Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь"
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

Лебедева Елена Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_oboznachenie_myagkosti_na_pisme_glasnymi_i_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Обозначение мягкости на письме гласными и ь».

Тип урока: закрепление изученного материала;

Цель:  обобщить знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком.

Планируемые результаты

предметные: -обобщить и закрепить изученный материал;

-правильно и точно говорить и писать на родном языке, - уметь обозначать мягкость согласных на письме гласными и  буквой «мягкий знак», -распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных ;

- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ребята, проверьте, готовы ли вы к уроку русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Садитесь.  

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

≈ 5

-Дома вам нужно было прочитать выразительно строки из сказки «Два жадных медвежонка».

- Кто прочитает?

- О ком и о чём эти строки? (о медвежатах, о жадности).

- В парах обсудите и придумайте, что же произошло дальше.

-Затем открываем тетради, отступаем две строчки, записываем число.

-Выпишите три слова, в которых мягкость согласного звука обозначена на письме мягким знаком (ь).

-Подчеркните мягкий знак в слове.

-Сейчас мы с вами настроем ваши руки на письмо. Посмотрите на доску:

Я, ё, и, е, ь

-Что вы видите на доске? (буквы)

-Назовите эти буквы.

-Какая буква лишняя? (ь)

- Почему? (не обозначает звука).

- Как одним словом назвать остальные буквы? (гласные буквы, обозначающие звук).

-Но в чем все эти буквы все-таки похожи ?(указывают на мягкость предшествующего согласного.)

-Пропишите эти буквы красиво в своих тетрадях до конца строки в этой же последовательности.

Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем.

Поддерживать учебный диалог

Называть буквы

Анализировать буквы

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

-Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться обозначать мягкость согласных на письме.

На доске вы видите карточки со словами: вежливость, жадность, жестокость, скромность, злость, смелость, трусость, аккуратность.

-Прочитайте слова.

-Что они называют? (качества человека)

-Что общего в написании слов? (ь на конце слова)

-Мы с вами знаем, что у людей есть хорошие качества, а есть не совсем хорошие.

-У вас на партах у каждого есть карточки со знаками + и -. У кого карточка + выбирают и выписывают хорошие человеческие качества, а у кого карточка – выбирают и выписывают качества не очень хороших людей.

-Записывать качества через запятую, в строчку.

-Проверьте соседа по парте выполнил ли он задание, для этого обменяйтесь тетрадями. Кто проверит, соедините ваши руки вместе.

-А теперь давайте проверим все вместе, для этого разделим эти слова в два столбика на доске.

-Ребята, нужно стремиться обладать только хорошими качествами.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжаем нашу работу.

- Открываем учебник на странице 82 упражнение № 4.

- Произнесите слова по их звуковым обозначениям.

-Скажите, что обозначает каждое слово? (метр, лыжня, клён).

-Объясните, как вы будете обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах? (через гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного).

- страница 85, упражнение №8.

-Читаем по цепочке по слову.

-

-Одинаково или по –разному надо читать букву эль в каждом слове? (по-разному).

-Распределите и запишите себе в тетрадь эти слова в два столбика: в первый столбик- слова, где буква эль обозначает мягкий согласный звук, во второй- слова, где буква эль обозначает твердый согласный звук.

-Обменяйтесь тетрадями, и сделайте взаимопроверку , сверяя ответ с доской.

-Посмотрите на доску. Прочитайте слова. (медведь , земля, ельник, юноша, клён, рюкзак, ёжик, маяк).

-Запишите себе в тетрадь только те слова, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (медведь, земля, клён, рюкзак).

-страница 89 , упражнение № 7.

-Прочитайте . Обратите внимание на знак переноса в данных словах.

-Почему буква мягкий знак при переносе слов не отделяется от предыдущей буквы? ( нельзя, чтобы при переносе оставалась часть слова, которая не составляет слога).

- Кто попытается сделать вывод: как переносятся слова с буквой мягкий знак с одной строки на другую?

-Запишите как пример любые два слова, разделяя их черточкой для переноса.

-Откройте учебник на странице 91 и найдите упражнение 10.

-Прочитайте предложения. (по цепочке).

-Составляют ли данные предложения текст? (нет).

-Почему?(предложения не связаны, расположены не последовательно.)

-Что нужно сделать, чтобы составить текст?(расположить в правильном порядке.)

-Какое предложение будет первым? Почему? (говорится о времени года, в которое происходит действие.)

-Разделитесь на группы.

Найдите это предложение у себя на парте и положите его первым перед собой.

-А теперь в группах установите последовательность других предложений. Работайте сообща, выслушивайте мнение каждого участника группы.

-Давайте проверим, что вы получили. (каждая группа по цепочке зачитывает по одному предложению, учитель открывает их на доске.)

На доске: Была осень. За окном лил дождь. Кузьма лежал в постели больной. В полдень кто-то постучался в дверь. Это пришли друзья. Мальчики сняли пальто и прошли в комнату. Кузьма был рад.

-Как можно озаглавить наш текст? (друзья.)

 Задание №4 стр 88.

-У вас на столе в группах лежат кроссворды, вам нужно вписать в клеточки буквы такие, чтобы получились слова-названия зверей, птиц, рыб?

-Получилось ли у вас работать в группах?

-Сегодня на уроке вы помогали друг другу?

 

Подводим итоги урока: 

- Давайте еще раз хором прочитаем и произнесем правила на страницах 82 и 88 .

-Что может обозначать мягкий знак на письме?

 ( мягкость предшествующего согласного.)

-Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? (я,ё,и,е,ь), твердость? (а,о,у,ы,э)

-Что вызвало у вас затруднения на уроке?

 

-Урок окончен, Спасибо  всем за хорошую работу на уроке.

 

Поддерживать учебный диалог

Формулировать тему урока.

Выбирать и записывать качества человека

Взаимопроверка

Проверять выполнение работы

Показывать наглядно

Объяснять обозначение на письме мягкости согласных звуков

Распределять и записывать слова

Выполнять задание

Читать по цепочке

Проверять правильность выполнения задания,

рассуждать

поддерживать учебный диалог

читать по цепочке

работать в группах

составлять текст

Самопроверка

Озаглавливать текст

 Разгадывать кроссворд

Обобщать информацию

Поддерживать учебный диалог

Подводить итог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Гласные и согласные"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе«Перспектива» на тему "Гласные и согласные"...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости на письме гласными и ь" 1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (письмо)...