрать букву гласного звука в корне? (подобрать проверочное слово) Что для этого можно сделать? (изменить форму слова, подобрать однокоренное, используя разные способы подбора).

Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

Задание по индивидуальным карточкам

- Подчеркни все безударные гласные корня, которые ты можешь проверить.


Вершина горы была еще далеко. Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда. Мы шагали по тихой лесной тропинке. Как красивы узоры на оконном стекле!


- Если вы в тексте нашли больше десяти слов с безударной гласной в корне и смогли проверить ее, вы работали сегодня очень хорошо. Молодцы!

- Убедились ли вы в том, что теперь сможете правильно писать слова с безударными гласными?  Что интересного и полезного вы сделали на уроке?

Что нужно еще каждому из вас сделать, чтобы уметь находить слова с безударными гласными и применять изученные   способы проверки написания безударных гласных в корне слова?  (повторить правила, выполнить упражнения, пополнять словарный запас)

Задание на дом

Цель: самостоятельно применять полученные знания на практике

Предложенные карточки  для самостоятельной работы дома, помогут вам достичь цели.

(Домашнее задание по индивидуальным карточкам составлено в зависимости от достижений каждого ученика) Спасибо за урок!

Приложение

Виды карточек для домашнего задания

От данного корня образуйте слова с безударной гласной:

  Мед -                миг -         клен -

 Лист -              низ -          сад -

 Лис -                нов -          лес -

Выбери и вставь нужную букву, проверь:

Пл(я,е)сун, т(а,о)чить, в(е,и)ршина, ц(е,и)нить, д(о,а)леко, дв(о,а)ровый,

в(а,о)рить, х(о,а)дить, л(е,и)пил.

Подбери проверочные слова, заменяя проверяемое «ласковым» словом:

пч_ла          дв_ры           з_рно

п_тно          м_сты           к_за

гн(е,и)здо    д(о,а)ма        з(и,е)ма

Вставь пропущенные гласные. Проверь, используя разные способы:

Гр_ница, в_ршина, дл_на, г_лубка, б_да, к_нец, кр_льчата, ж_ра, м_рщинка, см_льчак, ст_рожка, пл_щадка.

Подбери проверочное слово, состоящее из корня:

 Г_дочек, пог_стиь, д_дуля, д_нек, к_мочек, сл_ниха, дв_ровый, л_сничий,    ж_рища.

 

Записать сначала слова с проверяемой гласной, а затем- с непроверяемой безударной:

Р_бята, б_льница ,п_льто, п_суда, зв_зда, пл_ток, запл_сали, к_рмушка, _дежда, л_нивый, тр_винка, сн_говик, к_пуста.

Подбери проверочные слова, заменяя глаголы существительными:

г (а,о)стить        зал(е,и)денеть

прих(а,о)дить     вым(а,о)зать

прих(о,а)дить      св(и,е)стеть

     

        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – сказка Тема: Проверка написания безударных гласных в двусложных словах.

Урок – сказка русского языка во 2 классе по тема: «Проверка написания безударных гласных в двусложных словах». Цели: формирование умения проверять написание безударных гласных в словах путём изме...

Закрепление знаний написания безударных гласных в корне слова.

Цели урока: развивать умение обнаруживать орфограммы....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Проверка написания безударных гласных в корне слова»

Урок русского языка во 2 классе, обучение по учебнику "Русский язык" авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Образовательная цель данного урока: развивать орфографические умения написания слов с безударной ...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова".

Конспект урока русского языка во 2 классе "Алгоритм проверки написания безударных гласных в корне слова"....

Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове.

Презентация для уроков русского языка в 1 классе по теме"Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове"....