2.Мотивационный.
Словесн: беседа, языковой анализ. Практич.: запись предложений в тетрадь.
| 2 мин. | – Сегодня наш урок русского языка мы проведем в форме устного журнала, который называется «Секреты устной и письменной речи». Посмотрите ребята на доску. Скажите, какие можем составить предложения по схемам? Итак, запишите к себе в тетрадь. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке русского языка? – Что такое речь? – Назовите виды речи. – Какая речь появилась раньше?
|
Писать предложения в тетрадь.
Вспоминать пройденный материал.
|
Р: принимать и сохранять задачу.
К: высказывать своё мнение. |
3. Постановка учебной задачи и её решение. Словесный: ответы на вопросы.
Словесный: беседа
Наглядный: рассматривание слайда.
Словесный: ответы на вопросы.
Практическ.: работа с учебником. Наглядный: рассмотрение иллюстрации в учебнике. Словесн.: диалог учителя и ответы детей. Практический: работа по учебнику.
Словесн.: слово учителя, ответы детей.
| 30 мин. | Когда вы научились говорить? Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни. – Хотите, я вам расскажу, о чем пойдет речь на нашем уроке? Послушайте внимательно стихотворение: На строке поставлен знак – Обрати внимание. Наш урок зовется так: Знаки препинания! Точки, палочки, крючки Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения. Внимание! Тетради говорят, Что знаки препинания В забросе у ребят. Ставятся, не ставятся – Как кому понравится! И десятки бедных фраз Рассыпаются без нас. А долг наш между тем – беречь Родную речь! Пускай же, делу пособя, Расскажет каждый про себя. Точка – это станция, Где отдыхает мысль.
| Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. Тут можно с силами опять Собраться для похода. |
| Вечно думая над смыслом, Изогнулся коромыслом. Он наклонился, чтобы сесть, И подмигнул: «Вопросы есть?» |
| А если в предложении Радость, раздражение? Тогда в конце не кстати ли Наш славный восклицательный? Бурным чувствам нет конца. Пылкий нрав у молодца! – Пора привлечь внимание К знакам препинания! |
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать на уроке? Откройте учебник на с. 22, текст под картинкой. – Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (Чаепитие в гостях у Анишит Йокоповны.) – Прочитайте выделенное предложение. (Ты съел пирог?) – Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу. Приказ или сообщение? (Содержит вопрос.) – Это предложение содержит вопросительную информацию. – Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.) Работа по учебнику (с. 23). – Посмотрите, к Мише с одним и тем же вопросом обращаются Торк, Асырк и Анишит Йокоповна. Прочитайте этот вопрос с разным настроением. – Как ответит Миша? – Почему ответы получились разные? – Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.) Прочитайте высказывание Летучей Мыши. Какому знаку препинания была посвящена страничка в учебнике? Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Вот какой я мастак – …(Вопросительный знак.) (Схема –слайд) Предложение | Сообщение | Вопрос | Просьба, приказ, восклицание | Ты съел пирог. | Ты съел пирог? | Ты съел пирог! |
– Сравните предложения. (Порядок слов одинаковый, голосом выделяется одно и то же слово, но в конце предложений стоят разные знаки препинания.) – Что это значит? (У этих предложений разная цель высказывания.) – Как обозначается цель высказывания на письме? (Знаками препинания.) – А как в устной речи? (С помощью интонации.)
|
Отвечать на поставленные вопросы.
Слушать стихотворение.
Слушать внимательно учителя.
Рассматривать слайд.
Отвечать на поставленные вопросы по тексту учебника
Формулировать тему урока.
Работать с учебником русского языка.
Выделять силой голоса.
Работать с учебником.
Слушать внимательно учителя и высказывать свои мнения.
Обосновывать свой ответ.
Работать со слайдом, выделяя голосом.
Отвечать на поставленные вопросы. |
Л: обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию.
Р: формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
К: высказывать своё мнение.
П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.
Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели.
К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
П: устанавливать причинно-следственные связи. |
4. Решение частных задач на основе анализа теста.
Наглядный: рассматривание иллюстрации.
Словесный: слово учителя, ответы учеников.
Практич.: работа с учебником.
| 12 мин. | – Прочитайте, что такое «интонация» (с. 24). – Определите, о каком знаке препинания эта загадка (текст записан на следующей странице журнала). Ребята! В предложениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, Торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.(Восклицательный знак.) – Ребята, давайте дополним опорную схему. Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.) – Приведите примеры таких предложений. – А как произносят, если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) – Приведите примеры. – Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление.) Предложения | Сообщение | Вопрос | Просьба, приказ, восклицание |
|
|
| Ты съел пирог. | Ты съел пирог? | Ты съел пирог! | Спокойно, утвердительно | Удивление | Бодро, торжественно, восторженно |
Давайте с вами рассмотрим, какое правило нам подсказывает летучая мышь. Кто прочитает? (стр.24). «Письменно разницу предложений по ЦЕЛИ высказывания можно передать с помощью знаков препинания.» «Повышение и понижение голоса в устной речи называется интонацией.» Какой же вывод можем сделать? | Рассматривать иллюстрацию и правило из учебника.
Слушать внимательно преподавателя.
Отвечать на поставленные вопросы.
Работать с таблицей.
Демонстрировать что получилось.
|
Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план. П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий П: структурировать знания. |