Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости на письме гласными и ь». (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Обобщение знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обозначение мягкости на письме гласными и ь | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Обозначение мягкости на письме гласными и ь».
Тип урока: закрепление изученного материала;
Цель: обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком.
Планируемые результаты
предметные: -обобщить и закрепить изученный материал;
-правильно и точно говорить и писать на родном языке, - уметь обозначать мягкость согласных на письме гласными и буквой «мягкий знак», -распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных ;
- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | ≈ 2 | Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. | ≈ 5 | -Дома вам нужно было прочитать выразительно строки из сказки «Два жадных медвежонка». - Кто прочитает? - О ком и о чём эти строки? (о медвежатах, о жадности). - В парах обсудите и придумайте, что же произошло дальше. -Затем открываем тетради, отступаем две строчки, записываем число. -Выпишите три слова, в которых мягкость согласного звука обозначена на письме мягким знаком (ь). -Подчеркните мягкий знак в слове. -Сейчас мы с вами настроем ваши руки на письмо. Посмотрите на доску: Я, ё, и, е, ь -Что вы видите на доске? (буквы) -Назовите эти буквы. -Какая буква лишняя? (ь) - Почему? (не обозначает звука). - Как одним словом назвать остальные буквы? (гласные буквы, обозначающие звук). -Но в чем все эти буквы все-таки похожи ?(указывают на мягкость предшествующего согласного.) -Пропишите эти буквы красиво в своих тетрадях до конца строки в этой же последовательности. | Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем. Поддерживать учебный диалог Называть буквы Анализировать буквы | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | ≈ 10 ≈20 =5 | -Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться обозначать мягкость согласных на письме. На доске вы видите карточки со словами: вежливость, жадность, жестокость, скромность, злость, смелость, трусость, аккуратность. -Прочитайте слова. -Что они называют? (качества человека) -Что общего в написании слов? (ь на конце слова) -Мы с вами знаем, что у людей есть хорошие качества, а есть не совсем хорошие. -У вас на партах у каждого есть карточки со знаками + и -. У кого карточка + выбирают и выписывают хорошие человеческие качества, а у кого карточка – выбирают и выписывают качества не очень хороших людей. -Записывать качества через запятую, в строчку. -Проверьте соседа по парте выполнил ли он задание, для этого обменяйтесь тетрадями. Кто проверит, соедините ваши руки вместе. -А теперь давайте проверим все вместе, для этого разделим эти слова в два столбика на доске. -Ребята, нужно стремиться обладать только хорошими качествами. А теперь давайте встанем и разомнемся. -Продолжаем нашу работу. - Открываем учебник на странице 82 упражнение № 4. - Произнесите слова по их звуковым обозначениям. -Скажите, что обозначает каждое слово? (метр, лыжня, клён). -Объясните, как вы будете обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах? (через гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного). - страница 85, упражнение №8. -Читаем по цепочке по слову. - -Одинаково или по –разному надо читать букву эль в каждом слове? (по-разному). -Распределите и запишите себе в тетрадь эти слова в два столбика: в первый столбик- слова, где буква эль обозначает мягкий согласный звук, во второй- слова, где буква эль обозначает твердый согласный звук. -Обменяйтесь тетрадями, и сделайте взаимопроверку , сверяя ответ с доской. -Посмотрите на доску. Прочитайте слова. (медведь , земля, ельник, юноша, клён, рюкзак, ёжик, маяк). -Запишите себе в тетрадь только те слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (медведь, земля, клён, рюкзак). -страница 89 , упражнение № 7. -Прочитайте . Обратите внимание на знак переноса в данных словах. -Почему буква мягкий знак при переносе слов не отделяется от предыдущей буквы? ( нельзя, чтобы при переносе оставалась часть слова, которая не составляет слога). - Кто попытается сделать вывод: как переносятся слова с буквой мягкий знак с одной строки на другую? -Запишите как пример любые два слова, разделяя их черточкой для переноса. -Откройте учебник на странице 91 и найдите упражнение 10. -Прочитайте предложения. (по цепочке). -Составляют ли данные предложения текст? (нет). -Почему?(предложения не связаны, расположены не последовательно.) -Что нужно сделать, чтобы составить текст?(расположить в правильном порядке.) -Какое предложение будет первым? Почему? (говорится о времени года, в которое происходит действие.) -Разделитесь на группы. Найдите это предложение у себя на парте и положите его первым перед собой. -А теперь в группах установите последовательность других предложений. Работайте сообща, выслушивайте мнение каждого участника группы. -Давайте проверим, что вы получили. (каждая группа по цепочке зачитывает по одному предложению, учитель открывает их на доске.) На доске: Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучался в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад. -Как можно озаглавить наш текст? (друзья.) Задание №4 стр 88. -У вас на столе в группах лежат кроссворды, вам нужно вписать в клеточки буквы такие, чтобы получились слова-названия зверей, птиц, рыб? -Получилось ли у вас работать в группах? -Сегодня на уроке вы помогали друг другу?
Подводим итоги урока: - Давайте еще раз хором прочитаем и произнесем правила на страницах 82 и 88 . -Что может обозначать мягкий знак на письме? ( мягкость предшествующего согласного.) -Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? (я,ё,и,е,ь), твердость? (а,о,у,ы,э) -Что вызвало у вас затруднения на уроке? -Урок окончен, Спасибо всем за хорошую работу на уроке. |
Поддерживать учебный диалог Формулировать тему урока. Выбирать и записывать качества человека Взаимопроверка Проверять выполнение работы Показывать наглядно Объяснять обозначение на письме мягкости согласных звуков Распределять и записывать слова Выполнять задание Читать по цепочке Проверять правильность выполнения задания, рассуждать поддерживать учебный диалог читать по цепочке работать в группах составлять текст Самопроверка Озаглавливать текст Разгадывать кроссворд Обобщать информацию Поддерживать учебный диалог Подводить итог | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс
Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....
конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласныхбуквой И" 2 класс
Конспект урока по теме " Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквой И" в помощь молодым учителям ГС Базыр, учебник для 2 класса...
Конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквами е,ё,ю,я"
Дан развёрнутый конспект урока в помощь молодым учителям...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс...
Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными" (УМК "Школа России" 1 класс)
Систематизация знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме....