Конспект урока: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цели деятельности учителя: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать наблюдательность, речь; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты
Личностные: формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; формировать коммуникативные умения детей.
Предметные: научить различать слова-названия предметов, слова — названия признаков, слова - названия действий, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_20-02.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 20.02.2017 Учитель школы: Мамлеева Л. Г.
Школа: МОУ Кулуевская СОШ Методист: Зубарева Н. С.__________
Класс: 2 «б» Студентка: Волосенко Е.И.
Урок: 2 46 гр.
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Части речи».
Цели деятельности учителя: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать наблюдательность, речь; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты
Личностные: формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; формировать коммуникативные умения детей.
Предметные: научить различать слова-названия предметов, слова — названия признаков, слова - названия действий, использовать специальную терминологию при определении части речи, находить и исправлять орфографические ошибки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России», презентация.
Этапы: Методы и приемы. | Время: | Деятельность учителя: | Деятельность уч-ся: | УУД: |
1.Организационный этап. Словесный: приветствие. Мотивационный этап. Словесный: ответы на вопросы. Практический: словарная работа. Практический: орфографическая минутка. | 2 мин. 3 мин. | - Здравствуйте, ребята! Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. Молодцы! Садитесь. Словарная работа. - Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.) Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык.) - Как вы понимаете смысл пословиц? (Слайд 1). Язык до Киева доведет. Язык царствами ворочает. Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык.) -Откройте тетрадки, запишите число, «классная работа». Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную. - Сколько значений у этого слова? (2) Назовите их. (Язык – речь и орган). Орфографическая минутка. Письмо по памяти (Слайд 2). Мальчишек радостный народ А. С. Пушкин - Мы с вами закончили большой раздел в наших учебниках. Какую большую тему мы изучили? («Звуки и буквы») Что мы изучали в этой теме? (Изучали орфограммы русского языка). Какие? (Дети перечисляют изученные орфограммы). Чему учились? (Учились писать слова в соответствии правил русского языка). Сегодня мы приступим к изучению нового раздела. | Приветствовать учителя. Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы. Записывать, запоминать словарное слово. Записывать предложение по памяти. Вспоминать, размышлять, отвечать на вопросы. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный: ответы на вопросы. | 2 мин. | (Слайд 3: лес темный зеленеет снежинка легкая падает солнышко яркое светит) По какому признаку слова распределены в три столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос кто?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — на вопрос что делает?) Что обозначают слова первого, второго, третьего столбика? Какую роль они играют в русском языке? | Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы. Выдвигать предположения, анализировать, ставить цели. | П.: строят речевое высказывание. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Решение частных задач. Практический: устное упражнение. Словесный: чтение правила. Практический: работа с блок-схемой. Практический: письменное морфологическое упражнение. Практический: работа в группе. Словесный: ответы на вопросы. Практический: письменное морфологическое речевое упражнение. Словесный: ответы на вопросы. Практический: немой диктант. | 2 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. 4 мин. 1 мин. 11 мин. 4 мин. | - Откройте свои учебники на странице 39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.) - Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?) Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.) Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.) Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.) Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Из слов.) Прочитайте задачи раздела. Хорошо! Упражнение 68. - Все вместе выполним упражнение 68. N, прочти задание. Поднимите руку те, кому что-то непонятно. (кто? что?) девочка, мальчик, белочка, ворона, скамейки, дерево. (какой?) морозный, теплое, снежный, веселый, доверчивый. (что делает?) прыгает, играет, кормит, смотрит, нюхает. Даша с Петей ходили в городской парк кормить ручных белок. - А теперь прочитайте правило тетушки Совы. N, прочитай вслух. Молодец! Блок-схема. -Внимательно рассмотрите схему на странице 41. -Скажите, что же называют частями речи? (слова, объединенные в группы). -Какие названия есть у каждой части речи? (имя существительное, прилагательное, глагол). - В русском языке принято сокращать части речи на письме: Существительное – сущ. Прилагательное – прил. Глагол – гл. (Слайд 4). - N, прочитай, пожалуйста, предложение, данное в схеме. Ранняя гроза предвещает дождливое лето. - Давайте посмотрим, какие части речи есть в этом предложении. Сначала мы задаем вопрос «что?» (гроза – сущ.). «Какая» гроза? (ранняя – прил.). Затем «что делает?» (предвещает – гл.). Молодцы! Предвещает «что?» (лето – сущ.). Лето «какое?» (дождливое – прил.). Хорошо! - Ребята, у вас на партах лежат конвертики. Случилась беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики. Проверим, N, иди к доске, покажи, как ты собрал домики частям речи. Поднимите руку те, у кого не так. Упражнение 70. - N, прочитай задание. Поднимите руку кому что-то не понятно? Из какой сказки эти слова? («Сказка о рыбаке и рыбке»). Поработаем в группах, но сначала вспомним правила работы в группе. (Перечисляют). Молодцы! 4 группы: первый, второй, третий и четвертый столбик. Начинайте. 1. кто? что? – сущ. 2. кто? что? – сущ. 3. (какой?) – прил. 4. (что делал?) – гл. Старик со старухой жили у синего моря. Фронтальная проверка. Хорошо! Физминутка. - На какой вопрос отвечает имя существительное? (кто? что?) Имя прилагательное? (какое? Какая? Какие? Какое?) А глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?) Молодцы! Упражнение 73 - N, прочитай задание. Поднимите руку те, кому задание не понятно? Выполните задания самостоятельно, если возникнут вопросы – поднимайте руку, я подойду. Зимородок Тема: описание зимородка. Главная мысль: описание зимородка. Кто? Зимородок – сущ. Что? Палочка – сущ. Какой? Длинный – прил. Какая? Ярко – зеленая – прил. Какое? Оранжевое – прил. Что делает? Хватает – гл. Проверим. Поменяйтесь тетрадками с соседом и сверьтесь со слайдом (5). Проверили? Теперь снова поменяйтесь. (Слайд 6). Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки? Какие вы молодцы! Поставьте себе карандашом на полях «5». Есть те, у кого было 2-3 ошибки? Поставьте себе «4». У кого 4 ошибки? Это «3», ребята. А у кого больше 4 ошибок поставьте себе минус, будьте в следующий раз внимательнее. -А сейчас посмотрим, как вы усвоили. -Что я держу в руке? (карандаш). -На какой вопрос отвечает это слово? (что?) -Что обозначает? (предмет) -Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное) -Подберите к этому существительному прилагательное. (деревянный) -На какой вопрос отвечает прилагательное? (какой? Какая? Какое?) -Теперь подберите к нему глагол? (пишет) - На какой вопрос отвечает глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?) Немой диктант -У вас на партах карточки. Я вам показываю предмет на слайде, вы записываете в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11: зеркало, лебедь, тетрадь, яблоко, девочка). По окончании диктанта передаете все листочки мне, я проверю и поставлю оценку. | Ориентироваться в учебнике, анализировать, размышлять, отвечать на вопросы. Выполнять упражнение. Читать правило. Рассматривать схему, анализировать, отвечать на вопросы. Разбирать данный пример. Собирать «домики» частей речи. Осуществлять проверку. Выполнять упражнение. Работать в группе. Осуществлять проверку. Выполнять физические упражнения. Отвечать на вопросы. Выполнять упражнение. Взаимопроверка. Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы. Выполнять задание. | Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей. П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал. К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение. |
4. Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ. Практический: игра на внимание. | 3 мин. | - Какая тема была у нас сегодня, какой новый большой раздел мы начали изучать? («Части речи»). Какие части речи мы сегодня узнали? (Имя сущ., прил., глагол). Имена сущ. – это …(слова – названия предметов). А имя прилагательное? (слова- названия признаков предмета). А глагол? (слова – названия действий предметов). На какой вопрос отвечает имя существительное? (кто? что?) Имя прилагательное? (какое? Какая? Какие? Какое?) А глагол? (что делает? Что сделает? Что делают? Что делали?) Молодцы! - Поднимите руку те, кто сегодня много чего интересного и нового узнал и все понял. Хорошо, спасибо. - Посмотрите внимательно на слайд, заметили что-нибудь? (Слайд 12) Льёт сильный дождь. Льёт – гл.; сильный – сущ.; дождь – сущ. (Ошибка. Сильный – имя прилагательное). - Почему вы так решили? (отвечает на вопрос «какой?»). Вы сегодня проделали большую работу, вы умницы! | Обобщение. Отвечать на вопросы, оценивать себя. Находить ошибку, объяснять в чем она заключается. | Р: осуществляют итоговый контроль. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Части речи"
Конспект урока "Части речи" в 3- ем классе по прогрмма "Школа 2100"...
Конспект урока "Части речи" 3 класс Канакина
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Части речи" Канакина УМК "Школа России"...
конспект урока "Части речи" 2 класс
конспект урока русского языка в сопровождении мультимедийной презентации...
Конспект урока "Части речи". 3 класс
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Части речи"....
Конспект урока «Части речи. Имя существительное» 2 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка «Части речи. Имя существительное»...
Конспект урока "части речи" 1 класс.
Технологическая карта урока русского языка.ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУДСамоопределение к деятельности (организационный момент).- Ребята, в этом году Зима со своими спутниками...
Конспект урока «Части речи в русском языке"
Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....