Урок «Правописание окончаний существительных 1 склонения» Предмет – русский язык. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока по русскому яхыку по программе ХХIвека с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkom.docx | 29.38 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_po_teme_skl1.notebook | 130.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Правописание окончаний существительных 1 склонения»
Предмет – русский язык. 3 класс.
Цель урока: формировать умение правильно писать безударные окончания существительных.
Задачи урока:
Личностные: формировать осознанное, ценностное отношение к грамотности собственной устной и письменной речи ученика.
Метапредметные: регулятивные – соотносить учебную задачу с собственными возможностями, формирование самооценки.
Коммуникативные: формировать умение строить диалог;
Познавательные: умение видоизменять информацию, применять полученную ранее информацию для решения конкретной учебной задачи, умение создавать алгоритм решения учебной задачи.
Предметные: формировать умение правильно писать падежные окончания.
Ход урока.
- Организационные действия.
- Словарная работа:
На слайде №1 презентации текст притчи «Жадность». - Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!
- Не дам, самой мало!
- Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!
- И поменьше не дам!
- Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!
- Сказала, не дам, значит, не дам!
- Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!
- Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!
- Так я и хотела тебе побольше дать. А ты не дала!
Так жадность сама себя и наказала!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
Учитель: Русский язык – это не только орфограммы и закономерности. Русский язык хранит народную мудрость. Сегодняшний урок мы начнем с чтения притчи. Подготовленный ребенок читает текст притчи.
Учитель: Как вы поняли смысл этой притчи? (Ответ: жадный человек всегда оказывается в невыгодном положении).
Учитель: Найдите в тексте словарное слово (Ответ: кастрюля). Найдите в слове орфограмму (Ответ: непроверяемая гласная в корне).
Учитель: Запишем пословицу: «Пустая кастрюля пуще гремит». Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответ: глупый человек больше болтает).
Учитель: что вы можете сказать о существительном «кастрюля»? Ответ: это существительное женского рода, первого склонения.
Учитель: вот о существительных 1 склонения у нас сегодня и пойдет речь.
Целеполагание. В учебнике ученики находят очередной урок, читают тему урока, формулируют цель урока и определяют тип урока. (Сегодня мы прорабатываем урок 90. Тема урока – «Безударные окончания имен существительных 1 склонения». Это урок блока «Правописание». Будем учиться правильно писать слова с орфограммой «безударные окончания существительных 1 склонения» и с другими орфограммами).
- Введение нового материала.
На доске таблица окончаний 1 склонения. (слайд 2)
Именительный | Есть | Кто? Что? | весна | земля | песня |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | весны | земли | песни |
Дательный | Рад | Кому? Чему? | весне | земле | песне |
Винительный | Вижу | Кого? Что? | весну | землю | песню |
Творительный | Любуюсь | Кем? Чем? | весной | землей | песней |
Предложный | Говорю | О ком? О чем? | о весне | о земле | о песне |
Учитель: сравните слова первого, второго и третьего столбиков таблицы. В чем различие? (Ответ: в третьем столбике окончания безударные). В чем отличие слов в первом столбике от остальных? (Ответ: основа заканчивается на твердый звук).
Что ещё вы можете сказать о безударных окончаниях существительных 1 склонения? (В одном и том же падеже окончания одни и те же у разных слов).
Учитель: попробуйте сделать вывод о том, как можно определить безударные окончания существительных 1 склонения? Ответ: Можно поставить в тот же падеж слово с ударным окончанием или определить падеж и запомнить падежные окончания.
- Создание алгоритма написания безударных окончаний существительных – презентация, слайд 3.
Учитель: Нам нужен алгоритм определения безударных окончаний существительных. Выберите первую операцию.
Ученик: Определение склонения.
Учитель: Правильно. На интерактивной доске помещаем эту операцию выше остальных.
Вызванный ученик производит перемещение.
Учитель: Как дальше строится алгоритм?
Ученик: Дальше алгоритм имеет две ветки, потому что есть два способа.
Учитель. Верно. Два способа определения окончаний. Как мы это покажем?
Ученик: Косыми стрелками (производит перемещение).
Учитель. Назовите первый способ.
Ученик. При помощи опорного слова (помещает операцию под стрелкой).
Учитель. Назовите второй способ
Ученик: Определяем падеж (помещает операцию под другой стрелкой), вспоминаем окончание (размещает операцию под предыдущей).
Окончательный вид алгоритма:
Определяем склонение
Ставим опорное слово Определяем падеж
на место проверяемого
и определяем окончание Вспоминаем падежное окончание
- Фронтальная работа: выполнение задания на стр 44 по учебнику – оцениваем правильность выводов.
Выполнение упр. № 1 на стр 45: определяем, каким способом были проверены окончания. Делаем запись в тетради:
Летом мы жили в деревне (1 скл., П.п.)
Я иду в гости к тёте (1 скл., к весне)
- Дифференцированная работа: упр 2 стр 20 (по рабочей тетради) – учащиеся по желанию выполняют самостоятельно или в паре.
Учитель: мы начинаем закреплять умение правильно писать падежные окончания третьего склонения. Задача усложняется: теперь мы попробуем самостоятельно доказать написание окончания существительных. Откройте рабочие тетради, найдите упражнение 2 на странице 10. Прочитайте задание. Кто хочет его выполнять самостоятельно? Кто хочет работать в паре? (Ученики пересаживаются по мере необходимости. Некоторым учащимся учитель может рекомендовать выбрать работу в паре, если ученик неправильно оценил свои силы).
- Фронтальная проверка по п.6
Учитель: проверяем свою работу.
Учащиеся по очереди называют слова, их окончания и комментируют выбор окончания.
- Дифференцированная работа: учащиеся выбирают уровень трудности: задание со слайда в презентации (слайд 4).
Учитель: продолжаем закреплять умение правильно писать безударные окончания существительных 1 склонения. Те, кто хочет получить более простое задание, записывают словосочетания зелёного цвета, доказывают написание окончаний Кому интересно взять работу потруднее - составляют словосочетания из слов синего цвета, доказывают написание окончаний.
гнездо на березе побывать (стройка)
побывать в столице идти (дорога)
песня о дружбе мечтать (собака)
подлететь к крыше интересоваться (погода)
доволен работой плыть (Волга)
подъехал к деревне заниматься (музыка)
учиться (школа)
- Проверка самостоятельной работы – слайд 5.
побывать на стройке (1скл., П.п.) (1 скл., на весне )
идти по дороге (1 скл., Д.п.) (1 скл., по весне )
мечтать о собаке (1 скл., П.п.) ( 1 скл., о весне )
интересоваться погодой (1 скл., Т.п.) (1 скл., весной)
плыть по Волге (1 скл., Д.п.) (1 скл., по весне )
заниматься музыкой (1 скл., Т.п.) (1 скл., весной )
учиться в школе ( 1скл., П.п.) (1 скл., в весне )
гнездо на березе (1 скл. П.п.) (1 скл., на весне)
побывать в столице (1 скл. П.п.) (1 скл., в весне)
песня о дружбе (1 скл. П.п.) (1 скл., о весне)
подлететь к крыше (1 скл. Д.п.) (1 скл. к весне)
доволен работой (1 скл. Т.п.) (1 скл., весной)
подъехал к деревне (1 скл. Д.п.) (1 скл., к весне)
Учитель: Проверьте свою работу по образцу. Исправьте ошибки, если вы их нашли.
Задание в печатной тетради проверяет учитель, для чего собирает тетради.
- Домашнее задание – слайд 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Конспект урока по русскому языку, тема урока:"Правописание частицы "не" с глаголами", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель урока: формирование у обучающихся знаний о раздельном и слитном написании частицы "не" с глаголами. Задачи урока: выявит степень усвоения обучающимися знаний о раздельном написании частицы "не"с ...
4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...
Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием новых слов с помощью суффиксов.Задачи:- создавать условия для формирования учебных компетенций: универ...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....