Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Матюшина Екатерина Игоревна

Тема урока: Падежи имен существительных.

Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать  умение изменять имена существительные по падежам; развивать орфографическую зоркость.
  • Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: Урок методологической направленности.

Оборудование: учебник: "Русский язык" Климанова, Горецкий, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtruss.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 Б.

Тема урока: Падежи имен существительных.

Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.

Планируемые результаты:

  • Предметные: формировать  умение изменять имена существительные по падежам; развивать орфографическую зоркость.
  • Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: Урок методологической направленности.

Оборудование: учебник: "Русский язык" Климанова, Горецкий, 3 класс, 2 часть, УМК «Школа России», презентация.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Словесный, беседа.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Организовывать рабочее место.

Слушать учителя.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу.

II. Мотивационный

Словесный, беседа.

Практический, минутка чистописания.

Практический.

Сегодня мы начнем наш урок с минутки чистописания. Давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

 П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница.

Какие же буквы будем писать в этих словах?

(а, о, е.)

Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Пропишите эти слова к себе в тетрадь. выделите безударные гласные.

Что общего у этих слов? (Они все имена существительные, они все словарные).

Докажите, что это имена существительные.

Какое слово можно назвать лишним? (Пловец – одушевленное, все остальные неодушевленные)

На какие группы можно разделить эти слова? (По родам, по безударной гласной)

В каком числе записаны эти имена существительные?

( В единственном числе.)

В каком ещё числе могут быть имена существительные?

(Во множественном числе.)

Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе?

(Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)

На слайде вы видите пословицу. Прочитайте ее.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.)

Объясните ее смысл.

Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Спишите пословицу к себе в тетрадь.

Укажите число и падежи имен существительных.

Как вы думаете, какую тему на урок мы можем поставить? (Падежи имен существительных).

Какие цели на урок поставим?

Читать слова, находит орфограммы.

Прописывать слова в тетрадь.

Слушать учителя, отвечать на вопросы.

Анализировать пословицу, записывать ее в тетрадь.

Определять падежи имен существительных.

Ставить тему на урок, цели.

К.- Формулировать собственное мнение.

П: строить рассуждение

П: строить речевое высказывание

III. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

Наглядный, демонстрация.

Словесный, рассказ.

Практический, демонстрация.

Работа с учебником.

Откройте ваши учебники на странице 57 и прочитайте упражнение под номером 102. Рассмотрите таблицу.

Какой падеж с предлогами не употребляется? (Именительный). Приведите примеры.

Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Назовите предлоги, которые употребляются в предложный падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.

Как же определить падеж имени существительного? Расскажите в парах по плану.

Прочитайте сведения о языке на странице 58. Что такое начальная форма имени существительного? Какие падежи называют косвенными?

Воспринимать на слух информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с планом.

Составлять алгоритм определения падежа имени существительного.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.- Определять цель учебной деятельности самостоятельно.

К.- Формулировать собственное мнение.

П: строить речевое высказывание

П: анализировать объекты с выделением существенных  признаков;

IV. Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.

Практический, демонстрация.

Отступите строку в ваших тетрадях, проведем небольшой диктант.

(Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, переплыл через речку).

Обозначьте орфограммы в словах. Какие орфограммы вы нашли? Укажите падеж имен существительных.

Прочитайте задание под номером 103. Как определить падеж имен существительных? Назовите падеж имен существительных. Составьте и запишите предложения с одним из словосочетаний. Какие словосочетания вы составили?

Прочитайте задание под номером 104. Что нужно сделать? (Составить предложения.)

Составьте предложения в парах.

Какие предложения у вас получились?

Как можно озаглавить получившийся текст?

Запишите заголовок и текст. Укажите падеж имен существительных.

Назовите существительные в именительном падеже? В родительном? В дательном? В винительном? В творительном? В предложном?

Прочитайте задание под номером 105. Найдите памятку, прочитайте ее. Как выполняется устный разбор имени существительного? Письменный? Обратите внимание – цифра 3 справа от слова означает, что данное слово нужно разобрать как часть речи.

Давайте разберем слово березу устно из словосочетания обнял березу.

(Березу – им. сущ., обозначает предмет, отвечает вопрос что?, начальная форма береза. Неодушевленное, нарицательное, женского рода. Употреблено в форме винительного падежа, единственного числа.)

Разберите любое существительное из нашей пословицы письменно в тетради.

Записывать словосочетания под диктовку.

Отмечать орфограммы, указывать падеж имен существительных.

Составлять и записывать словосочетания, определять падеж существительных.

Работать в парах, составлять предложения.

Озаглавливать текст.

Записывать текст.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать памятку разбора имени существительного.

Делать разбор имен существительных.

П: анализировать объекты с выделением существенных  признаков

К.- Формулировать собственное мнение.

П: строить речевое высказывание

П: анализировать объекты с выделением существенных  признаков

К.- Формулировать собственное мнение.

П: строить речевое высказывание

V. Заключительная часть.

Рефлексия.

Словесный, ответы на вопросы, самоанализ

Ребята, какая тема была нашего сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили на урок? Смогли ли мы их достичь?

А теперь поднимите руку те, кому наш урок показался легким и не вызвал трудностей. Теперь поднимите руки те, у кого были небольшие трудности. И поднимите руку те, кому было совсем сложно.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной на слайде.

Оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...

Конспект урока "Правописание предлогов с именем существительным" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления представления о роли предлогов в речи и их правописании с именами существительными; формирование умения составлять словосочетания и предложе...