Этапы, методы и приёмы | Хроно- метраж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности | 1 мин | Здравствуйте, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться! | Приветствовать учителя Настраиваться на работу | К: настраиваться на урок. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, беседа) | 4-5 мин
| Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске: У рыб нет зуб. У рыб нет зубов. У рыб нет зубей. Как правильно сказать? (Я записываю правильный вариант). Что вы можете сказать об этих словах в данном предложении? (Существительные мн. числа и стоят в родительном падеже)Сегодня мы будем работать с такими существительными. | Отвечать на вопросы Проверять собственные знания
| К:выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
III. Постановка учебной задачи (репродуктив-ный) | 4-5 мин | Сформулируйте тему урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных) Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест. | Формулировать тему урока Слушать учителя | Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока |
IV. Открытие нового знания. (репродуктив-ный) (словесный, беседа) (работа с книгой) | 10-12 мин
| Прочитайте слова: города юбилеи торжества даты Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)Какого они рода? Как определить род у имени существительного во множественном числе? (Поставить сущ в начальную форму)Запишите в тетради, в скобках, указывая род. (Затем проверка примеров.). города (город – м.р.) юбилеи (юбилей – м.р.) торжества (торжество – ср.р.) даты (дата – ж.р.)
Работа в парах Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке? Продолжим работу. Будем учиться правильно писать окончания имен существительных родительного падежа множественного числа. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? Таблица на доске: М.р. | Ж.р. | Ср.р. | -ов, -ев, -ей | -ей, | -ов, -ев, |
Прочитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого) В Члябинскее миллион (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины). Какие музеи есть в нашем городе?А какие памятники?Как к ним нужно относиться? Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода? Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?Попробуйте сделать вывод. ( Существительные мужского рода в род падеже имеют окончания – ев, - ов, -ей.) | Отвечать на вопросы учителя, читать правила, выполнять упражнения
Выполнять задание у доски Отвечать на вопрос Делать вывод | Р: выполнять учебное действие
|
V. Динамическая пауза | 2 мин | Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь. Строители (ей) Огурцы (ов) Помидоры (ов) Испытатели (ей) Улицы() – ж.р. | Выполнять упражнение вместе с учителем | Р: саморегуляция деятельности |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. (словесный, беседа) (практический) (работа с книгой) | 7 мин
| Существительные какого рода было последним? (женского)Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа женского рода?Прочитайте слова на доске. Какого они рода? Лужа – Афиша – Тысяча – Мыш… – Песня – | Синица – Реч… – Площадь – Тетрадь – Печ… – |
Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова? (Поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание и посмотреть, какие окончания будут и тогда с окончанием –ей в первую группу, а с окончанием нулевым в другую). Работа в парах Предлагаю вам поработать парами: один записывает сущ. с окончанием – ей, другой – с окончанием нулевым. Прочитайте текст карточки № 2. Определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа среднего рода? Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт). Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках? Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род. Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое. На стр. 75 у вас есть правило. Давайте ознакомимся с ним. Давайте выполним упр. 84. Прочитайте упражнение. Что нам нужно, что бы выполнить его? Упр. 84. (работаем устно) Упр. 89 выполните самостоятельно. Вам поможет табличка на стр. 74 | Отвечать на вопросы
Работать в парах
Читать текст
Отвечать на вопросы Отвечать устно Выполнять самостоятельную работу по упражнению из учебника | К: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное |
VII. Включение в систему знаний.(практический) | 5 мин | Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание. Слова: огурцы, улицы, фабрики, помидоры, килограммы, сапоги, яблоки, места, задачи. | Работать с упражнением на слайде
| П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
VIII. Итог урока. Домашнее задание. (словесный, беседа) | 3 мин
| Итак, ребята, вы сегодня активно поработали, давайте подведём итоги урока.Над какой темой урока мы сегодня работали? На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа? ДЗ : стр.79 упр. 89 (составить текст с данными словами) | Подводить итоги урока Записывать домашнее задание | Р: осуществлять итоговый контроль |
IX. Рефлексия деятельности. (словесный, беседа) | 2 мин | Ребята, а сейчас давайте оценим свою работу на уроке: Сегодня я узнал… Было интересно… На уроке я работал… Было трудно… | Анализировать свою работу на уроке | Р:анализировать собственную работу. |