«Звук [й], буквы Й, й »
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок объяснения нового материала составлен для учащегося 1 класса индивидуального обучения (вариант программы 4.1. ФГОС НОО ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Звук [й], буквы Й, й 1 класс | 103.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [й], буквы Й, й ».
Тип урока: урок объяснений новых знаний.
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной
информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через индивидуальную форму организации познавательной деятельности.
Задачи
Образовательные:
• познакомить с звуком [й'], его артикуляцией и буквами, обозначающими его в печатном и рельефно-точечном шрифте Брайля;
• учить выполнять звуко - буквенный анализ слов с этой буквой;
• совершенствовать навыки плавного слогового чтения.
Коррекционно - развивающие:
• развивать и корригировать фонематический слух, внимание, слуховую и зрительную память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление на основе выполнения дидактических упражнений и игр.
• развивать и корригировать речь обучающегося с опорой на имеющиеся у него опыт и знания, обогащать словарный запас;
• развивать осязание и мелкую моторику пальцев и кистей рук через выполнение пальчиковой гимнастики, на основе изучения рельефного рисунка, восприятия рельефно-точечного шрифта Брайля.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к чтению, активность в познании учебного предмета и окружающего мира ;
• воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения,
формировать навыки социального поведения в общественном транспорте.
Умения:
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках. Предметные: рассказывать о новых звуках и букве, обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов. Метапредметные: Познавательные: группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни. Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его. Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с учителем при помощи речевых средств. Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый Форма проведения урока: индивидуальная. Оборудование: планшетный компьютер, увеличитель текста «Видео –оптик», азбука- шеститочие, азбука- колодка, грифель. раздаточный материал. Ресурс: УМК «Школа России» В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Русская Азбука», М.: Просвещение, 2009г.; «Русская азбука М.:«МИМО РЕПРО», 2013г.
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап.
У.- Здравствуй, Сережа!
Проверь - ка, дружок,
Готов ты к тому, чтоб начать наш урок?
Всё - ли на месте? Всё в полном порядке!
Отлично, нам многое надо узнать,
Все то, что узнаем, усвоить на пять.
2.Актуализация знаний обучающегося о транспорте.
- Логическое упражнение «Виды транспорта».
У. - Итак, мы продолжим свое увлекательное путешествие по стране звуков и букв. Но сначала послушай отрывок из стихотворения:
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике.
А за ними раки на хромой собаке,
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле.
Едут и смеются, пряники жуют.
У.- Из какого стихотворения этот отрывок, кто его автор?
О.- « Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского.
У.- Правильно. Какие виды транспорта в нем упоминаются?
О.- Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай.
У.- Какой вид транспорта « лишний»?
О.- Воздушный шар.
У.-Транспорт, на котором я предлагаю отправиться в путешествие, не совсем для нас привычен. Что же это за транспорт - угадай загадку?
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут
Ты садись и не зевай,
Отправляется …….( трамвай)
(выкладывается картинка трамвая, отмечаются отличительные особенности данного вида транспорта)
У.- А у нас в городе есть трамваи? А где есть?
О.- В больших городах, например, в Москве.
- Фонетическое упражнение «Шумы города».
У.- Сережа, послушай звукозапись «Шумы города - трамвай». Подумай, можно ли определить приближающийся трамвай по звуку, не видя его?
О.- Да, по сигналу, стуку о рельсы.
3.
- Выделение звука [й’] из слова:
У.- Произнеси слово трамвай, выделяя интонационно последний звук. Назови этот звук.
О.- Звук [й’].
У.- Где мы с ним уже встречались?
О.- Когда изучали гласные е, ё, я.
У.- Эти буквы мы называем «хитрыми» - они в особых случаях обозначают два звука, один из которых [й’]. Напомни эти особые случаи.
О.- Когда эти буквы пишутся в начале слова и после гласного.
У.- Совершенно верно.
4. Актуализация первичного опыта на этапе введения новой учебной информации.
- Артикуляция звука [й’]:
У.- Произнесем звук [й’]. Понаблюдаем за губами, зубами, язычком.
О.- При произношении звука [й] мы как будто улыбаемся. Между
зубами образуется небольшая щель. Язычок касается нёба.
У.- О чем, это говорит?
О.- Значит, звук [й] – согласный, так как воздух во рту встречает
преграду.
У.- Произнеси звук [й] ещё раз. Определи, как проходит воздух через горлышко при его произнесении. Сделай необходимые выводы.
О.- При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит он звонкий.
У.- Как образуется этот звук: твёрдо или мягко?
О.- Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
У.- Охарактеризуй коротко звук [й].
О.- Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
У.- Молодец.
4. Актуализация полученных знаний и умений.
У.- Итак, мы с тобой подошли к трамваю и входим в него. Как надо правильно войти?
О. - Не толкаться, пропустить девочек и взрослых вперед.
У. - Правильно. Что должен приобрести каждый пассажир?
О.- Билет.
У. - Чтобы приобрести билет ты должен выполнить несколько заданий.
- Игра «Узнай звук»:
У.- Сережа, если в трамвае мест нет, а ты сидишь, уступишь ли ты свое место вошедшему взрослому?
О.- Да.
У.- Я рада, что ты помнишь о правилах проезда в общественном транспорте, а теперь давай проверим, насколько ты внимателен. В наш трамвай входят новые пассажиры. Я их перечисляю, а ты встаешь и уступаешь свое место только тому в названии, которого слышишь звук [й], садишься на свое место, если его там нет.
Слова: лиса, лайка, слон, соловей, волк, змей, бегемот, воробей, чайка, крот.
У. -Молодец, ты правильно определил слова, в которых слышится звук [й].
- Игра «Угадай-ка»
У.- Сережа, а теперь определи место звука [й] в слове. Если в начале слова - хлопаешь один раз, в середине - два раза, в конце - три.
Слова: сильный, хоккей, йод, шайба, линейка.
У.- Молодец! И со вторым заданием ты справился отлично! Получи билет. На билете записано, как обозначается звук [й] на письме.
5.Актуализация обогащаемого опыта на этапе усвоения нового
материала.
- Знакомство с печатным изображением буквы Й,й.
У.- Звук [й] на письме обозначается буквой Й й (и краткое). Сережа, какую букву тебе напоминает Й.
О.- Букву И.
У.- Букву й зовут – «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
У.-Сережа, я составила для тебя слово, прочитай его- трамвай. Проанализируй его. (выполнение слого- буквенного анализа)
О.- 2 слога, ударение падает на 2 слог.
т [т] – согл., глух., тверд.
р [р] – согл., звонк., тверд.
а [а] – гласн., безуд.
м[м] – согл., звонк..тверд.
в [в] – согл, звонк, тверд.
а [а] – гласн, ударн
й [й'] – согл., звонк.мягк.
7 б. 7 зв.
- Чтение слов с буквой й из учебника «Азбука» для слабовидящих.
У.- Обрати внимание, что слов в русском языке, которые начинаются на букву й не так и много. Какие слова мы прочитали?
О.- Йод, йог, йогурт.
У.- Что обозначает каждое слово?
У.- йод - лекарство; йог-человек, занимающийся йогой; йогурт-кисломолочный продукт.
У.- Закрой глаза и прикрой их ладонями рук, сложенными крест-накрест. Не дави на глазные яблоки. Подержи глаза закрытыми. Подумай о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызывает у тебя радость и приятные ощущения. Открой глаза.
- Знакомство с рельефно - точечным обозначением буквы й.
У.- Молодец, а теперь возьми, пожалуйста, грифель и азбуку-шеститочие и обозначь на ней точками букву й. Записываем: (1 2 3 4 6).
Переверни шеститочие и прочитай, какими точками обозначается буква й по системе Брайля.
О.- (1 2 3 4 6).
У.- Какую точку мы не используем при обозначении буквы й.
О.- (5).
6. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний, умений и навыков.
- Письмо буквы й в азбуке – колодке.
У.- Запиши 2 раза подряд букву й, пропусти клетку, запиши название последнего месяца весны (май). Переверни, прочитай.
- Работа с «Русской азбукой»
У.- Найди первую строчку, прочитай букву й.
У.- Найди рисунок трамвая (покажи вагон, окна, дуги, колеса).
У.- Наш трамвай продолжает свое движение. Выполняя пальчиковую гимнастику, давай перечислим, какие виды транспорта нам встречаются на дороге.
Будем пальчики сгибать – Будем транспорт называть: Автомобиль, велосипед, «Газель», троллейбус, И мопед. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжимает и разжимает пальчики. Поочерёдно разжимает пальчики, начиная с мизинца. Сжимает и разжимает пальчики. |
У.- В названии какого еще вида транспорта ты услышал звук [й]?
Где?
О.- Троллейбус, в середине.
У.- Что общего у трамвая и троллейбуса? Чем они отличаются?
О.- Оба передвигаются с помощью электричества, отличаются тем, что
трамвай передвигается по рельсам.
6. Оценочно-рефлексивный.
У.- Наше путешествие подходит к концу, и мы подъезжаем к конечной остановке. Прежде, чем мы покинем трамвай, вспомни:
- С каким звуком сегодня познакомились?
- Дай ему характеристику.
- Какой буквой на письме обозначается?
- Какими точками обозначается буква й по Брайлю.
У.- Спасибо за урок, сегодня нашему путешествию помогал светофор.
Как ты думаешь, в чем заключалась его помощь?
О.-Он регулировал движение.
У.- Молодец! Регулируя движение, светофор помогает соблюдать дорожные правила как водителям, так и пешеходам. Выбери, пожалуйста, смайлик из светофора:
Зелёный смайлик, если тебе всё понятно было на уроке.
Жёлтый смайлик, если в чем-то сомневаешься, что – то не понял.
Красный смайлик, если ты ничего не понял и путешествие не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...