Конспект урока «Части речи в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Курчатова Олеся Александровна

Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zanyatie_6.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Русский язык»

Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Класс: 3

Тема: «Части речи в русском языке»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

Задачи урока:

  1. Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

  1. Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.

  1. Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Самоопределение к деятельности.

 Наш урок мне хочется начать словами:  «Где есть желание, найдётся путь!»

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания.

Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи!

самоопределение (Л)

смыслообразование (Л)

целеполагание (П)

умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (К)

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

горький –

мокрый –

мёрзнуть –

робкий –

щедрый –

Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд, проверка по щелчку)

Минутка чистописания.

Буква С. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

Какой звук слышится?

Дайте ему характеристику.

Что нужно помнить при написании этой буквы?

Запишите С с всю строчку.

http://festival.1september.ru/articles/609296/f_clip_image014.gif

Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. 

Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: сло осл лос.

Последняя буква в каждой ячейке становится первой.

Прочитайте слова.

Слова на слайде Снег, снеговик, снегопад, снежный.

Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах.

Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Подснежники)

-Как понимаете это слово? (Белые чистые цветы, которые спешат появиться из под стремительно тающего снега, под яркими солнечными лучами).

- Путь свободен, снова в путь!

Словарная работа.

В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса –

1) площадка на наклонной поверхности земли;

2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

– Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)

– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений (К)

3.Постановка учебной задачи.

Беседа о многообразии слов.

Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?

Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

Обратите внимание, что вы здесь видите? Предложение.

Лёгкие снежинки летали в морозном воздухе.

Мы сможем продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.

- А давайте проверим.

- Какое слово в предложении осталось не названым?

- Не названо слово в.

- Что вы о нем можете сказать?

- В – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

подведение под понятие (П)

определение основной и второстепенной информации (П)

постановка и формулирование проблемы (П)

структурирование знаний (П)

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

- смыслообразование (Л);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

Составление алгоритма:

  1. Задать вопрос к слову.
  2. Определить, что означает это слово.
  3. Название части речи.

Работа в группах. Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог.

Дети крепят свои правила к доске.

Проверим наши правила.

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).

Наблюдение за частями речи.

Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме.

Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?

Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.

Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.

Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)

Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя.

Мы много трудились, пора и отдохнуть.

Физкультминутка.

Упр. 208 – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

использование знаково-символических средств (П)

подведение под понятие (П)

установление причинно-следственных связей (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

построение логической цепи рассуждений (П)

доказательство (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

осознание ответственности за общее дело (Л)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Самопроверка по эталону.



анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

использование знаково-символических средств (П)

подведение под понятие (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

7.Включение в систему знаний и повторение.

Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.

Ученики объясняют смысл рисунка.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

понимание текстов, извлечение необходимой информации(П)

подведение под понятие (П)

моделирование, преобразование модели (П)

использование знаково-символических средств (П)

установление причинно-следственных связей (П)

выведение следствий (П)

выполнение действий по алгоритму (П)

построение логической цепи рассуждений (П)

доказательство (П)

контроль, коррекция, оценка (Р)

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

постановка вопроса (К)

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

управление поведением партнера (К)

осознание ответственности за общее дело (Л)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

8.Рефлексия деятельности.

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи».

Сегодня я узнал…

Мне еще нужно отработать…

Для меня самым трудным было…

Сегодня на уроке мне было…

Для меня самым интересным было…

Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

Домашнее задание.

1. Упр. 210.

2. Выучить классификацию частей речи.

рефлексия способов и условий действия (П)

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

самооценка на основе критерия успешности (Л)

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

использование критериев для обоснования своего суждения (К)

планирование учебного сотрудничества (К)

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Ссылка на использованный материал http://school2100.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".

Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....

Части речи в русском языке

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Повторение материала "Части речи"...

Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс

Урок развития речи.Тема урока: Сочинение о  животном.Классификация данного сочинения:1. по типу текста — сочинение смешанного типа2. по источникам — на материале разных источников3. п...

Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе

В данном материале представлены  методические основы изучения частей речи в начальной школе....

Конспект урока 2 класс по русскому языку: "Местоимение,как часть речи"

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: "Местоимение, как часть речи".Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что они указывают....