Конспект урока. Тема: "Винительный падеж имен существительных".
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Тема урока: «Винительный падеж имён существительных»
Цели урока:
- ознакомить с особенностями винительного падежа;
- развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с особенностями винительного падежа;
- научить находить имена существительные в винительном падеже в тексте.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение» 2013; презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
wd0000024.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приёмы | Хоронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Самоопределение к деятельности 1. организация рабочего места - слово учителя актуализация знаний Словарная работа - практический: выделение орфограмм; - словесный: беседа 3. целеполагание | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться. - Прежде, чем мы начнём, поработаем со словарными словами. - Я вам буду диктовать словарные слова, а вы должны их поставить в Д.п. и подчеркнуть орфограммы, не забываем ставить ударение. (Пшеница, погода, понедельник,ракета, трактор) - Давайте вспомним, какие вопросы у дательного падежа? (Кому? Чему?) А какие у него предлоги? (К, по) - Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова дорожка в каждом случае. Дорожка домой (И.п.) Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой (Р.п.) Красивее нет! И если б зашёл я Не знаю куда, Дорожку домой (В.п.) Отыскал бы всегда. - Какие падежи вам встретились? (И.п., Р.п., В.п.) - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Дательный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Винительный падеж) Почему вы так думаете? (После дательного падежа идёт винительный падеж) - Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать В.п. в тексте) | - приветствовать учителя; - определять орфограммы; - ставить слова в Д.п.; - вспоминать прошедший материал.; - определять падеж; - отвечать на вопросы; - формулировать тему и цель урока | Р:- принимать и сохранять учебную задачу. Р.:- определять цель учебной деятельности, урока. |
II. Постановка и решение учебной задачи - практический: определение падежа; - словесный: беседа; - практический: выделение окончаний - словсный: беседа - практический: разбор правила - практический: запись предложений | 40 мин. | - В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. - Посмотрите на доску, прочитайте предложение. (Добрый пёс на ветер не лает) - Задайте от слова не лает вопрос, чтобы определить падеж имени сущ. (Не лает на что? На ветер) Какой здесь предлог? (На) А вопрос? (Что) - Итак, теперь мы знаем, что В.п. отвечает на вопрос: что?. И имеет предлог на. - Но у этого падежа не один вопрос, также как и не один предлог. - Давайте посмотрим на упр.86 стр.48. Прочитайте словосочетания вместе с вопросами. - Давайте теперь определим, на какие вопросы отвечает имя сущ. в В.п.? (Кого? Что?) А по каким предлогам мы можем его отличить? (Через, про, на, за, под, о, во, в) - Теперь выполним упр.87 на стр.48. (1.Старик смотрел на море. 2.Море слегка разыгралось. 3.Вдали мы увидели море. 4.Уплыла рыбка в море) - Прочитайте предложения. Определите в каждом предложении падеж имени сущ. море. Запишите предложение, где сущ. море стоит в В.п., подчеркните предлоги В.п. и выделите окончание у сущ., а также подчеркните грамматическую основу. (1.В.п. 2.И.п. 3.В.п. 4.В.п.) - Скажите, на какой вопрос отвечает слово море в 1-ом предложении?(Что?) А во 2-ом? (Что?) Какой падеж, кроме В.п. отвечает на вопрос: что? (И.п.) Так как же отличать, где И.п., а где В.п. - Посмотрите на доску и прочитайте предложение. (Равнину освещает солнце) Давайте найдём грамматическую основу. (Солнце освещает) Давайте определим падеж слова солнце. Зададим вопрос. (Что? солнце. И.п.) А теперь попробуем определить падеж у слова равнину. От какого слова будем задавать вопрос? (Освещает что? равнину. В.п.) Запомните, имя сущ., отвечающее на вопрос: что? и являющееся подлежащим в предложении, стоит в И.п. А имя сущ., отвечающее на вопрос: что? и являющееся втор.членом в предложении, стоит в В.п. - Запишите в тетрадь эту схему. | - записывать число, классная работа; - задавать вопросы; - определять падеж имён сущ. с помощью вопросов; - определять предлоги В.п.; - подчёркивать окончания имён сущ.; - находить имена сущ. в В.п.; - отвечать на вопросы; - задавать вопросы к именам сущ.; - записывать предложения | К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания. Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. |
Динамическая пауза | 1 мин. | Видеофрагмент | - повторять движения | |
- практический: работа с омонимами - словесный: беседа; - практический: самостоятельная работа | - Теперь выполним упр.88. Прочитайте стихотворение. Молоко покрыла пеночка. Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка. Подпевает ей овсянка. - Что обозначают омонимы пеночка, овсянка в каждом предложении? - Спишите, Определите падеж каждого имени сущ. - Объясните, как вы определяли падеж неодуш. имён сущ., отвечающих на вопрос что? Третье предложение разберите по составу. - Выполним упр. 89 на стр.49. Прочитайте скороговорки. Что обозначают выделенные слова? (Колья - короткие палки с заострённым концом; капкан - в неудачную ситуацию; посуда; соломы воз - телега с соломой; возница - извозчик) - Объясните, как мы будем определять падеж выделенных слов? - Выпишите скороговорки, найдите главное слово, от которого зададите вопрос, чтобы определить падеж сущ. Третье предложенье разберите по членам. - Теперь самостоятельная работа, работаем на карточках. 1. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. Под берёзой ёж устроил нору. 2. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж имён сущ. Сонце асвищяло лисную палянку. Зима принисла стужу. Жолтые листъя лигли на землю. | - составлять словосочетания, меняя основное слово; - находить различия; - самостоятельно выполнять задания - отвечать на вопросы | Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия. Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. | |
III. Итог Рефлексия - словесный: беседа, похвала | 2 мин. | - Что узнали об именах существительных в винительном падеже? - Чему научились? - Запишите домашнее задание: стр. 52 упр.93 | - отвечать на вопросы; - записывать домашнее задание | Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
«Падежи имен существительных», 3 класс...
Конспект урока: "Изменение по падежам имен существительных"
конспект урока...
Конспект урока + презентация "Именительный падеж имени существительного"
Конспект урока русский язык ; 3 кл.; программа "Школа России"...