Конспект урока. Тема: "Винительный падеж имен существительных".
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Воронкова Елена Анатольевна

Тема урока: «Винительный падеж имён существительных»

Цели урока:

- ознакомить с особенностями винительного падежа; 

- развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с особенностями винительного падежа;

- научить находить имена существительные в винительном падеже в тексте.

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение»                                                                                            2013; презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wd0000024.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приёмы

Хоронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

1. организация рабочего  места

- слово учителя

актуализация знаний

Словарная работа

- практический: выделение орфограмм;

- словесный: беседа

3. целеполагание

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться.

- Прежде, чем мы начнём, поработаем со словарными словами.

- Я вам буду диктовать словарные слова, а вы должны их поставить в Д.п. и подчеркнуть орфограммы, не забываем ставить ударение. (Пшеница, погода, понедельник,ракета, трактор)

- Давайте вспомним, какие вопросы у дательного падежа? (Кому? Чему?) А какие у него предлоги? (К, по)

- Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка в каждом случае.

Дорожка домой (И.п.)

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой (Р.п.)

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку домой (В.п.)

Отыскал бы всегда.

- Какие падежи вам встретились? (И.п., Р.п., В.п.)

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Дательный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Винительный падеж) Почему вы так думаете? (После дательного падежа идёт винительный падеж)

- Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать В.п. в тексте)

- приветствовать учителя;

- определять орфограммы;

- ставить слова в Д.п.;

- вспоминать прошедший материал.;

- определять падеж;

- отвечать на вопросы;

- формулировать тему и цель урока

Р:- принимать и сохранять

учебную задачу.

Р.:- определять цель учебной деятельности, урока.

II. Постановка и

решение  учебной задачи

- практический:  определение падежа;

- словесный: беседа;

- практический: выделение окончаний

- словсный: беседа

- практический: разбор правила

- практический: запись предложений

40 мин.

- В рабочих тетрадях запишите число, классная работа.

- Посмотрите на доску, прочитайте предложение. (Добрый пёс на ветер не лает)

- Задайте от слова не лает вопрос, чтобы определить падеж имени сущ. (Не лает на что? На ветер) Какой здесь предлог? (На) А вопрос? (Что)

- Итак, теперь мы знаем, что В.п. отвечает на вопрос: что?. И имеет предлог на.

- Но у этого падежа не один вопрос, также как и не один предлог.

- Давайте посмотрим на упр.86 стр.48. Прочитайте словосочетания вместе с вопросами.

- Давайте теперь определим, на какие вопросы отвечает имя сущ. в В.п.? (Кого? Что?) А по каким предлогам мы можем его отличить? (Через, про, на, за, под, о, во, в)

- Теперь выполним упр.87 на стр.48. (1.Старик смотрел на море. 2.Море слегка разыгралось. 3.Вдали мы увидели море. 4.Уплыла рыбка в море)

- Прочитайте предложения. Определите в каждом предложении падеж имени сущ. море. Запишите предложение, где сущ. море стоит в В.п., подчеркните предлоги В.п. и выделите окончание у сущ., а также подчеркните грамматическую основу. (1.В.п. 2.И.п. 3.В.п. 4.В.п.)

- Скажите, на какой вопрос отвечает слово море в 1-ом предложении?(Что?) А во 2-ом? (Что?) Какой падеж, кроме В.п. отвечает на вопрос: что? (И.п.) Так как же отличать, где И.п., а где В.п.

- Посмотрите на доску и прочитайте предложение. (Равнину освещает солнце) Давайте найдём грамматическую основу. (Солнце освещает) Давайте определим падеж слова солнце. Зададим вопрос. (Что? солнце. И.п.) А теперь попробуем определить падеж у слова равнину. От какого слова будем задавать вопрос? (Освещает что? равнину. В.п.) Запомните, имя сущ., отвечающее на вопрос: что? и являющееся подлежащим в предложении, стоит в И.п. А имя сущ., отвечающее на вопрос: что? и являющееся втор.членом в предложении, стоит в В.п.

- Запишите в тетрадь эту схему.

- записывать число, классная работа;

- задавать вопросы;

- определять падеж имён сущ. с помощью вопросов;

- определять предлоги В.п.;

- подчёркивать окончания имён сущ.;

- находить имена сущ. в В.п.;

- отвечать на вопросы;

- задавать вопросы к именам сущ.;

- записывать предложения

К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

Динамическая пауза

1 мин.

Видеофрагмент

- повторять движения

- практический: работа с омонимами

- словесный: беседа;

- практический: самостоятельная работа

- Теперь выполним упр.88. Прочитайте стихотворение.

Молоко покрыла пеночка.

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка.

Подпевает ей овсянка.

- Что обозначают омонимы пеночка, овсянка в каждом предложении?

- Спишите, Определите падеж каждого имени сущ.

- Объясните, как вы определяли падеж неодуш. имён сущ., отвечающих на вопрос что? Третье предложение разберите по составу.

- Выполним упр. 89 на стр.49. Прочитайте скороговорки. Что обозначают выделенные слова? (Колья - короткие палки с заострённым концом; капкан - в неудачную ситуацию; посуда; соломы воз - телега с соломой; возница - извозчик)

- Объясните, как мы будем определять падеж выделенных слов?

- Выпишите скороговорки, найдите главное слово, от которого зададите вопрос, чтобы определить падеж сущ. Третье предложенье разберите по членам.

- Теперь самостоятельная работа, работаем на карточках.

1. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж имён сущ.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолтые листъя лигли на землю.

- составлять словосочетания, меняя основное слово;

- находить различия;

- самостоятельно выполнять задания

- отвечать на вопросы

Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

III. Итог

Рефлексия

- словесный: беседа, похвала

2 мин.

- Что узнали об именах существительных в винительном падеже?

- Чему научились?

- Запишите домашнее задание: стр. 52 упр.93

- отвечать на вопросы;

- записывать домашнее задание

Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.