Конспект урока крусского языка в 1 классе по теме "Что такое ударение?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Данный урок содержит материал, предлагаемый для изучения темы "Ударение". В нем показана роль ударения  для лексического значения слова. ПРедложен дидактический материал, позволяющий проводить индивидуальную работу и работу в парах. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie_11.pptx2.91 МБ
Файл udarenie_1.docx350.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 1 класс Что такое ударение?

Слайд 2

6 апреля К. р.

Слайд 3

Ударение Что такое ударение? Как найти ударение в слове? На что падает ударение? Как обозначается? Когда можно не ставить ударение?

Слайд 4

На столе стоят кружки с молоком. Из бумаги вырезали синие кружки. Стрелки часов показали полдень. Стрелки из лука поразили все мишени. В вазе стояли белые и красные гвоздики. Папа вбил гвоздики в раму окна.

Слайд 5

На столе стоят кружки с молоком. Из бумаги вырезали синие кружки.

Слайд 6

Стрелки часов показали полдень. Стрелки из лука поразили все мишени.

Слайд 7

В вазе стояли белые и красные гвоздики. Папа вбил гвоздики в раму окна.

Слайд 8

кр у жки с молоком - синие кружк и стр е лки часов - стрелк и из лука красные гвозд и ки - вбил гв о здики

Слайд 9

Ударение - это выделение в слове голосом одного из слогов.

Слайд 10

карандаш кружки кружки стрелки стрелки гвоздики гвоздики

Слайд 11

Поставить в словах ударение Шарфы, среда, пылесос, красивее, воробей, ёжики, звонит, километр.

Слайд 12

Познакомимся с Орфоэпическим словарём! Шарфы, среда, пылесос, красивее, воробей, ёжики, звонит, километр.

Слайд 14

1 слог: ро́бот, по́лька последний слог: винегре́т, жалюзи́, помидо́р предпоследний слог: рисунок, тарелка, гитара

Слайд 15

Знак ударения не ставится в односложных словах! Знак ударения не ставится в словах с буквой Ё !

Слайд 16

Расскажи-ка, буква Ё, Как твоё житьё-бытьё? Буква Ё дает отчёт: - Ничего житьё течёт. Я – ударная всегда! - Ой-Ё-Ёй, вот это – да!

Слайд 17

Я-молодец! Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. 140+140=240?

Слайд 18

Контрольные вопросы Что такое ударение? Где может быть ударение в слове? В каких словах ударение не ставится? Что надо сделать для выделения ударного слога?

Слайд 19

Оцените свою работу! Я умею определять место ударения в слове! Были некоторые затруднения ! Буду стараться ещё!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока:

«Что такое ударение?»

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Личнoстные:

— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;

— иметь представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные:

— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

— составлять целое из его частей;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные задачи:

Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  Я хочу начать наш урок с повторения. Все слова нашей речи состоят из звуков. Звуки - строительный материал языка. Их никто не изобретал и не придумывал. Они складывались в слова постепенно. Буквы лишь значки, придуманные человеком. Они как одежда нашего языка. Без звуков слово существовать не может, а без букв может.

II.Актуализация знаний

Если иностранцу предложить произнести слова, то можно услышать: апре́ль, ве́сна, ледо́ход. Понятно, о чем он говорит?

В чем секрет русского языка? (В ударении в словах)

Актуализация знанийКакая тема урока?

Я сегодня на урок принесла несколько картинок и предметов.

(ирис, гвоздики, кружки, свеча, стрелки)

Они помогут нам разгадать секрет ударения в словах.

О чем вы хотите узнать?

  1. Что такое ударение?
  2. Как найти ударение в слове?
  3. На что падает ударение?
  4. Как обозначается?
  5. Когда можно не ставить знак ударения?

III,Первичное усвоение новых знаний.

Попробуем ответить на вопрос: Что такое ударение?

На ваших партах лежат листы с предложениями и картинки.  Наклейте подходящий для каждого предложения рисунок.

Прочитайте полученные предложения.

Почему одинаково написанные слова звучат по – разному?

(Громче произносятся разные гласные звуки.)

Что же такое ударение?

(Это выделение силой голоса слога в слове.)

Ударный слог произносится в 2 раза длиннее, с большей силой и отчетливостью.

На письме ударение обозначается специальным значком-молоточком.

Поставьте ударение в одинаковых словах.

Но сначала проведем опыт.

Я поднесу осторожно к губам свечу и произнесу слово с 3 одинаковыми гласными.

КАРАНДАШ.

Почему свеча погасла?

При произнесении гласных воздух не встречает преград на своем пути. Пламя заколебалось, а потом совсем погасло. На самом громком слоге. Он и есть ударный слог в слове КАРАНДАШ. Вы должны помнить, что спички-это опасность, и использовать их можно только взрослым.

Итак, поставим ударение в слове КРУЖКИ.(свеча)

Но свечой пользоваться очень неудобно. Попробуем выбрать самый удобный  способ.

  1. Можно слово позвать, окликнуть (КАРАНДАААШ!!! СОООЛНЦЕ!!! ВЕСНААА!!!) Только нельзя выделять каждый слог в отдельности. Слово произносится целиком.

Самостоятельно: (КРУЖКИИИ!!!)

  1. Можно удивиться и  спросить: (Это КАРАНДАШ? Это СОЛНЦЕ? Это ВЕСНА?)

Самостоятельно: (Это КРУЖКИ?)

  1. Можно попробовать поставить ударение на каждый слог: (КАРАНДАШ, КАРАНДАШ, КАРАНДАШ). СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ВЕСНА, ВЕСНА.

Самостоятельно: (Это КРУЖКИ?)

Поставим ударение в остальных словах любым способом: кружки, стрелки, гвоздики.

IV. Первичная проверка понимания/

Поставить ударение в словах ШАРФЫ, СРЕДА, ПЫЛЕСОС, КРАСИВЕЕ, ВОРОБЕЙ, ЁЖИКИ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР.

Некоторые слова вызвали затруднение. На помощь придут умные книги-словари. В Орфоэпическом словаре можно проверить правильное произношение слов. Орфоэпия  переводится с греческого «говори правильно».

Кроме этого словаря можно проверить правильность ударения в Толковом словаре и Орфографическом словаре.

 В некоторых языках ударение имеет постоянное место:

Чешский язык-1 слог: робот, полька

Французский, турецкий, армянский – на последний слог: винегрет, жалюзи, помидор

Польский, испанский, грузинский – предпоследний слог: рисунок, тарелка, гитара

В русском языке у ударения нет постоянного места. Оно свободное. Проверим: книга, сметана, утконос.

Вы заметили, что ударение может стоять на любом слоге?

Распределите слова по столбикам, поставив ударение.

Очень важно соблюдать верное ударение. В русском языке есть слова, в которых, изменив ударение, получаются слова с новым другим смыслом.

Посмотрите на оставшиеся картинки:

Замок можно превратить в замок.

Конфету ирис - в цветок ирис.

V. Первичное закрепление

Вы поняли, что ставить верно ударение в словах - очень важно.

Но есть такие случаи, когда знак ударения отдыхает. Назовите известные вам случаи:

Знак ударения не ставится:

-когда в слове 1 слог Например: дом, шум, дождь, снег

- если в слове есть буква Ё:

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё дает отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я – ударная всегда!

- Ой-Ё-Ёй, вот это – да!

Прочитайте предложение без ошибок. В чем секрет?

От постановки ударения будет зависеть, правильно ли вы сосчитали.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Какую табличку вы себе выберете, чтобы оценить свою работу?

Я молодец!  Я молодец!

V.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вы увидели, что постановка ударения в слове-совсем непростое дело. Этому учатся многие годы и дети, и взрослые. И вы, ребята, следите за правильным произношением слов. Тогда вашу речь будет приятно слушать.

На столе стоят кружки с молоком.    

Из бумаги вырезали синие кружки.

Стрелки часов показали полдень.

Стрелки из лука поразили все мишени.

 

В вазе стояли белые и красные гвоздики.

Папа вбил гвоздики в раму окна.

           

http://cdn01.ru/files/users/images/62/36/62364ecfca95ab886841aa687b500919.jpeg    http://cdn01.ru/files/users/images/62/36/62364ecfca95ab886841aa687b500919.jpeg  http://cdn01.ru/files/users/images/62/36/62364ecfca95ab886841aa687b500919.jpeg  http://cdn01.ru/files/users/images/62/36/62364ecfca95ab886841aa687b500919.jpeg  http://cdn01.ru/files/users/images/62/36/62364ecfca95ab886841aa687b500919.jpeg   

 

солнце

подснежники

ручейки

почки

каникулы

муравейник

птицы

сосульки

витамины

весна

ледоход

тепло

одуванчики

234934_1411760974     234934_1411760974      234934_1411760974  234934_1411760974

iris54  iris54  iris54  iris54

         archery-outdoor-games-for-kids_1770    archery-outdoor-games-for-kids_1770   archery-outdoor-games-for-kids_1770 

         

Beautiful-Red-Carnation-colors-34691890-1600-1200  Beautiful-Red-Carnation-colors-34691890-1600-1200  Beautiful-Red-Carnation-colors-34691890-1600-1200   

            787482c28f35205d3e7cf3b9c6ux--kosmetika-ruchnoj-raboty-mylo-iriski   787482c28f35205d3e7cf3b9c6ux--kosmetika-ruchnoj-raboty-mylo-iriski   787482c28f35205d3e7cf3b9c6ux--kosmetika-ruchnoj-raboty-mylo-iriski 

burg-eltz-008        burg-eltz-008   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Немецкий язык. 2 класс.Тема: Как сказать, кто такой?

Цель урока: формирование произносительных навыков.Задачи:  ...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Что такое антонимы? »

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Что такое антонимы? »...

Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?"  УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое глагол"

Конспект урока русского языка 2 класса "Чтотакое глагол" и презентация к нему...