Конспект урока: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Волосенко Елена Игоревна

Цели деятельности учителя: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; раз­вивать наблюдательность, речь; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты

Личностные: формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; формировать коммуникативные умения детей.

 

Предметные:  научить различать слова-названия предметов, слова — названия признаков, слова   - названия действий, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_20-02.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.2017                                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                       Методист: Зубарева Н. С.__________

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 2                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по русскому языку

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «Части речи».

Цели деятельности учителя: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать наблюдательность, речь; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты

Личностные: формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; формировать коммуникативные умения детей.

Предметные:  научить различать слова-названия предметов, слова — названия признаков, слова   - названия действий, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.


Этапы:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: словарная работа.

Практический: орфографическая минутка.

2 мин.

3 мин.

- Здравствуйте, ребята! Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись. Молодцы! Садитесь.

Словарная работа.

- Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.) Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык.)

- Как вы понимаете смысл пословиц? (Слайд 1). 

Язык до Киева доведет.

Язык царствами ворочает.

Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык.)

-Откройте тетрадки, запишите число, «классная работа». Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.

- Сколько значений у этого слова? (2) Назовите их. (Язык – речь и орган).

Орфографическая минутка.

Письмо по памяти (Слайд 2).

Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет лед.

А. С. Пушкин

- Мы с вами закончили большой раздел в наших учебниках. Какую большую тему мы изучили? («Звуки и буквы») Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка). Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы). Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка). Сегодня мы приступим к изучению нового раздела.

Приветствовать учителя.

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Записывать, запоминать словарное слово.

Записывать предложение по памяти.

Вспоминать, размышлять, отвечать на вопросы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

2 мин.

(Слайд 3: лес  темный зеленеет

         снежинка легкая   падает

        солнышко  яркое   светит)

По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос кто?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — на вопрос что делает?) Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика?

Какую роль они играют в русском языке? 
Кто определит тему урока? («Части речи»). Какие цели мы поставим? (Узнать новое о частях речи и т.д.).

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Выдвигать предположения, анализировать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: устное упражнение.

Словесный: чтение правила.

Практический: работа с блок-схемой.

Практический: письменное морфологическое упражнение.

Практический: работа в группе.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: письменное морфологическое речевое упражнение.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: немой диктант.

2 мин.

3 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1 мин.

11 мин.

4 мин.

- Откройте свои учебники на странице 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)

- Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)

Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.)

Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.)

Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)

Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов.)

Прочитайте задачи раздела. Хорошо!

Упражнение 68.

- Все вместе выполним упражнение 68. N, прочти задание. Поднимите руку те, кому что-то непонятно.

(кто? что?) девочка, мальчик, белочка, ворона, скамейки, дерево.

(какой?) морозный, теплое, снежный, веселый, доверчивый.

(что делает?) прыгает, играет, кормит, смотрит, нюхает.

Даша с Петей ходили в городской парк кормить ручных белок.

- А теперь прочитайте правило тетушки Совы. N, прочитай вслух. Молодец!

Блок-схема.

-Внимательно рассмотрите схему на странице 41.

-Скажите, что же называют частями речи? (слова, объединенные в группы).

-Какие названия есть у каждой части речи? (имя существительное, прилагательное, глагол).

- В русском языке принято сокращать части речи на письме: Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл. (Слайд 4).

- N, прочитай, пожалуйста, предложение, данное в схеме.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

- Давайте посмотрим, какие части речи есть в этом предложении. Сначала мы задаем вопрос «что?» (гроза – сущ.). «Какая» гроза? (ранняя – прил.). Затем «что делает?» (предвещает – гл.). Молодцы! Предвещает «что?» (лето – сущ.). Лето «какое?» (дождливое – прил.). Хорошо!

- Ребята, у вас на партах лежат конвертики. Случилась беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики. Проверим, N, иди к доске, покажи, как ты собрал домики частям речи. Поднимите руку те, у кого не так.

C:\Users\User\Desktop\Безымянный.jpg

Упражнение 70.

- N, прочитай задание. Поднимите руку кому что-то не понятно? Из какой сказки эти слова? («Сказка о рыбаке и рыбке»). Поработаем в группах, но сначала вспомним правила работы в группе. (Перечисляют). Молодцы! 4 группы: первый, второй, третий и четвертый столбик. Начинайте.

1. кто? что? – сущ.

2. кто? что? – сущ.

3. (какой?) – прил.

4. (что делал?) – гл.

Старик со старухой жили у синего моря.

Фронтальная проверка. Хорошо!

Физминутка.

- На какой вопрос отвечает имя существительное? (кто? что?)  Имя прилагательное? (какое? Какая? Какие? Какое?) А глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?) Молодцы!

Упражнение 73

- N, прочитай задание. Поднимите руку те, кому задание не понятно? Выполните задания самостоятельно, если возникнут вопросы – поднимайте руку, я подойду.

Зимородок

Тема: описание зимородка.

Главная мысль: описание зимородка.

Кто? Зимородок – сущ.

Что? Палочка – сущ.

Какой? Длинный – прил.

Какая? Ярко – зеленая – прил.

Какое? Оранжевое – прил.

Что делает? Хватает – гл.

Проверим. Поменяйтесь тетрадками с соседом и сверьтесь со слайдом (5). Проверили? Теперь снова поменяйтесь. (Слайд 6). Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки? Какие вы молодцы! Поставьте себе карандашом на полях «5». Есть те, у кого было 2-3 ошибки? Поставьте себе «4». У кого 4 ошибки? Это «3», ребята. А у кого больше 4 ошибок поставьте себе минус, будьте в следующий раз внимательнее. 

-А сейчас посмотрим, как вы усвоили.

-Что я держу в руке? (карандаш).

-На какой вопрос отвечает это слово? (что?)

-Что обозначает? (предмет)

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)

-Подберите к этому существительному прилагательное. (деревянный)

-На какой вопрос отвечает прилагательное? (какой? Какая? Какое?)

-Теперь подберите к нему глагол? (пишет)

- На какой вопрос отвечает глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?)

Немой диктант

-У вас на партах карточки. Я вам показываю предмет на слайде, вы записываете  в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие  к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Слайд 7, 8, 9, 10, 11: зеркало, лебедь, тетрадь, яблоко, девочка). По окончании диктанта передаете все листочки мне, я проверю и поставлю оценку.

Ориентироваться в учебнике, анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Читать правило.

Рассматривать схему, анализировать, отвечать на вопросы.

Разбирать данный пример.

Собирать «домики» частей речи.

Осуществлять проверку.

Выполнять упражнение.

Работать в группе.

Осуществлять проверку.

Выполнять физические упражнения.

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Взаимопроверка.

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Практический: игра на внимание.

3 мин.

- Какая тема была у нас сегодня, какой новый большой раздел мы начали изучать? («Части речи»). Какие части речи мы сегодня узнали? (Имя сущ., прил., глагол). Имена сущ. – это …(слова – названия предметов). А имя прилагательное? (слова- названия признаков предмета). А глагол? (слова – названия действий предметов). На какой вопрос отвечает имя существительное? (кто? что?)  Имя прилагательное? (какое? Какая? Какие? Какое?) А глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?) Молодцы!

- Поднимите руку те, кто сегодня много чего интересного и нового узнал и все понял. Хорошо, спасибо.

- Посмотрите внимательно на слайд, заметили что-нибудь? (Слайд 12) Льёт сильный дождь.

Льёт – гл.; сильный – сущ.; дождь – сущ.

(Ошибка. Сильный – имя прилагательное).

- Почему вы так решили? (отвечает на вопрос «какой?»).

Вы сегодня проделали большую работу, вы умницы!

Обобщение.

Отвечать на вопросы,

оценивать себя.

Находить ошибку, объяснять в чем она заключается.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Части речи"

Конспект урока "Части речи" в 3- ем классе по прогрмма "Школа 2100"...

Конспект урока "Части речи" 3 класс Канакина

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи" Канакина  УМК "Школа России"...

конспект урока "Части речи" 2 класс

конспект урока русского языка в сопровождении мультимедийной презентации...

Конспект урока "Части речи". 3 класс

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Части речи"....

Конспект урока «Части речи. Имя существительное» 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка «Части речи. Имя существительное»...

Конспект урока "части речи" 1 класс.

Технологическая карта урока русского языка.ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУДСамоопределение к деятельности  (организационный момент).- Ребята, в этом году Зима со своими спутниками...

Конспект урока «Части речи в русском языке"

Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....