Конспект урока «Части речи. Имя существительное» 2 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Урок русского языка

«Части речи. Имя существительное»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi_imya_sushchestvitelnoe.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.2018                                                                                                     Учитель:  Сажина Е.А.

                                                                                                         

Класс:2 «А»                                                                                                            Студентка: Кузнецова Т.,43 гр.

Урок русского языка

«Части речи. Имя существительное»

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с понятием части речи; научить различать признаки частей речи; дать понятие об имени существительном как отдельной части речи.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся определять, какой частью речи является слово; научатся распознавать признаки частей речи.

Личностные: учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 2 класс 2 часть УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, компьютер, проектор.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Здравствуйте, ребята! У нас урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Сл.:уч.диалог

Наглядый:уч. доска

Пр.: разбор предложения по частям речи

Пр.: анализ языкового материала

6 мин

Актуализация знаний

Дома вы самостоятельно изучали большую тему.

- Как она называется?

- Что такое части речи?

Наша речь состоит из слов. Каждое слово, которое мы произносим что – то обозначает – это и есть частица нашей речи.

На доске у меня записано предложение. Прочитайте его.

Наступает веселый праздник.

- О чем говорится в предложении? ( о празднике)

- Какой вопрос к слову праздник можем задать? (что?)

- Идем дальше. Праздник что делает? Ищите в предложении, что праздник делает. (Наступает)

- Это уже другая часть речи и на другой вопрос она отвечает.

- Праздник какой? (Веселый)

- Это вообще другое слово.

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Работать над предложением

Р: планирование последовательности действий

Л: оценивание усваиваемого материала.

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Постановка учебной задачи и ее решение

Пр.:целеполагание

2 мин

Целеполагание

Получается, что я  произнесла речь.

- Только моя речь состоит из 3 разных слов. Из 3 разных частей.

- Что мы сегодня будем с вами изучать?

- Чему мы должны научиться?

- В этом большом разделе мы будем изучать разные части речи.

Формулировать тему и задачи урока

П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.

Пр.: анализ языкового материала

Пр.:

Работа со схемой

Пр.: работа с предложением

5 мин

Открытие нового знания.

- У каждого слова из нашей речи есть свои признаки и свой вопрос.

- Найдите в учебнике на с.41 схему.

- Поставьте пальчик. Наша речь состоит из слов:

1. Слова, которые обозначают предмет. Такие слова отвечают на вопросы кто? что? Они  называются имена существительные.

2. А есть слова, которые обозначают признаки предметов (этих предметов). Такие слова отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие? Такие слова называются имена прилагательные.

3. А есть еще слова, которые обозначают действия предметов. Они отвечают на вопросы что делать? что сделать? Такие слова называются глагол.

- Все эти 3 разные слова являются частями речи.

- еще раз. В нашей речи существует сколько разных слов? ( 3)

- Какие это слова?

- Вернемся к нашему предложению.

Наступает веселый праздник.

- Найдите слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что? (ночь) – как называется это слово? Какой частью речи является?

- Найдите слово, которое обозначается действие предмета и отвечает на вопрос что делает?- как называется это слово? Какой частью речи является?

- Найдите слово, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая? Какой частью речи является это слово?

- Молодцы!

Слушать учителя

Работать со схемой

Закреплять работу со схемой на предложении

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

1 мин

Физминутка

Ребята, встаньте со своих мест. Немножко разомнемся.

Почему повсюду лужи?

(Развестируки в стороны, пожать плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

Потому что дождь идет!

(Хлопок в ладоши.) 

Выполнять движения вместе с учителем и одноклассниками

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

 Решение частных задач

Сл.: слово учителя

Пр.:

Работа над упражнением

Н.:рассматривание иллюстраций

Пр.: работа с иллюстрациями

Пр.: формулирование вывода

Сл.:беседа

Пр.: работа с успражнением

13 мин

Продолжение работы над темой

С. 43, упражнение 72.

- Дома вы выполняли у. 72 на с.43.

- В этом упражнении вам нужно было определить часть речи каждого слова в предложении Тихая зимняя ночь.

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто или что?  Какая это часть речи?

- Вы подписываете у себя на листочках, я пишу на доске сверху часть речи этого слова.

- Найдите слово, которое отвечает на вопрос какой?какая?какое?какие?  Какой точный вопрос подходит к этому слову?

- Как называется эта часть речи? – Подписываем вместе сверху часть речи.

- - Какое слово осталось? Зададим к нему вопрос. Какой частью речи является? Подписываем.

- Найдите строчку: Полный месяц глядит с небосклона.

- Найдите среди слов этого предложения то слово, которое отвечает на вопрос что делает?

- Какой частью речи является это слово?

- Пишем над словом часть речи.

- Молодцы!

- На протяжении нескольких уроков мы будем говорить об 1 части речи – это имя существительное.

С.44, упражнение 74.

Откройте с.44.

- у. 74 –рассмотрите картинки.

- По строчкам назовите предметы, которые здесь изображены.

- Теперь так же по порядку, назовите предметы. Которые отвечают на вопрос кто?

- Какой вывод можем сделать?

Слова, которые отвечают на вопрос кто, обозначают живые предметы. Все остальные предметы отвечают на вопрос что.

- Назовите по порядку предметы, которые отвечают на вопрос что?

Вместе проговорим: Слова, которые отвечают на вопросы кто и что, называются имена существительные.

С.46, упражнение 48.

На с. 46, упр. 48.  Читает 1 уч.

- Какую черту характера обозначает слово нежность? ( добрые, внимательные, понимающие)

- Какая черта характера у людей, которые скромные? ( робкие, несмелые, поэтому очень скромные)

- Какая черта характера у отважных людей? (смелость, мужество, геройство)

- На какой вопрос отвечает какое-ибо качество человека? (что?)

-Какой частью речи является? ( именем существительным)

- Вы почитали страничку для любознательных?

- Только ли конкретные предметы обозначают имена существительные? (доска, стол, ручка, книга)

- Нет. Нежность – это тоже имя существительное, отвага. Скромность, такие как качества людей.

- Почему это тоже имена существительные? На какой вопрос они отвечают? (что)

- Есть такие слова, которые мы не можем потрогать, например, нежность, это не предмет, но это все же имя существительное..

- Какие еще группы есть? Вы о них читала на стр. для любознательных.

- Олимпиада- сейчас идет по телевидению.

- Мы можем ее потрогать? (нет). Это не конкретный предмет. Это событие.

- На какой вопрос отвечает это слово? (что)

- Какой частью речи является?

Упражнение 79

- Что нужно было сделать?

 - Послушаем. Что у вас получилось. ( читает 1 уч.)

- Нужно было найти имена существительные.

(по коре- с.46 – правило)

Имена существительные могут изменяться, не всегда они отвечают на вопросы кто и что.

Подписывать часть речи над словом

Находить части речи

Рассматривать картинки

Называть. Что изображено

Формулировать вывод

Называть предметы, отвечающие на вопрос что

Беседовать с учителем

Называть группы имен существительных

Беседовать с учителем

Работа с упражнением

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

Р: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Л: оценивание усваиваемого материала.

Р: планирование последовательности действий

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач

Рефлексивный

Пр.: дидактическая игра

3 мин

Дидактическая игра

Я сейчас буду назвать вразброс слова разных частей речи. Вам нужно будет назвать, какой частью речи является данные слова: пенал, красный, груша, плывет, ремень, ночует, красивый, лабиринт.

Определять части речи

К: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2 мин

Информация о домашнем задании

Прочитать еще раз правила на с. 40, 45, 46

Разобраться со схемой на с. 41.

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Пр.: самооценка

2 мин

- С какими частями речи вы сегодня познакомились?

- На какой вопрос отвечает имя существительное? Что обозначает? Имя прилагательное, глагол.

- У кого были трудности на уроке и какие?

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.

Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Части речи"

Конспект урока "Части речи" в 3- ем классе по прогрмма "Школа 2100"...

Конспект урока "Части речи" 3 класс Канакина

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи" Канакина  УМК "Школа России"...

конспект урока "Части речи" 2 класс

конспект урока русского языка в сопровождении мультимедийной презентации...

Конспект урока "Части речи". 3 класс

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Части речи"....

Конспект урока: "Части речи"

Цели деятельности учителя: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; раз­вивать наблюдательность, речь; развивать орфографическую зоркость....

Конспект урока "части речи" 1 класс.

Технологическая карта урока русского языка.ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУДСамоопределение к деятельности  (организационный момент).- Ребята, в этом году Зима со своими спутниками...

Конспект урока «Части речи в русском языке"

Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....