Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06.03.2018.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 06.03.2018года.

Школа: №148

Класс: 4-3

Кабинет: 2

Учитель: Меркушкина Л.А

Студентка: Севостьянова И 41 группы

Конспект урока русского языка

Тема: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»

Цель деятельности учителя:

- Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».

- Обучать правильному употреблению местоимений в речи.

- Развивать орфографическую зоркость; работать над грамотностью письма; обогащать словарный запас детей.

- Развивать внимание, мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Обобщать и систематизировать знания о местоимении .

- Развивать умение осознанно употреблять местоимения в тексте.

Личностные:

- содействовать формированию чувства коллективизма, взаимовыручки, установление связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: урок закрепления знаний

Оборудование:  учебник Русского языка 4 класс 2 часть «Школа России»; рабочая тетрадь; компьютер; презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

организация положительной мотивации на урок

1 мин

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Успехов вам!

         А сейчас проверь дружок,
        Ты готов начать урок?
        Все ль на месте,
        Всё ль в порядке,
        Ручка, книжка и тетрадка?
        Все ли правильно сидят,
        Все ль внимательно глядят?
        Каждый хочет получать.        

        Только лишь отметку “5” .

-приветствовать учителя

-настраиваться на продуктивную работу

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: объяснение задания

Практический метод:          - работа с отрывками из стихотворений;                    -  правописание слов и исправление орфографических ошибок

2 мин

- А, чтобы узнать тему урока, выполним первое задание:

Вставь пропущенные слова и исправь орфографические ошибки.

1) Злой тоской удручена, кмуравю палзёт _______________. (И.А.Крылов)

2) Как, милый петушок, паёшь __________ громко, важно! (И.А.Крылов)

3) А __________, друзя, как ни сядитесь, всё вмузыканты негадитесь. (И.А.Крылов)

4) Ветер, ветер! __________ могуч, __________ ганяешь стаи тучь. (А.С.Пушкин)

– Какие ещё изученные орфограммы встретились в этом тексте? (Обращение, однородные члены предложения)

–  Что вы заметили? (Здесь слова разных частей речи: есть и сущ., и глаголы, и предлоги, и…)

                     

- Оцените свою работу. Как вы с ней справились? Скажите каждый про себя.

–  Пропишите в ваши тетради, данные слова:

она   ты   вы   я

- Так какую же часть речи вставили в тексте? (Местоимения)

-слушать задание

-письменное выполнение задание

-исправление ошибок

-отвечать на вопрос

 осмысленно читают текст.

принимают и сохраняют уч. задачу

III. Постановка учебной задачи

Предполагать на основе ранее полученных знаний тему урока

Выполнение заданий основанных на прошлые уроки

2 мин

 -Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи.)

- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, признак и количество, но не называют их)

- То есть местоимения указывают на существительные и прилагательные. А можете привести примеры?  (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Такие же цветы мы посадили на даче. Они – указывает на предмет, а такие – на признак)

- С этим заданием вы тоже справились! Теперь следующее. Посмотрите внимательно и  вспоминаете всё, что знаете об этих словах: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения)

- Почему их так называют?(Они указывают на лицо)

- Сколько лиц у местоимений? Назовите их.(1 л. – это сам говорящий, 2 л. – собеседник, 3 л. – человек, не участвующий в речи)

- Что вы ещё знаете о личных местоимениях? (Они изменяются по числам, падежам и в 3 л. – по родам)

- Кто назовёт тему нашего урока?

- Правильно. Тема нашего урока: «Местоимения». Мы сегодня должны закрепить знания о местоимениях, а поможет нам в этом урок – путешествие.

-отвечать на вопрос

-дополнять информацию данную учителем

-выполнение задание

-вспоминать пройденную тему

-отвечать на вопрос

-отвечать на вопрос

-отвечать на вопрос

-определять тему урока

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осуществляют подведение к рассказу

Строят высказывания

IV. Открытие   нового знания

Словесный метод: рассуждать по теме урока

Вымышленное отправление в путешествие

Практический метод:                    - организация работы с иллюстрациями

- организация работы с словарными словами

Практический метод: составление небольшого текста

20 мин

 - Да, сегодня мы с вами отправляемся в туристический поход в страну «Местоимение», для того, чтобы обобщить и закрепить знания об этой части речи, будем учиться правильно употреблять местоимения, совершенствовать устную и письменную речь, делая её более точной и богатой. 

- Страна это большая, она занимает третье место, после существительного и глагола. Из 30 самых частых слов - 12 местоимений. Путешествовать мы будем, как настоящие туристы. Наш путь будет проходить через равнины, горы, реки. Нас ожидают трудности и серьезные испытания. Но я надеюсь, что нам, бесстрашным, горячим сердцам молодым - все под силу. Девиз: “Ничто нам не трудно, бесстрашным, горячим сердцам молодым” (хором) Отправляясь в путешествие, мы возьмем рюкзак, компас, карту маршрута. В рюкзак мы должны положить местоимения, которые помогут нам преодолеть преграды.

   

– А ещё мы возьмём с собой в поход… (показ картинок, дети самостоятельно записывают словарные слова в тетрадях, взаимопроверка)

  Лопата, топор, тарелка, кастрюля, стакан, посуда, одежда, сапоги, горох, картофель, морковь, овощи, сахар, газета, багаж.

- И, конечно же, в походе мы не сможем обойтись без доверия друг к другу.

Знакомство с новым словарным словом.

- Запишите его с комментированием. Подумайте над лексическим значением этого слова. Давайте назовём грамматические признаки слова доверие (сущ., ср.р., 2 скл., в ед.ч.)

- Составьте небольшой текст (2-3 предложения) с этим словом.

- Что такое доверие? (Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности.)

- Когда необходимо доверие? (Доверие необходимо между настоящими друзьями.)

- К чему приводит отсутствие доверия? (Отсутствие доверия приводит к предательству, измене и вражде.)

- Всё ли вас устраивает в этом тексте? (Нет. Повторы)

- Отредактируйте его. Какая часть речи поможет вам в этом?

     Доверие – это уверенность в человеке, в его добросовестности. Оно необходимо между настоящими друзьями. Отсутствие его  приводит к предательству, измене и вражде. 

- Давайте проведём синтаксический разбор второго предложения.

   - Какова же синтаксическая роль местоимений? (Может быть подлежащим и второстепенным членом предложения ) (слайд 10)

-слушать

-анализировать информацию, полученную от учителя

-воображать

-просмотр иллюстраций

-записывать словарные слова

-работать со словарём

-записывать и комментировать

-составлять текст

-редактировать полученный текст

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе

Взаимодействуют с учителем во время опроса

V. Самостоятельная работа

Словесный метод: объяснение задания

Работа с правилом

Организация самостоятельной работы по вариантам

16 мин

- Итак, отправляемся в дорогу. А впереди у нас вершина. Восхождение будет сложным, опасным, надо быть крайне внимательным.

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж.

     Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.

- Произвести морфологический разбор местоимения у неё.

Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.

- На какое правило допущены ошибки? (Правописание местоимений с предлогами)

- Что нам говорит это правило?

- Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно.

Зайду к тебе. Приходи ко мне.

- Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например: 
Ты был 
у них?
Я пришёл 
к нему и вручил ему книгу. 
Глядь, опять 
перед ним землянка- Определите падеж местоимений.

- Молодцы, потрудились вы на славу!

-  Но перед нами ещё одно испытание.

-Вам раздали ваши тетради для проверочных работ, откройте их на странице: 40-41. Первый вариант выполняет на странице 40, второй вариант на странице 41.

-работать с рассказом

 

-производить морфологический разбор

-вспоминать правило

-работать по вариантам

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

VI. Рефлексия деятельности           (по продукту)

Подведение итогов урока

1 мин

С тестом, я надеюсь, вы справились и поэтому получили ключ от страны «Местоимение». Теперь то мы можем с вами отдохнуть и насладиться звуками природы. А пока вы отдыхаете, прослушайте ещё одно задание, которое выполните дома.

- Запишите домашнее задание:  Составьте пять – шесть связанных предложений, употребив в них местоимения, определите их лицо, число и падеж. Произведите морфологический разбор одного из местоимений. Словарное слово (с.33)

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои познания на основе диагностирования работы

Строят концовки предложений

Строят рассуждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний по теме «Глагол»

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит приёмы ТРКМ....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...