Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Данная методическая разработка опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku.docx | 34.78 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития связной речи
4 класс (1-4)
Тема. Изложение – описание
Е.И. Чарушин. «Морж»
Цели:
- Учить создавать собственный текст на основе авторского текста Евгения Ивановича Чарушина:
а) анализировать структуру текста;
б) определять тему и идею текста;
в) находить границы логически законченных частей;
г) составлять план.
- Учить использовать точные слова автора в своем тексте.
- Воспитывать любовь общения с книгой, с толковым словарем.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Передать признаки описываемого объекта последовательно, осознанно, эмоционально.
- Пополнить словарный запас обучающихся.
Оборудование:
- Портрет Е.И. Чарушина
- Выставка книг Е.И. Чарушина
- Картинки с изображением моржа, морского котика, тюленя.
- Карта полушарий.
Морж
Морж толстый, тяжелый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как веслами, воду загребает.
Нырнет он глубоко под воду и пасется на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жует, ракушки ищет.
Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.
/По Чарушину/
- Организация обучающихся на урок
- Сегодня на уроке, ребята, мы будем читать авторский текст, работать над его содержанием, составлять план, озаглавливать рассказ.
- Как называется такая работа?
/Такая работа называется изложением/.
- Подготовительная работа
– Изложение мы будем писать по рассказу Евгения Ивановича Чарушина.
- Сейчас мы послушаем биографическую справку об авторе и увидим его портрет.
(ребята рассматривают портрет писателя и слушают выступление подготовленного ученика о писателе).
/Всю жизнь с раннего детства, Евгений Иванович Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад.
Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.
С детства Евгений Иванович Чарушин увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все это рисовал, записывал.
Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных, и сам делал к ним рисунки./
- Какие рассказы Чарушина вы читали?
/ «Волчишко», «Медвежата», «Олешки», «Про Томку»/.
- Давайте посмотрим, какие еще рассказы писал Чарушин.
(Выставка книг: «Вольные птицы», «Цыплячий город», «Тюпа, Томка и сорока», «Моя первая зоология», «Никиткины друзья», «Друзья», «Никитка», «Семь рассказов», «Никитка и его друзья»).
- Структурный анализ текста
– Послушайте, пожалуйста, текст, и будьте готовы поделиться своими мыслями.
(учитель читает текст выразительно, а дети слушают).
- Что было непонятно в тексте?
/Что значит из щетинистых усов?/
- «Из щетинистых усов» - это грубое место на морде моржа, откуда растут усы и бивни.
- Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?
/Морж настолько огромен в размере, что похож на кожаный мешок;
Это морское животное и поэтому у него вместо ног ласты;
Когда морж кормится, он похож на корову, которая пасется на лугу;
Удивительно, что такое огромное животное так легко может вылезти на берег и отдыхать, как ни в чем не бывало. /
- Прочитайте текст самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.
(дети читаю текст).
- О ком вы прочитали?
/Мы прочитали про моржа./
- К какой группе животных относится морж?
/Морж – это морское животное./
- На каких животных похож морж?
/Морж похож на тюленей и морских котиков./
- А чем же отличаются эти животные друг от друга и как их различать?
/Морж крупнее, чем тюлень и котик.
У моржа есть бивни, а у котиков и тюленей их нет./
- Посмотрите на картинки и найдите на оной из них моржа.
(ребята находят на картинке моржа).
- А теперь послушаем сообщение о морже, которое подготовила …..
(подготовленный ученик рассказывает о морже).
/Кожа у моржа толстая, 3-4 см., волосяной покров редкий, на отдельных участках его вовсе нет. Моржи распространены в мелководных окраинах морях Северного Ледовитого океана/.
(учитель показывает места обитания моржей на карте полушарий).
Моржи плохо видят, но обоняние их остро. Если соблюдать осторожность и направление ветра, можно подойти к лежбищу на 1-2 метра. Морж кормит детенышей до 2 лет. Человек использует мясо моржа, шкуру и жир./
- Давайте прочитаем рассказ выразительно и определим тему, идею и тип речи.
(ученики по желанию читают текст).
- Какова же тема текста?
/Тема данного текста – «Морж»./
(учитель открывает запись):
Тема. Морж
- Какова идея этого произведения?
/Главная мысль или идея произведения – «Морж – крупное морское животное»./
(на доске учитель открывает запись):
Идея. Морж – крупное морское животное
- Какого типа речи этот текст?
/Это описание./
- Докажите это.
/В 1 предложении назван объект описания.
В последующих предложениях перечислены его признаки;
К рассказу можно нарисовать 1 или 2 картинки: внешний вид моржа, лежащего на берегу и как морж кормится на дне моря;
Текст отвечает на вопросы: «Какой морж? Какие у него повадки?»/.
- Физминутка
(учитель вместе с детьми проговаривают слова и выполняют соответствующие движения)
/Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по Берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтобы больше их собрать, -
Надо чащу приседать.
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок./
- Составление плана, озаглавливание текста
- Давайте прочитаем текст еще раз, и определим, из скольких же частей он состоит?
(один из учеников читает текст, остальные слушают и выполняют задание учителя).
- Из скольких же частей состоит наш текст?
/Наш текст состоит из 2 частей./
- А сколько частей выделил автор? И почему?
/Автор выделил 4 части, наверное, потому, чтобы легче было работать с текстом и писать его потом./
- А для чего нам выделены части?
/Части выделены для плана. И нам его предстоит составить и записать./
(на доске открывается надпись «План»).
- Итак, о чем говорится сначала?
/Сначала говорится о морже, какой он?/
- Назовите тему 1 части.
/Тема 1 части – морж – крупное животное./
- Как озаглавим 1 часть?
(на доске открывается запись):
1. Морж – крупное животное.
- О чем говорится дальше? Какова ее тема?
/Дальше говорится о клыках и ластах./
- Как озаглавим 2 часть?
/Клыки и ласты моржа./
(на доске открывается запись):
2. Клыки и ласты моржа.
- О чем говорится потом? Какова тема?
/Где и чем питается морж?/
- Как озаглавим 3 часть?
/Где и чем питается морж./
(на доске появляется запись):
3. Где и чем питается морж.
- О чем говорится в последнем предложении? Какова тема?
/О том, как морж отдыхает./
- Как озаглавим 4 часть?
/Отдых моржа./
(на доске открывается запись):
4. Отдых моржа.
- Так из скольких же частей состоит наш текст?
/Текст состоит их 4 частей./
(ученики по - одному называют пункты плана, которые составили.)
- Как озаглавим сам текст?
/Можно озаглавить текст «Морж»./
- Зрительная физминутка
- Ребята, хотите знать, как назвал свой рассказ Евгений Иванович Чарушин?
- Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам авторский заголовок, а вы, следя только глазками, прочитаете его, а потом сообщите мне и всему классу. Правда, интересно!
(учитель лазерной указкой веет по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают слово «Морж»).
- Языковой анализ текста
- А теперь, ребята, нам предстоит самая важная работа – языковой анализ текста.
- Скажите, дети, в как вы понимаете «По Чарушину»?
/За основу взят рассказ писателя, но нам дан с некоторыми изменениями./
Морж – толстый, тяжелый.
- Как вы понимаете «толстый»?
/Большой в объеме, в обхвате./
- В словаре Ожегова 3 значения:
1. Большой в объеме, в обхвате. Например, толстый человек.
2. Большой в поперечнике. Например, толстая книга.
3. О голосе, звуке: густой, низкий (разговорный). Например, тонкий намек на толстое обстоятельство (ироничный), т.е. ясный намек на что-то совершенно очевидное.
- Объясните смысл слова «тяжелый»
/Имеющий большой вес./
- В словаре 8 значений.
(ученики зачитывают значения слова «тяжелый».)
- Имеющий большой вес (тяжелый груз).
- Трудный, требующий большого труда, больших усилий (тяжелый труд).
- Грузный, лишенный легкости (тяжелые шаги).
- Напряженный, затруднительный, доставляющий беспокойство, неприятность (тяжелое дыхание).
- Суровый, очень серьезный (тяжелое наказание).
- О болезненных состояниях: опасный, очень серьезный (тяжелая рана).
- Горестный, мучительно – неприятный (тяжелое чувство).
- Относящийся к машинам (тяжелое машиностроение).
- Можно использовать и другие слова, но ля писания моржа очень важны эти.
- Запомните, как автор начал описывать моржа.
Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.
- Что значит громадный?
/Громадный – значит очень большой в размерах./
- С чем сравнивает Чарушин моржа?
/С мешком./
- Слово мешок имеет 5 значений:
1. Сделанное из мягкого материала вместилище для сыпучих тел, мелких предметов (вещевой мешок);
2. Обиходная мера сыпучих тел (мешок овса);
3. Переносное (окружение войсками противника: попасть в мешок);
4. Вместилище в теле животного, в растении (зародышевый мешок);
5. О неповоротливом, неуклюжем человеке.
- В каком значении употреблено это слово: в прямом или переносном?
/В переносном./
- Да, так говорят о неповоротливом и неуклюжем человеке.
Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов.
- Как можно объяснить «здоровенный»?
/1. Высокого роста и крепкого сложения (здоровеный парень).
2. Очень большой, а также крепкий, сильный, плотный (здоровенная палка)/
- Замените «клыки».
/Зубы./
- Как вы понимаете «клыки»?
/Клыки – зубы, расположенные ха резцами, у некоторых животных выступающие наружу./
- Можно ли слово «клыки» заменить словом «зубы»?
/Нет, раз речь идет о животном./
- К выражению «щетинистые усы» мы уже обращались. А знаете ли вы, что в словаре Ожегов дает 3 объяснения:
1. Жесткая прямая шерсть у некоторых животных.
2. Короткие жесткие волосы на небритом лице человека.
3. Жесткая волосяная часть щетки.
- А кто знает, что такое вибриссы?
(дети не дают никакого ответа, поэтому учитель сам поясняет).
- Вибриссы у моржа расположены на верхней губе. Они толстые, до 2 мм, жесткие, длиной 10-12 см. Вибриссами моржи нащупывают кормовые объекты.
- Можно ли подобрать слово, близкое по значению?
/Да, щетинистые усы./
- Запомните авторское выражение.
Вместо ног у моржа ласты.
- Как вы понимаете «ласты»?
/Укороченные конечности водных животных, птиц. Пальцы соединены кожаной перепонкой./
- Скажите, а в нашей жизни мы встречаемся с ластами?
/Ласты нужны человеку, чтобы легче было плавать./
Ими он как веслами, воду загребает.
- С чем сравнивает автор ласты моржа?
/С веслами./
- Почему вы так думаете?
/Ласты похожи на весла./
Нырнет он глубоко под воду и пасется на морском дне, как корова на лугу.
- Почему Чарушин использовал глагол «пасется»?
/Потому, что сравнивает моржа с коровой./
- Почему сравнивает с коровой?
/Морж такой же крупный, как и корова, да к тому же он пасется и жует водоросли./
- Подберите слово, близкое по значению у слову «пасется».
/Кормится, питается./
- Почему авторское слово лучше?
/Потому, что морж не только ест, но и отдыхает, пережевывая пищу./
Водоросли жует, ракушки ищет.
- Что такое водоросли?
/Это водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель, листья./
- Назовите действия, которые проделывает морж?
/Жует, ищет./
- Можно ли глаголы поменять местами?
/Нет, ведь они зависят он существительных./
- Запомните очередность глаголов.
Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.
- Ребята, что вы можете сказать об этом предложении?
/Оно очень длинное, потому что осложнено однородными сказуемыми./
- Назовите однородные сказуемые.
/Наестся, вылезет, ляжет отдыхает./
- Если глаголы поменять местами, нарушится ли последовательность действий?
/Конечно, нарушится./
- Что значит «вдоволь»? Подберите слова, близкие по значению.
/До отвала, досыта, много./
- Почему авторское слово лучше?
/Оно конкретно указывает на степень сытости моржа./
- Давайте подведем итог.
- Употреблял ли автор слово большой?
/Нет, не употреблял./
- Каким же представился вам морж?
/1. По объему – толстый;
2. По весу – тяжелый;
3. По размеру – громадный;
4. По крепости, силе, здоровью – здоровенные клыки, очень прочные, длина от 40-50 см. до 80 см., выкапывает ими из грунта моллюсков, защищается от врагов и с их помощью вылезает на берег./
- Орфографическая подготовка
Фронтальная работа с помощью карточек | Слова, записанные на доску для работы |
Тяжелый | Кожаный |
громадный | здоровенных |
мешок | у него |
с жиром | вместо |
торчат | загребает |
щетинистых | пасется |
вдоволь | водоросли |
вылезет | ляжет |
берег | отдыхает |
- Итог урока
- Что важного было сегодня на уроке?
/Мы столько нового узнали о морже, что стали, наверное, специалистами./
- С каким настроением вы уходите с урока?
/Урок прошел в спокойной и комфортной обстановке. Настроение хорошее./
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ УРОКА: Учить создавать текст на основе текста Е.И. Чарушина: а) анализировать структуру текста; б) определять тему и идею текста; в) находить границы логически законченных частей; г) составлять план. 2. Учить использовать точные слова автора в своём тексте. 3. Воспитывать любовь общения с книгой, с толковым словарём. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. 5. Передавать признаки последовательно, осознанно, эмоционально. 6. Пополнить словарный запас обучающихся.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портрет Е.И. Чарушина. Выставка книг Е.И. Чарушина. Картинки с изображением моржа, морского котика, тюленя. Карта полушарий.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
МОРЖ Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы. Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый …
Морж Морж толстый, тяжёлый. Похож он на громадный кожаный мешок с жиром. Два здоровенных белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает. Нырнёт он глубоко под воду и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет. Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.
ЩЕТИНИСТЫЕ УСЫ - ГРУБОЕ МЕСТО НА МОРДЕ МОРЖА, ОТКУДА РАСТУТ УСЫ И БИВНИ.
МЕСТО ОБИТАНИЯ МОРЖЕЙ
«МОРЖ». ТЕМА ТЕКСТА:
МОРЖ – КРУПНОЕ МОРСКОЕ ЖИВОТНОЕ. ИДЕЯ ТЕКСТА:
ОПИСАНИЕ. ТИП ТЕКСТА:
ФИЗМИНУТКА ВОЛНЫ ПЛЕЩУТ В ОКЕАНЕ. ЧТО ТАМ ЧУДИТСЯ В ТУМАНЕ? ЭТО МАЧТЫ КОРАБЛЕЙ. ПУСТЬ ПЛЫУТ СЮДА СКОРЕЙ! МЫ ПО БЕРЕГУ ГУЛЯЕМ, МОРЕХОДОВ ПОДЖИДАЕМ, ИЩЕМ РАКУШКИ В ПЕСКЕ И СЖИМАЕМ В КУЛАКЕ. ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ИХ СОБРАТЬ,- НАДО ЧАЩЕ ПРИСЕДАТЬ. СЯДЕМ ДРУЖНО НА ПЕСОК. СНОВА НАЧАЛСЯ УРОК.
Морж – крупное животное. Клыки и ласты моржа. Где и чем питается морж? Отдых моржа.
Морж – толстый, тяжёлый. Большой в объёме, в обхвате. Большой в поперечнике. О голосе, звуке: густой, низкий.
тяжёлый Имеющий большой вес. Требующий большого труда. Лишённый лёгкости. Затруднительный, доставляющий беспокойство. Суровый, серьёзный. О болезненных состояниях. Мучительно неприятный. Относящийся к машинам.
Громадный Сделанное из мягкого материала вместилище для сыпучих предметов. Обиходная мера сыпучих тел. Переносное (окружение войсками противника). Вместилище в теле животного, растения. О неповоротливом человеке.
Здоровенные Высокого роста и крепкого телосложения. Очень большой, сильный, плотный.
Клыки Зубы, расположенные за резцами, у некоторых животных выступающие наружу.
Щетинистые усы Жёсткая прямая шерсть у некоторых животных. Короткие жёсткие волосы на лице небритого мужчины. Жёсткая волосяная часть щётки.
Вибриссы Расположены на верхней губе моржа, ими морж нащупывает корм .
Ласты - Укороченные конечности водных животных, птиц.
Водоросли Водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель, листья.
Вдоволь До отвала, досыта
Орфографическая работа т Я жёлый гр О мадный м Е шок с жир О м т О рчат щ Е тин И стых вдов О ль выл Е з Е т бер Е г
Ресурсы и источники Картинки - https://www.google.ru/ Толковый словарь Ожегова Фоны для презентаций - https://www.google.ru/ Учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаева, 4 класс Книги Е.И. Чарушина Портрет автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...
Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
Обучающее изложение для детей с ЗПР....