Развитие речи
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Урусова Марина Анатольевна

Внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа «Школа развития речи» по внеурочной деятельности  для обучающихся 3 класса имеет предметную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года  №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785; примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана, авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/;  программой курса «Речь», разработанной преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского  Л.Д. Мали,           О.С. Арямовой,  С.А. Климовой,  Н.С.  Песковой  и  рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

    Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

    Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую  направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

    Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

    Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:

-развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли;

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции;

- повышать уровень языкового развития школьников;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои   силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, мы планируем следующие результаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

        Общая характеристика учебного предмета, курса.

    Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

           Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

           Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

          Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

    Данный курс выбран потому, что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

     Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Речь
  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1)        Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2)        Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3)        Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4)        Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

•         личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

•        личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

•        деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Содержание занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.

   Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения и др.

    В процессе реализации программы используются следующие методы: игра (деловая, ролевая, познавательная);

беседа; метод проектов; решение ситуационных задач; викторина; конкурс

    Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, самостоятельных работ (2 за год).

Инструментарий для оценивания результатов:

-        мини-сочинения;

-        выступления детей;

-        заполнение и ведение творческих тетрадей;

-        конкурсы стихов, рефератов и другое.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.

        Содержание учебного предмета, курса.

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Тематический план курса

Содержание тематического блока

Кол-во часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Тема текста. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (8 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

2

Научный стиль.

2

Словари.

1

Проверь себя.

1

                                                                                Всего:                 34

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

        Результаты изучения курса.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, справочников;

 - строить сообщения в устной и письменной форме;

- овладеют основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

 - проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

 - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать, делать выводы;

 - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Регулятивные

 - способность принимать и сохранять учебную задачу;

 - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 - способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 - умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

 - умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

 - адекватное восприятие предложения и оценки учителя, товарищей;

 - способность различать способ и результат действия;

 - умение вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

 - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

 - формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;

 - развитие учебно-познавательного интереса к изучению курса развития речи, к  новому учебному материалу;

 - развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 - формирование ценностных ориентиров в области языкознания;

 - формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;

 - ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;

 - формирование знаний основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 - развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;

 - развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.

 - осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы  первоначальные представления о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Ожидаемый результат:

- обогащённый словарный запас;

- отчётливое произношение слов со свистящими, шипящими и сонорными звуками;

- умение описывать, придерживаясь определенной последовательности;

- умение строить сложные предложения;

- умение составлять творческие рассказы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Используемый учебно-методический комплект

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2011.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2011.

        Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Элементы   содержания

Основные виды учебной             деятельности

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

Регулятив-ные

Слово (16 часов).

1

Многознач

ные слова.

Знакомство с многозначными словами.

Различать много-значные слова;  находить выраже-ния с прямыми значениями слов.

Использовать на доступном уровне логи-ческие приемы мышления (анализ, срав-нение, клас-сификацию, обобщение)

Вступать в диалог (отве-чать на вопро-сы, задавать вопросы, уточ-нять непонят-ное);

Принимать и сохранять учеб

ную задачу; учиться рабо-тать по пред-ложенному учителем плану

Развитие само-стоятельности в поиске реше-ния различных речевых задач

2

Омонимы, омоформы омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

Находить омони-мы, омоформы и омофоны; состав-лять с омонимами предложения, в которых раскры-вался бы смысл слов.

Осуществлять поиск необхо-димой инфор-мации для выполнения учебных зада-ний, используя справочные материалы.

Вступать в диалог, участ-вовать в кол-лективном обсуждении проблем.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Формирование

положитель-ной мотивации к изучению языка.

3

Фразеологиз

мы.

Познакомить с понятием «фразеологиз

мы».

Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значе-ние фразеологиз-мов; употреблять крылатые слова в речи.

Искать и выделять необходимую информацию.

Вступать в диалог, спра-шивать, инте-ресоваться чу-жим мнением и высказывать своё.

Принимать и сохранять учеб

ную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей.

Осознание своей этничес-кой принадле-жности, знание истории, языка, культуры свое-го народа, свое-го края, основ культурного наследия наро-дов России.

4

Сравнения.

Познакомить  с понятием «сравнение».

Подбирать и упот-реблять сравнения в устной и пись-менной речи.

Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе знаний.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения, проявлять активность и стремление высказываться.

Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий.

Формирование

умения чувст-вовать красоту и выразитель-ность речи, стремление к совершенство-ванию речи.

5

Олицетворе-

ние.

Познакомить с понятием «олицетворе-ние».

Употреблять олицетворения в устной и письмен-ной речи.

Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, строить речевые высказывания в устной форме.

Формировать навыки рече-вых действий, уметь с доста-точной полно-той и точнос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий, читать в соответствии с целью чтения.

Формирование

умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, использовать понравившие-ся сравнения, эпитеты и ме-тафор в своих художествен-ных высказы-ваниях.

6

Изобразительно-вырази-тельные сред-ства языка. Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением

Употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

Слова нейтральные и эмоциональ-но окрашен-ные.

Познакомить с эмоциональ-но окрашен-ной лексикой.

Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и упот-реблять их в речи.

Использовать на доступном уровне логи-ческие приемы мышления (анализ, срав-нение, клас-сификацию, обобщение)

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Контролиро-вать процесс и результаты деятельности, адекватно оце-нивать свои достижения.

Формирование устойчивой мотивации

к самостоя-тельной и коллективной аналитической деятельности.

8

Откуда приходят слова.

Познакомить с заимство-ванными словами.

Находить слова с одной фонетичес-кой приметой не-русского происхо-ждения, с двумя,

с тремя.

Искать и выде-лять необходи-мую информа-цию, делать обобщения, выводы.

Формировать навыки речевых действий, делиться свои-ми размышле-ниями, впечат-лениями, учас-твовать в общей беседе.

В сотрудни-честве с учите-лем ставить конкретную учебную зада-чу на основе соотнесения того, что уже известно и ус-воено, и того, что еще неиз-вестно.

Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком.

9

Этимология.

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

Использовать этимологический словарь;

 объяснять происхождение слов.

Осуществлять поиск необхо-димой инфор-мации для выполнения учебных зада-ний, используя справочные материалы;

10

Как тебя зовут?

Познакомить с происхож-

дением и зна-чением имен.

Объяснять проис-хождение имен.

Формировать умение осуществлять смысловое чтение, искать и выделять необходимую информацию, добывать новые знания; строить рассуждения.

Уметь с доста-точной полно-той и яснос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями ком-муникации, строить рече-вое высказы-вание.

Принимать и сохранять учеб

ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклас-сниками необ-ходимые дейс-твия в соответ-ствии с постав

ленной задачей.

Сознательное расширение своего личного читательского опыта, форми-рование поло-жительного отношения к учению, к поз-навательной деятельности.

11

Как тебя зовут?

Познакомить с происхожде-нием отчеств.

Объяснять проис-хождение отчеств.

12

Наши фамилии.

Познакомить с происхожде-нием фамилий

Высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

Топонимы.

Знакомить с топонимами.

Объяснять происхождение географических названий.

Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение познаватель-ного текста, искать и выде-лять необходи-мую информа-цию, добывать новые знания; строить рассуждения.

Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Принимать и сохранять учеб

ную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей.

Формирование познаватель-ного интереса к изучению нового мате-риала.

14

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

Находить и объяс-нять значение устаревших слов.

Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение текста, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить рассуждение.

Уметь с доста-точной полно-той и яснос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями ком-муникации, строить рече-вое высказы-вание.

Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий.

Формирование эстетических чувств и чув-ства прекрас-ного в процес-се ознакомле-ния с родным языком.

15

Сочинение

по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Употреблять фразеологические обороты.

Составлять текст-описа-ние, соблюдая нормы построе-ния текста.

Владеть моно-логической и диалогической формами речи в соответствии с нормами рус-ского языка, оформлять свои мысли в письменной форме.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки.

Формирование эстетических чувств и чувс-тва прекрасно-го в процессе ознакомления

с произведени-ями искусства.

16

Проверочная работа.

Каких успе-хов добились? Как и где мож

но применить полученные знания?

Читать, понимать и выполнять предложенные задания.

Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, делать обобщения, выводы.

Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.

Анализировать собственную работу, выде-лять и осозна-вать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оцени-вать результа-ты работы.

Формирование умения оцени-вать свои дос-тижения; осоз-нание своих трудностей и стремление к их преодолению

Текст (10 часов)

17

Типы текстов.

Повторить  разные типы текстов и их признаки.

Различать типы текстов.

Читать, извле-кая нужную информацию, устанавливать причинно-сле-дственные свя-зи, строить сообщения в устной форме, составлять тексты различ-ных жанров, соблюдая нор-мы построения текста.

Выбирать слова для успешного решения ком-муникативной задачи; пред-ставлять конк-ретное содер-жание и сооб-щать его в уст-ной и письмен-ной форме.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки.

Формирование основ положи-тельной устой-чивой мотива-ции к учебной деятельности, развитие ши-роких познава-тельных инте-ресов, творче-ства.

18

Темы текстов. Опорные слова.

Повторить  признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

Определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

19

Связь предложений в тексте.

Работа над связью слов в тексте, закреп-ление навы-ков работы с деформиро-ванным текстом.

Составлять из предложений текст.

Учиться осно-вам смыслово-

го восприятия текстов, уста-навливать при-чинно-следст-венные связи, строить сооб-щения в устной и письменной форме.

Выбирать сло-ва для успеш-ного решения коммуникативной задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки.

Формирование эстетических чувств и чув-ства прекрас-ного в процес-се ознакомле-ния с родным языком.

20

Цепная связь предложений в тексте.

Знакомство со способами цепной связи предложений в тексте.

Определять спо-собы цепной связи предложений

в тексте.

Учиться осно-вам смыслово-го восприятия текстов, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить сообщения в устной и пись-менной форме.

Уметь с доста-точной полно-той и точнос-тью выражать свои мысли, строить связное высказывание по предостав-ленной теме, доносить свою позицию до других, приводя аргументы

Принимать и сохранять учеб-ную задачу.

Различение морально-нрав-ственных норм, соотнесение их с поступками литературных героев.

21

Цепная связь предложений в тексте.

Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте.

Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оцени-вать правиль-ность выполне-ния действий на уровне адек-ватной оценки.

Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа.

22

Параллельная связь предложений в тексте.

Знакомство с параллельной связью предложений в тексте.

Составлять из предложений текст с параллель-ной связью.

23

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

Составлять описание картины с опорой на план и слова; приме-нять знания о цеп-ной и параллель-ной связях предло-жений в тексте.

Составлять текст-описа-ние, соблюдая нормы постро-ения текста.

Владеть моно-логической и диалогической формами речи в соответствии с нормами рус-ского языка.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки.

Формирование эстетических чувств и чувс-тва прекрасно-го в процессе ознакомления

с произведени-ями искусства.

24

Единый временной план текста.

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

Определить типы текста; находить глаголы в тексте и определять их время.

Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение текста, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить рассуждения, делать обоб-щения, выводы.

Вступать в диалог, участ-вовать в коллек-тивном обсуж-дении проб-лем; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргу-ментированно отвечать на поставленный вопрос.

Принимать и сохранять учеб

ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклас-сниками необ-ходимые дейс-твия в соответ-ствии с постав

ленной задачей.

Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа.

25

Единый временной план текста.

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

Объяснять фразеологизмы;

ставить в тексте в нужную форму.

26

Единый временной план текста.

Продолжить работу над временной соотнесённостью глаголов.

Редактировать повествователь-ные тексты.

Стили речи (8 часов)

27

Стили речи.

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновид-ностями стилей речи.

Различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

Осознавать познаватель-ную задачу, выявлять известное и неизвестное, осуществлять смысловое чтение, анали-зировать лите-ратурный текст с опорой на систему воп-росов учителя.

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, прояв-лять актив-ность и стрем-ление выска-зываться, зада-вать вопросы.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям)

Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа.

28

Стили речи.

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «монолог» и «диалог».

Находить текст в разговорном стиле.

29-30

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

Соблюдать рече-вой этикет в споре, дискуссии.

Осуществлять смысловое чтение, анали-зировать лите-ратурный текст с опорой на систему вопросов учеб-ника.

Формировать навыки рече-вых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая пра-вила речевого поведения.

Принимать и сохранять учеб-ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклассни-ками необходи-мые действия.

Проявление доброжелательности по отно-шению к одно-классникам в спорах и дис-куссиях, знание правил ведения дискуссии.

31-32

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

Находить текст

в научном стиле.

Анализировать литературный текст с опорой на систему во-просов учителя.

Осуществлять совместную деятельность в парах, строить связное выска-зывание.

Ставить учеб-ную задачу, определять последовательность промежу-точных целей с учётом коне-чного резуль-тата.

33

Словари.

Знакомство с разными видами словарей.

Работать со словарями.

Умение осу-ществлять поиск необхо-димой инфор-мации для вы-полнения учеб-ных заданий в словарях.

Интегрироваться в группу сверстников, строить проду-ктивное взаи-модействие и сотрудничество.

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, познавательно-го интереса к предмету иссле-дования.

34

Проверь себя.

Каких успе-хов добились? Как и где мож

но применить полученные знания?

Читать, понимать и выполнять пред-ложенные задания.

Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, делать обобщения, выводы.

Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.

Анализировать собственную работу, выде-лять и осозна-вать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оцени-вать результа-ты работы.

Формирование умения оцени-вать свои дос-тижения; осоз-нание своих трудностей и стремление к их преодолению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....