Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рукавишникова Галина Яковлевна

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль предлогов в речи.

Цели урока: формировать представление о предлоге как части речи, об употреблении предлогов перед именами существительными и словами, заменяющими имена существительные, о раздельном написании предлогов со словами.

Прогнозируемые результаты: Учащиеся получат первоначальные представления о предлогах как части речи, узнают о правилах написания предлогов со словами.

Орг. момент.

Я желаю вам продуктивной работы на уроке  и приятного общения. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем удачи.

-Все расселись по местам, никому не тесно?

Я скажу вам по секрету: будет интересно!

Сейчас заходя в класс вы слышали музыку.

Сегодня к нам на урок пришел Дедус. Вы узнали его? Он приготовил для нас интересные задания и приглашает нас в царство. А какое отгадайте:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

              В лесу подснежник расцветёт.

(Весна)

Запишем красиво в тетрадь число, в классе.

1.Первое задание Дедуса :

Предложение рассыпалось, составьте его и запишите:

птицы   весну   принесли   тёплую на  крыльях

(Птицы  принесли  тёплую  весну  на  крыльях. )  

1  человек записывает  на доске и выполняет дополнительные задания.

-  Назовите главные члены предложения.

- Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.

- Какое слово вызвало затруднение?  (на)

- Как мы называли такие слова? («маленькое словечко»)  Предлог.

Что вы хотели бы про него узнать?

Какую задачу поставим  на урок?

(Что такое предлог, нужен ли он в речи, как пишутся)

Давайте на полях нарисуем оценочную линейку, укажите на ней каковы ваши знания о предлоге сейчас.

2.Дедус приготовил нам стихотворение, прочитайте его:

                        Рыхлый снег темнеет  …  марте

Тают льдинки  …  окне.

Зайчик бегает  …  парте

И … карте  …  стене.

- Что вы заметили?

( В стихотворении пропущены предлоги.)

Можно ли понять смысл этого стихотворения без предлогов? Нет.

Так нужны ли нам предлоги в речи? Да, нужны. А для чего? Какую роль они выполняют?

А может еще какая-то роль у предлогов? Давайте понаблюдаем.

Работа в парах Вставьте предлоги.

- Назовите их.(В , на , по – предлоги.)

- А кто из вас вспомнит и скажет,  как пишутся предлоги со словами?

(Отдельно.)

Справка от Дедуса:

- Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами и пишутся раздельно.

А теперь надпишите над каждым словом какая эта часть речи.

Понаблюдайте за предлогами в паре. Что вы заметили?

(Предлоги пишутся перед существительными, а перед глаголами нет.)

- На доске появляется таблица с предлогами  (предлоги из правила учебника)

у

через

из

без

в

при

с

перед

для

между

к

о

на

над

по

до

за

под

про

около

Справка от Дедуса:

Всего в русском языке около 200 предлогов.  Нам нужно запомнить написание этих предлогов.  

Легко ли это сделать? (нет, потому что предлогов много)

Классификация предлогов

3. Дедус предлагает вам поработать в группах и разбить предлоги на группы, чтобы их было легче запомнить.

На доске план:

  1. Разделить предлоги на группы по общему признаку.
  2. Объяснить почему предлог принадлежит данной группе.

Каждая группа получает карточки с предлогами: (у, из, в, с, для, через, без, при, перед, между, к, на, по, за, про, о, до, под, около.),  альбомные листы, клей.

Учащиеся разбивают предлоги на группы, по самостоятельно выбранному признаку (карточки с предлогами наклеивают на альбомные листы по группам)

Какие группы предлогов у вас получились? Какое основание у каждой группы?  

Группы учащихся представляют свою работу.

Количество букв в предлоге Написание предлогов с гласной буквой О, А, согласной буквой З

В С У ОТ ПО ПРО

ОТ ПО НА ЗА ИЗ НА ЗА НАД

ПРО НАД БЕЗ ИЗ БЕЗ ЧЕРЕЗ

ЧЕРЕЗ

Какая классификация предлогов удобнее для запоминания? (по написанию предлогов)

4.А теперь поиграем с Дедусом. На доске рисунки. (Слайды). Перед вами несколько рисунков. Определите с каким из предлогов связан каждый рисунок? (в, над, у, под, за). Предлоги появляются после ответов детей. Составьте сочетание предлога с существительным.

Итог урока:

Вернемся к нашей оценочной линейке. Ребята, отметьте теперь, где вы сейчас находитесь. Поставили ли вы оценку выше? Что нового узнали о предлоге?

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс

Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Конспект урока русского языка на тему: «Предложение как единица речи, его назначение и признаки» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Предложение как единица речи, его назначение и признаки» (УМК «Школа России», 2 класс)...