Развитие речи
материал по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Школа развития речи» по внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса имеет предметную направленность и составлена в соответствии с нормативными документами: ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785; примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана, авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/; программой курса «Речь», разработанной преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».
Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Новизна программы:
-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению
-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли;
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- сформировать умения и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи:
Образовательные:
-расширение и углубление программного материала;
-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
-воспитание чувства патриотизма;
-повышение общей языковой культуры учащихся;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
-развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа, мы планируем следующие результаты:
1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.
2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.
3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Данный курс выбран потому, что в программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. Этот курс способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов. Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Речь
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
• личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Содержание занятия учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, здоровьясбережения и др.
В процессе реализации программы используются следующие методы: игра (деловая, ролевая, познавательная);
беседа; метод проектов; решение ситуационных задач; викторина; конкурс
Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, самостоятельных работ (2 за год).
Инструментарий для оценивания результатов:
- мини-сочинения;
- выступления детей;
- заполнение и ведение творческих тетрадей;
- конкурсы стихов, рефератов и другое.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.
Содержание учебного предмета, курса.
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Тематический план курса
Содержание тематического блока | Кол-во часов | Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (16 часов) | ||
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Сравнения. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
Откуда приходят слова. | 1 | |
Этимология. | 1 | |
Как тебя зовут? | 2 | |
Наши фамилии. | 1 | |
Топонимы. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 часов) | ||
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Тема текста. Опорные слова. | 1 | |
Связь предложений в тексте. | 1 | |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 | |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | |
Единый временной план текста. | 3 | |
Стили речи (8 часов) | ||
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 2 | |
Научный стиль. | 2 | |
Словари. | 1 | |
Проверь себя. | 1 | |
Всего: 34 |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Результаты изучения курса.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, справочников;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- овладеют основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать, делать выводы;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Регулятивные
- способность принимать и сохранять учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватное восприятие предложения и оценки учителя, товарищей;
- способность различать способ и результат действия;
- умение вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
- развитие учебно-познавательного интереса к изучению курса развития речи, к новому учебному материалу;
- развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование ценностных ориентиров в области языкознания;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей;
- формирование знаний основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой.
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы первоначальные представления о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Ожидаемый результат:
- обогащённый словарный запас;
- отчётливое произношение слов со свистящими, шипящими и сонорными звуками;
- умение описывать, придерживаясь определенной последовательности;
- умение строить сложные предложения;
- умение составлять творческие рассказы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Используемый учебно-методический комплект
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига, 2011.
для детей:
Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | |||
Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Познаватель-ные | Коммуника-тивные | Регулятив-ные | ||||||
Слово (16 часов). | ||||||||
1 | Многознач ные слова. | Знакомство с многозначными словами. | Различать много-значные слова; находить выраже-ния с прямыми значениями слов. | Использовать на доступном уровне логи-ческие приемы мышления (анализ, срав-нение, клас-сификацию, обобщение) | Вступать в диалог (отве-чать на вопро-сы, задавать вопросы, уточ-нять непонят-ное); | Принимать и сохранять учеб ную задачу; учиться рабо-тать по пред-ложенному учителем плану | Развитие само-стоятельности в поиске реше-ния различных речевых задач | |
2 | Омонимы, омоформы омофоны. | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Находить омони-мы, омоформы и омофоны; состав-лять с омонимами предложения, в которых раскры-вался бы смысл слов. | Осуществлять поиск необхо-димой инфор-мации для выполнения учебных зада-ний, используя справочные материалы. | Вступать в диалог, участ-вовать в кол-лективном обсуждении проблем. | Принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование положитель-ной мотивации к изучению языка. | |
3 | Фразеологиз мы. | Познакомить с понятием «фразеологиз мы». | Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значе-ние фразеологиз-мов; употреблять крылатые слова в речи. | Искать и выделять необходимую информацию. | Вступать в диалог, спра-шивать, инте-ресоваться чу-жим мнением и высказывать своё. | Принимать и сохранять учеб ную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей. | Осознание своей этничес-кой принадле-жности, знание истории, языка, культуры свое-го народа, свое-го края, основ культурного наследия наро-дов России. | |
4 | Сравнения. | Познакомить с понятием «сравнение». | Подбирать и упот-реблять сравнения в устной и пись-менной речи. | Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе знаний. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения, проявлять активность и стремление высказываться. | Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий. | Формирование умения чувст-вовать красоту и выразитель-ность речи, стремление к совершенство-ванию речи. | |
5 | Олицетворе- ние. | Познакомить с понятием «олицетворе-ние». | Употреблять олицетворения в устной и письмен-ной речи. | Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, строить речевые высказывания в устной форме. | Формировать навыки рече-вых действий, уметь с доста-точной полно-той и точнос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий, читать в соответствии с целью чтения. | Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, использовать понравившие-ся сравнения, эпитеты и ме-тафор в своих художествен-ных высказы-ваниях. | |
6 | Изобразительно-вырази-тельные сред-ства языка. Эпитеты. | Познакомить с эпитетами, их назначением | Употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | |||||
7 | Слова нейтральные и эмоциональ-но окрашен-ные. | Познакомить с эмоциональ-но окрашен-ной лексикой. | Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и упот-реблять их в речи. | Использовать на доступном уровне логи-ческие приемы мышления (анализ, срав-нение, клас-сификацию, обобщение) | Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Контролиро-вать процесс и результаты деятельности, адекватно оце-нивать свои достижения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоя-тельной и коллективной аналитической деятельности. | |
8 | Откуда приходят слова. | Познакомить с заимство-ванными словами. | Находить слова с одной фонетичес-кой приметой не-русского происхо-ждения, с двумя, с тремя. | Искать и выде-лять необходи-мую информа-цию, делать обобщения, выводы. | Формировать навыки речевых действий, делиться свои-ми размышле-ниями, впечат-лениями, учас-твовать в общей беседе. | В сотрудни-честве с учите-лем ставить конкретную учебную зада-чу на основе соотнесения того, что уже известно и ус-воено, и того, что еще неиз-вестно. | Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком. | |
9 | Этимология. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов. | Осуществлять поиск необхо-димой инфор-мации для выполнения учебных зада-ний, используя справочные материалы; | ||||
10 | Как тебя зовут? | Познакомить с происхож- дением и зна-чением имен. | Объяснять проис-хождение имен. | Формировать умение осуществлять смысловое чтение, искать и выделять необходимую информацию, добывать новые знания; строить рассуждения. | Уметь с доста-точной полно-той и яснос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями ком-муникации, строить рече-вое высказы-вание. | Принимать и сохранять учеб ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклас-сниками необ-ходимые дейс-твия в соответ-ствии с постав ленной задачей. | Сознательное расширение своего личного читательского опыта, форми-рование поло-жительного отношения к учению, к поз-навательной деятельности. | |
11 | Как тебя зовут? | Познакомить с происхожде-нием отчеств. | Объяснять проис-хождение отчеств. | |||||
12 | Наши фамилии. | Познакомить с происхожде-нием фамилий | Высказывать предположения о происхождении фамилии. | |||||
13 | Топонимы. | Знакомить с топонимами. | Объяснять происхождение географических названий. | Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение познаватель-ного текста, искать и выде-лять необходи-мую информа-цию, добывать новые знания; строить рассуждения. | Выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Принимать и сохранять учеб ную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей. | Формирование познаватель-ного интереса к изучению нового мате-риала. | |
14 | Устаревшие слова. | Исследовать устаревшие слова. | Находить и объяс-нять значение устаревших слов. | Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение текста, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить рассуждение. | Уметь с доста-точной полно-той и яснос-тью выражать свои мысли в соответствии с задачами и ус-ловиями ком-муникации, строить рече-вое высказы-вание. | Работать по предложенному учителем плану, оцени-вать правиль-ность выпол-нения своих действий. | Формирование эстетических чувств и чув-ства прекрас-ного в процес-се ознакомле-ния с родным языком. | |
15 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Употреблять фразеологические обороты. | Составлять текст-описа-ние, соблюдая нормы построе-ния текста. | Владеть моно-логической и диалогической формами речи в соответствии с нормами рус-ского языка, оформлять свои мысли в письменной форме. | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки. | Формирование эстетических чувств и чувс-тва прекрасно-го в процессе ознакомления с произведени-ями искусства. | |
16 | Проверочная работа. | Каких успе-хов добились? Как и где мож но применить полученные знания? | Читать, понимать и выполнять предложенные задания. | Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, делать обобщения, выводы. | Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. | Анализировать собственную работу, выде-лять и осозна-вать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оцени-вать результа-ты работы. | Формирование умения оцени-вать свои дос-тижения; осоз-нание своих трудностей и стремление к их преодолению | |
Текст (10 часов) | ||||||||
17 | Типы текстов. | Повторить разные типы текстов и их признаки. | Различать типы текстов. | Читать, извле-кая нужную информацию, устанавливать причинно-сле-дственные свя-зи, строить сообщения в устной форме, составлять тексты различ-ных жанров, соблюдая нор-мы построения текста. | Выбирать слова для успешного решения ком-муникативной задачи; пред-ставлять конк-ретное содер-жание и сооб-щать его в уст-ной и письмен-ной форме. | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки. | Формирование основ положи-тельной устой-чивой мотива-ции к учебной деятельности, развитие ши-роких познава-тельных инте-ресов, творче-ства. | |
18 | Темы текстов. Опорные слова. | Повторить признаки текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |||||
19 | Связь предложений в тексте. | Работа над связью слов в тексте, закреп-ление навы-ков работы с деформиро-ванным текстом. | Составлять из предложений текст. | Учиться осно-вам смыслово- го восприятия текстов, уста-навливать при-чинно-следст-венные связи, строить сооб-щения в устной и письменной форме. | Выбирать сло-ва для успеш-ного решения коммуникативной задачи. | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки. | Формирование эстетических чувств и чув-ства прекрас-ного в процес-се ознакомле-ния с родным языком. | |
20 | Цепная связь предложений в тексте. | Знакомство со способами цепной связи предложений в тексте. | Определять спо-собы цепной связи предложений в тексте. | Учиться осно-вам смыслово-го восприятия текстов, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить сообщения в устной и пись-менной форме. | Уметь с доста-точной полно-той и точнос-тью выражать свои мысли, строить связное высказывание по предостав-ленной теме, доносить свою позицию до других, приводя аргументы | Принимать и сохранять учеб-ную задачу. | Различение морально-нрав-ственных норм, соотнесение их с поступками литературных героев. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | Продолжить работу над понятием цепной связи предложений в тексте. | Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оцени-вать правиль-ность выполне-ния действий на уровне адек-ватной оценки. | Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа. | |||
22 | Параллельная связь предложений в тексте. | Знакомство с параллельной связью предложений в тексте. | Составлять из предложений текст с параллель-ной связью. | |||||
23 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | Правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | Составлять описание картины с опорой на план и слова; приме-нять знания о цеп-ной и параллель-ной связях предло-жений в тексте. | Составлять текст-описа-ние, соблюдая нормы постро-ения текста. | Владеть моно-логической и диалогической формами речи в соответствии с нормами рус-ского языка. | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адеква-тной оценки. | Формирование эстетических чувств и чувс-тва прекрасно-го в процессе ознакомления с произведени-ями искусства. | |
24 | Единый временной план текста. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Определить типы текста; находить глаголы в тексте и определять их время. | Формировать умение осуще-ствлять смыс-ловое чтение текста, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять анализ объек-тов, строить рассуждения, делать обоб-щения, выводы. | Вступать в диалог, участ-вовать в коллек-тивном обсуж-дении проб-лем; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргу-ментированно отвечать на поставленный вопрос. | Принимать и сохранять учеб ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклас-сниками необ-ходимые дейс-твия в соответ-ствии с постав ленной задачей. | Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа. | |
25 | Единый временной план текста. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Объяснять фразеологизмы; ставить в тексте в нужную форму. | |||||
26 | Единый временной план текста. | Продолжить работу над временной соотнесённостью глаголов. | Редактировать повествователь-ные тексты. | |||||
Стили речи (8 часов) | ||||||||
27 | Стили речи. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновид-ностями стилей речи. | Различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | Осознавать познаватель-ную задачу, выявлять известное и неизвестное, осуществлять смысловое чтение, анали-зировать лите-ратурный текст с опорой на систему воп-росов учителя. | Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, прояв-лять актив-ность и стрем-ление выска-зываться, зада-вать вопросы. | Планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям) | Формирование умений заме-чать красоту поэтического слова, указы-вать на образ-ные слова и выражения, используемые автором для создания худо-жественного образа. | |
28 | Стили речи. | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «монолог» и «диалог». | Находить текст в разговорном стиле. | |||||
29-30 | Культура общения. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Соблюдать рече-вой этикет в споре, дискуссии. | Осуществлять смысловое чтение, анали-зировать лите-ратурный текст с опорой на систему вопросов учеб-ника. | Формировать навыки рече-вых действий, участвовать в общей беседе, соблюдая пра-вила речевого поведения. | Принимать и сохранять учеб-ную задачу, планировать в сотрудничест-ве с учителем и одноклассни-ками необходи-мые действия. | Проявление доброжелательности по отно-шению к одно-классникам в спорах и дис-куссиях, знание правил ведения дискуссии. | |
31-32 | Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Находить текст в научном стиле. | Анализировать литературный текст с опорой на систему во-просов учителя. | Осуществлять совместную деятельность в парах, строить связное выска-зывание. | Ставить учеб-ную задачу, определять последовательность промежу-точных целей с учётом коне-чного резуль-тата. | ||
33 | Словари. | Знакомство с разными видами словарей. | Работать со словарями. | Умение осу-ществлять поиск необхо-димой инфор-мации для вы-полнения учеб-ных заданий в словарях. | Интегрироваться в группу сверстников, строить проду-ктивное взаи-модействие и сотрудничество. | Удерживать цель деятельности до получения её результата. | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, познавательно-го интереса к предмету иссле-дования. | |
34 | Проверь себя. | Каких успе-хов добились? Как и где мож но применить полученные знания? | Читать, понимать и выполнять пред-ложенные задания. | Выполнять учебно-позна-вательные действия; ориентирова-ться в своей системе зна-ний, делать обобщения, выводы. | Регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. | Анализировать собственную работу, выде-лять и осозна-вать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оцени-вать результа-ты работы. | Формирование умения оцени-вать свои дос-тижения; осоз-нание своих трудностей и стремление к их преодолению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....